Председатель комитета межрегиональных связей и национальной политики Москвы Алексей Александров: "Проблема взаимоотношений москвичей с кавказцами заостряется специально"
В начале октября московское правительство обсудит программу "Столица многонациональной России", которая должна не только наладить контроль за приезжими рабочими, но и помочь им адаптироваться в мегаполисе. Подробнее о новых подходах в работе с гастарбайтерами корреспондент "Известий" Богдан Степовой попросил рассказать председателя комитета межрегиональных связей и национальной политики Москвы Алексея Александрова.
вопрос: Социологи утверждают, что с каждым годом москвичи все более нетерпимы к приезжим. Вы это чувствуете? ответ: Нет, я бы не стал говорить об усилении экстремистских настроений в столице. Конфликт "москвичи - приезжие" возник еще в 1970-1980-е годы между коренным населением и "лимитчиками" - неквалифицированными рабочими, которых набирали по разнарядке в основном из российской глубинки. Кроме того появился целый комплекс проблем: и синдром чеченских событий, и поведение прибывающих в Москву, и неготовность коренного населения принимать новых приезжих. Но культурной интервенции нет, и ее, по крайней мере пока, бояться не стоит. Я уверен, что проблема взаимоотношений москвичей с кавказцами и среднеазиатами заостряется специально. Наверное, все помнят скандал с роликом партии "Родина" перед выборами в Мосгордуму, где политики недвусмысленно предлагали очистить Москву "от мусора". Белоруссия, Украина, Молдавия - вот государства, откуда к нам приезжает большинство рабочих, но к выходцам из этих стран у москвичей отношение ровное. Экономическая сторона проблемы выглядит так: в Москву должны приезжать те, кто ей нужен, а не те, кто хочет заработать. Если мы этого добьемся, то наступит долгожданный баланс. И недовольство в обществе перестанет расти.
в: Сколько нелегалов проживает в Москве и как можно достичь желаемого баланса? о: В 2006 году легально было зарегистрировано порядка 180 тысяч иностранных рабочих. Нелегальных же, по оценкам некоторых экспертов, до 2 миллионов человек. Я думаю, что речь идет о цифре в 1-1,2 миллиона человек. Чтобы достичь желаемого баланса, нам надо контролировать количество приезжающих рабочих, а для этого в первую очередь "задушить" бизнес по поставке нелегалов. Государство длительное время самоустранялось от решения миграционных проблем, поэтому к 2007 году мы в Москве получили разветвленную сеть теневых структур, которые занимаются трудоустройством нелегалов.
в: И как теперь разрушить эту систему? о: Во-первых, ужесточается федеральное законодательство. 15 января 2007 года вступили в силу законы, коренным образом изменившие механизмы регулирования трудовой миграции в России. Регистрация иностранных граждан, прибывших из стран СНГ с безвизовым режимом въезда, стала уведомительной (вместо разрешительной - как раньше), а разрешения на работу теперь выдаются в течение 10 дней по принципу "одного окна". После этого люди гораздо охотнее стали легализоваться. В то же время планка штрафа для работодателей, использующих нелегальную рабочую силу, повысилась с 3 тыс. до 800 тыс. Изменился подход и к взиманию штрафов: раньше брали за факт привлечения нелегалов, теперь - за каждого привлеченного человека. Если у вас на стройке работают 20 нелегалов, то сумму взыскания надо будет умножить на 20. Столичные компании уже начали понимать, что многомиллионные штрафы им невыгодны. Кроме того, сейчас Москва создает так называемый Миграционный терминал. Это - организация, которая берет на себя функции принимающей стороны. Здесь приехавший на заработки в Москву иностранный рабочий сможет встать на миграционный учет, получить разрешение на работу и направление на обязательное медобследование. Мы должны добиться того, чтобы мигранты могли получить жилье и в максимально короткие сроки приступить к работе - это гарантия того, что из-за безденежья этого человека не "потянет на подвиги".
в: За последние 15-17 лет многие общежития при заводах, где раньше селили советских "лимитчиков", были закрыты. Куда селить приезжих сейчас? о: Да, часть общежитий закрыта. Но есть ведомственное жилье. В комплексе ЖКХ и благоустройства есть свои служебные квартиры. Еще один резерв - строительство гостиниц упрощенного типа. Подобная гостиница представляет собой набор мобильных модулей, из которых, как из кубиков, складывают целый комплекс с жилыми номерами и помещениями, где постоялец может провести досуг с семьей или сослуживцами. В случае необходимости - например, завершения стройки - такую гостиницу можно в 2-3 дня демонтировать и перевезти на новое место.
в: А где селиться, скажем, приезжим медсестрам или водителям? о: В Миграционном терминале специалист сможет получить целевое направление от риэлторского агентства на жилплощадь и тут же вселиться. По крайней мере, мы думаем, что эта система заработает.
Богдан СТЕПОВОЙ. «Известия», 24 сентября 2007 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)