Rambler's Top100

№ 293 - 294
18 июня - 1 июля 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Эксперт» о возможностях решения демографических проблем
«The Economist» о настоящем и будущем населения Европы
«Литературная газета» о политической демографии
«Итоги» и «Ведомости» об исследовании Росгосстраха цены демографического «благополучия»
«Ваше право» о налоговых невычетах на ЭКО
«Коммерсантъ» об отношении бизнеса к изменению пенсионного возраста
«Российская газета» о дне рождения ФМС
«Московские новости» о миграционной ситуации в России глазами директора ФМС
«Независимая газета» о миграционной программе Москвы
«Коммерсантъ» о «минуте ненависти» Лужкова к мигрантам
«Московские новости» об отношении москвичей к миграции
«Тверская 13» о миграции в Москве
«Новые известия» о проблемах миграции
«Телеграф» о старте программы по переселению соотечественников в России
«РБК daily» о возможном снижении подоходного налога для иностранцев в России
«Литературная газета» о внутренней миграции
«Комсомольская правда» о взгляде на опустение России

«Эксперт-Казахстан» о миграции в Казахстане
«Невское время» о совещании министров внутренних дел по нелегальной миграции
«Новые известия» о проблемах миграции в Европе
«Новый регион» о Седеркопингском процессе
«Газета» и «Ведомости» о беженцах в мире
«Московские новости» о русском мире
«Ведомости» о концепции национальной политики в России
«Курьер» о генах, национальностях и миграции
«Новое время» о цыганах в Европе
«Известия» о строительстве в Москве китайского делового центра
«Комсомольская правда» о возрождении ПТУ
«Парламентская газета» о здоровье детей
«Медицинская газета» о ревматических заболеваниях
«Коммерсантъ» о росте занятости в России
«День» о ситуации на рынке труда в Донбассе
«Трибуна» о кредитах на душу населения
«Ведомости» о росте крупнейших городов
«Город» о патриотической демографии

… о миграционной программе Москвы

Иностранные рабочие - зло или благо?

В Москве принимают целевую миграционную программу на 2008-2010 годы

В ближайшее время правительством Москвы будет принята городская целевая миграционная программа на 2008-2010 годы. Ее задачи - обеспечение условий для решения вопросов регулирования миграционных процессов в столице, оптимизация объема и структуры миграционных потоков в целях устойчивого социально-экономического и демографического развития города.
Пока документ принят за основу, но сейчас дорабатывается с учетом замечаний, высказанных на заседании правительства столицы мэром Москвы Юрием Лужковым. О том, с какими проблемами в сфере миграционной политики сталкиваются власти столицы, "НГ" рассказал председатель комитета межрегиональных связей и национальной политики Москвы Алексей Александров.
- Алексей Олегович, есть ли все-таки четкие правила игры на миграционном поле?
- Честно говоря, это более чем сложная тема. Не случайно на заседании правительства Юрий Михайлович поставил вопрос ребром: миграция - это добро или зло? Но ответ на него в первую очередь должно дать федеральное правительство. Именно федеральные власти обязаны четко определить правила игры и тенденции, по которым будет развиваться наше государство в вопросах миграционной политики.
На сегодняшний день, во-первых, нет на этот счет четкого документа на федеральном уровне, во-вторых, субъекты Федерации практически выведены из сферы решения каких-либо вопросов, касающихся миграции. Получается замкнутый круг. Вся власть сосредоточена в Центре, и эта власть недостаточно эффективно решает эти вопросы. По крайней мере, так было до текущего года. В прошлом году, правда, Госдумой РФ был принят ряд федеральных законов, в которых речь идет об учете иностранных граждан, появилась новая редакция закона о правовом положении иностранцев в России, внесены изменения в Кодекс административно-правовых нарушений, касающиеся ответственности работодателей за привлечение иностранной рабочей силы. Заметим, что законы эти более чем "прогрессивны", ни в одной стране мира таких либеральных законов в отношении иностранных рабочих нет.
В чем заключается этот либерализм? Дело в том, что со всеми странами СНГ, за исключением Грузии и Туркменистана, у России есть договоренность о безвизовом въезде. Таким образом, любой гражданин среднеазиатской или кавказской бывшей союзной республики может сесть на самолет, на поезд, пароход и прибыть на территорию РФ. Никаких препятствий тут нет. Более того, новый федеральный закон о миграционном учете предусматривает уведомительный характер. То есть мигранту не нужно получать разрешения на пребывание в России. Просто "принимающая сторона" - родственник, работодатель, администрация гостиницы или владелец снимаемого иностранцем жилья, ставит его на миграционный учет. Эта процедура предельно упрощена - уведомление можно направить по почте. Далее приезжий сам или через доверенное лицо подает заявление в миграционную службу на получение разрешения на работу, которое ему выдают через 10 дней. Отказать иностранцу могут только в том случае, если этот гражданин зарекомендовал себя как незаконопослушный. То есть если у него были проблемы с переходом госграницы (что при столь свободном въезде нереально) или если у него были проблемы с правоохранительными органами (опять-таки российскими).
- В итоге этот человек мгновенно становится полноправным игроком на рынке труда?
- Совершенно верно. ФМС без проблем, как правило, выдает ему разрешение на работу. Но сложность в том, что ответственность за состояние рынка труда несут региональные власти. Правда, нам не устают напоминать, что именно субъект РФ участвует во всех этих мероприятиях через систему квотирования, то есть вносит предложения по определению квоты для работодателей для своего региона. Действительно, в законодательстве такая норма есть: квота может быть установлена в целом по России, для группы субъектов или же для отдельного региона.
Увы, сам механизм подготовки этой квоты показывает, насколько неэффективна такая схема. По сути, это почти профанация. Работодатель по постановлению правительства должен подать заявку: будет ли он привлекать иностранную рабочую силу на следующий год. Но зачастую работодатель сам не знает, нужны ему будут иностранные рабочие или нет. К примеру, бизнесмен участвует в тендере, борясь за госзаказ. Но если он его не выиграет? Как: он может спланировать необходимое ему количество рабочих рук и, более того, определить, из каких стран, каких специалистов и какой квалификации?
Но главное даже не в этом. Заявка формируется по следующему принципу - специальность, квалификация рабочих, страна исхода и т.д. Все это передается в ФМС. А на выходе оттуда - одно-единственное постановление, в котором написано: допустим, Москва - 750 тысяч человек. То есть увязки между работодателями, которые подали заявку на использование иностранной рабочей силы, и выходным документом, который в итоге появляется, нет никакой. Примечательно, что когда мы развернули активную разъяснительную кампанию с предпринимателями, столкнулись с таким парадоксом: чем больше мы объясняем работодателю, что нужно это делать, тем лучше они понимают, что ничего этого делать не надо. Кстати, они и не обязаны это делать.
Допустим, мы установим квоту, например, в 100 тысяч иностранных работников для Москвы. Значит, условно говоря, первые 100 тысяч, которые приехали, получили работу. Оставшиеся без рабочих рук предприниматели, получается, будут думать, как изменить свой технологический процесс, чтобы повысить производительность труда за счет наукоемких технологий (во что верится с трудом), либо они будут продолжать нанимать иностранных рабочих, но на нелегальной основе.
- Но сегодня предусмотрен штраф до 800 тысяч рублей за каждого нелегала. Весьма солидная сумма...
- На этот счет есть своя статистика. В Москве с 15 января сего года по настоящее время выдано почти 400 тысяч разрешений на работу иностранным гражданам. Работодатель, который взял иностранных работников, в течение 30 дней должен уведомить ФМС и Управление занятости населения Москвы, что он взял на работу такое-то количество мигрантов. Но на сегодня таких уведомлений поступило немногим менее 100 тысяч. Встает вопрос - а где бродят остальные 300 тысяч иностранцев? Таким образом, если квота составит, к примеру, 700 тысяч, то к концу года при сохранении этой тенденции у нас по столице уже будет около 300 тысяч "мертвых душ" из других стран. По закону, кстати, если эти люди не нашли работу, они через 90 дней должны добровольно покинуть РФ. Что они именно так и поступают, верится с трудом. Значит, они все-таки работают, но на нелегальной основе.
- Значит, есть проблема контроля.
- Да, система контроля не в полной мере отработана. Если работодатель берет иностранного работника, то платит за него подоходный налог 30% первые полгода, тратится на единый социальный налог и т.д. Сейчас мы ставим вопрос о взаимодействии ФМС и Федеральной налоговой службы, потому что без должного контроля, в том числе и финансового, вся эта кутерьма будет продолжаться. Мы проанализировали полученные уведомления - те самые 100 тысяч. И что в итоге получилось? О готовности работать на транспорте заявили 11 тысяч мигрантов, а уведомлений мы получило только 5 тысяч. Что составляет не более 45% трудоустроившихся. Такие же цифры и в торговле. Это еще, скажем так, более-менее приличные показатели. А вот в строительстве собирались участвовать 152 тысячи человек, а уведомлений мы получили только 13 тысяч, то есть всего 9% мигрантов выполнили обещания. В сфере ЖКХ эта цифра составляет 24%. То есть секторы, где следует искать нарушения действующего законодательства, определены.
- И какой же вывод следует из этой, скажем так, печальной статистики?
- Юрий Михайлович вывод обозначил совершенно четко - нужно уменьшать квоты. И формула тут проста: иностранные работники должны не переполнять экономическую систему столицы, а дополнять. И тогда это действительно будет помощь городу. Тогда интересы приезжих и коренных москвичей не будут сталкиваться, в том числе, кстати, и на межнациональной почве.

Андрей РИСКИН. «Независимая газета», 20 июня 2007 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.