Rambler's Top100

№ 293 - 294
18 июня - 1 июля 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Эксперт» о возможностях решения демографических проблем
«The Economist» о настоящем и будущем населения Европы
«Литературная газета» о политической демографии
«Итоги» и «Ведомости» об исследовании Росгосстраха цены демографического «благополучия»
«Ваше право» о налоговых невычетах на ЭКО
«Коммерсантъ» об отношении бизнеса к изменению пенсионного возраста
«Российская газета» о дне рождения ФМС
«Московские новости» о миграционной ситуации в России глазами директора ФМС
«Независимая газета» о миграционной программе Москвы
«Коммерсантъ» о «минуте ненависти» Лужкова к мигрантам
«Московские новости» об отношении москвичей к миграции
«Тверская 13» о миграции в Москве
«Новые известия» о проблемах миграции
«Телеграф» о старте программы по переселению соотечественников в России
«РБК daily» о возможном снижении подоходного налога для иностранцев в России
«Литературная газета» о внутренней миграции
«Комсомольская правда» о взгляде на опустение России

«Эксперт-Казахстан» о миграции в Казахстане
«Невское время» о совещании министров внутренних дел по нелегальной миграции
«Новые известия» о проблемах миграции в Европе
«Новый регион» о Седеркопингском процессе
«Газета» и «Ведомости» о беженцах в мире
«Московские новости» о русском мире
«Ведомости» о концепции национальной политики в России
«Курьер» о генах, национальностях и миграции
«Новое время» о цыганах в Европе
«Известия» о строительстве в Москве китайского делового центра
«Комсомольская правда» о возрождении ПТУ
«Парламентская газета» о здоровье детей
«Медицинская газета» о ревматических заболеваниях
«Коммерсантъ» о росте занятости в России
«День» о ситуации на рынке труда в Донбассе
«Трибуна» о кредитах на душу населения
«Ведомости» о росте крупнейших городов
«Город» о патриотической демографии

… о росте крупнейших городов

Мегавыбросы мегаполисов

Москва дает около 20% ВВП страны. Этим показателем гордятся столичные власти. Но мегаполисы являются экономическими центрами не только в России. По данным доклада по изучению городов ООН, датский Копенгаген дает почти половину ВВП страны, Лондон, Вена и Токио - по 28-34%. Такая концентрация требует немалых человеческих ресурсов.
Увеличение городского населения и опережающий рост мегаполисов - общемировая проблема. По данным департамента народонаселения ООН, в 1975 году на земле было всего три агломерации с населением свыше 10 млн. человек, 15 - от 5 млн. до 10 млн. и 163 города с населением от 1 млн. до 5 млн. человек. А в 2005 году - уже 20, 28 и 335 соответственно. По прогнозам экспертов, тенденция продолжится и к 2015 году на земле будет уже 22 10-миллионных агломераций, 39 - размером поменьше и 460 "простых" мегаполисов. Доля городов с числом жителей свыше 1 млн. человек в населении земли выросла с 12% в 1975 году до 19% и увеличится до 21,5%.
Такая концентрация населения не может обойтись без отрицательных последствий. С ощутимым ростом населения за счет притока жителей из глубинки сталкивается не только Москва. Крупнейшие мировые мегаполисы (российская столица входит в число 20 крупнейших городов мира) испытывают разные трудности. Агломерации развивающихся стран Африки и Азии, в том числе индийские Мумбай и Калькутта, прирастают за счет обитателей трущоб и фавел. Количество их жителей ежегодно увеличивается на 27 млн. человек и, если не принять срочных мер, достигнет к 2020 году 1,4 млрд. человек. Что чревато социальным взрывом и массовыми эпидемиями. В других мегаполисах ключевыми являются транспортные и жилищные проблемы.
Однако почти все крупные города имеют общую проблему - экологическую. Одно из ее проявлений - это увеличение выбросов парниковых газов в атмосферу из-за растущей численности личного и общественного транспорта. Города дают 80% объема этих выбросов. Если нынешние тенденции сохранятся, по прогнозу рабочей группы международной комиссии по изменению климата ООН, к 2030 году в сравнении с 2000 годом выбросы могут вырасти на 25-90%. А это вызовет новую волну миграции, вызванную неблагоприятными климатическими факторами и, как следствие, подтоплением и наводнениями в одних местностях и, наоборот, опустыниванием других.
Не случайно мэры 46 крупнейших городов мира (в том числе и Москвы) объединились в ассоциацию С40, в рамках которой пытаются бороться с последствиями изменений климата. Резолюция очередной конференции С40, прошедшей в середине мая в Нью-Йорке, предполагает сокращение к 2030 году на треть выбросов парниковых газов в атмосферу.
Власти некоторых мегаполисов уже немало сделали в этом направлении. В частности, мэр Лондона Кен Ливингстон ввел плату за въезд личных автомашин в центр города. В Париже строительство трех линий скоростного трамвая привело к сокращению автотрафика на направлениях его движения на 25-30%. Мэр Лос-Анджелеса намерен ввести в эксплуатацию безопасные для природы источники энергии и предложить горожанам альтернативу личного автотранспорта. Для сокращения выбросов мегаполисами беднейших стран фонд Билла Клинтона готов выделить $5 млрд. В частности, на эти деньги планируется перевести теплоснабжение на безопасное топливо, построить солнечные электростанции в Аддис-Абебе. Похожие проекты есть для индийских городов и других южных мегаполисов. Мэр бразильского города Куритиба намерен пересадить жителей с частных автомобилей на метро и другой экологически чистый транспорт.
Мэр Москвы Юрий Лужков в конференции не участвовал. По официальной версии, которую озвучили в мэрии некоторым СМИ, столичный градоначальник обиделся на отказ нью-йоркского коллеги Майкла Блумберга в личной встрече. Однако не исключено, что неучастие вызвано совсем иными причинами. На конференции, посвященной борьбе с выбросами углекислого газа и метана, Юрию Лужкову было бы трудно объяснить продолжающееся сокращение в Москве трамвайных линий при росте использования автобусов, маршруток и непринятии действенных мер по ограничению личного автопарка, который увеличивается в последние годы едва ли не в геометрической прогрессии.

Павел АПТЕКАРЬ. «Ведомости», 19 июня 2007 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.