Столичные власти недовольны ситуацией в миграционной сфере Москвы. По официальным данным, уже сейчас доля мигрантов среди работающих составляет 13 процентов, а в реальности она еще больше. Как же сместить акценты в сторону отечественных кадров? Эту и другие проблемы намерена решить городская целевая миграционная программа на 2008-2010 годы
На заседании московского правительства чиновники вместе со специалистами пытались выяснить, что же такое миграция для столицы - добро или зло? Одни говорили, что это все же добро, без приезжих город не может прожить. Рабочие руки требуются для многих видов "неблагодарных" специальностей. Другие указывали, что миграционная ситуация такова, что хоть за голову хватайся. В Москву приезжает, кто хочет, профессиональный состав оставляет желать лучшего. Ведь едут люди не из городов, а преимущественно из сел и аулов. Адаптируются в городе они плохо и медленно, а в итоге возникают кризисные ситуации, правда, пока на бытовом уровне.
Ректор Академии труда и социальных отношений Алексей Шулус сообщил, что, только по официальным данным, идет активное увеличение числа мигрантов в столице. В 2005 году их насчитывалось 186 тысяч человек, в прошлом - 220 тысяч. После ужесточения миграционного законодательства в этом году уже зарегистрировано свыше 800 тысяч человек. Учитывая, что работающих москвичей набирается 6,3 млн. человек, получается - доля приезжих составляет 13 процентов. По мировой практике пороговый показатель для мигрантов должен составлять 18 процентов. Если удельный вес превышает эту цифру, жди неприятностей, как в социальном, так и в криминальном плане.
Но дело в том, указывают специалисты, что до недавнего времени на одного легального работающего мигранта приходилось до девяти нелегалов. И, видимо, ситуация принципиально не изменилась. К примеру, столичных чиновников совсем расстроили квоты. Москва на федеральном уровне выпросила на этот год квоту на иностранную рабочую силу в размере 750 тыс. человек. И что же? Официальные разрешения на работу получили около 300 тысяч мигрантов, а устроились на предприятиях города всего 100 тысяч человек.
Где же гуляют еще 200 тысяч человек? - возмутился Юрий Лужков. Тут же был дан ответ: по словам заместителя мэра в правительстве Москвы Валерия Виноградова, работодатели предпочитают не регистрировать мигрантов, им так выгоднее - не надо платить налогов, можно устанавливать низкую заработную плату и т.д. Тем более, совсем не налажен учет - сколько же платят налогов иностранные рабочие.
По мнению Валерия Виноградова, нужно жестче относиться к бизнесу и не допускать рецидивов. Ведь по законодательству подвергаются одинаково большим штрафам не только работодатели, которые приняли на работу нелегалов, но и те, кто не зарегистрировал уже официально оформленных мигрантов. А также надо продолжать усиливать контроль по жилому сектору, где, собственно, и проживает большинство приезжих.
А как же тогда дела обстоят со штрафными санкциями? - не успокаивался мэр. Начальник Управления Федеральной миграционной службы по Москве Федор Карповец рассказал, что сначала сотрудники ведомства проводили разъяснительную работу с работодателями, не наказывая их рублем. Этот этап продолжался по апрель, но затем за повторные нарушения стали жестко наказывать. В результате только за один май было начислено штрафов на 100 млн. рублей. Федор Карповец отметил, что если в течение месяца штрафы не уплачиваются, то все документы передаются судебным приставам, которые уже не будут мягкими с работодателями.
Но все равно Юрий Лужков был недоволен - раз механизм квотирования такой громоздкий и неэффективный, надо резко сократить размер квот. Теперь прием иностранной рабочей силы надо проводить по минимальным уровням. Причем если работодатель не подал заранее заявку на зарубежную рабочую силу, то в последующем он не сможет официально принять на работу мигрантов.
Также столичный мэр призвал вообще изменить подход к найму иностранной рабочей силы. По его мнению, теперь надо сделать акцент на россиянах из провинции, а также на русских и русскоязычных, которые решили возвратиться на родину из дальнего и ближнего зарубежья. Но в реальности изменить в одночасье миграционные потоки очень трудно. Председатель Комитета межрегиональных связей и национальной политики Москвы Алексей Александров рассказал, что жители близлежащих к столице регионов не очень настроены ехать в Белокаменную. Так, житель Рязани, получая 8 тыс. рублей у себя на родине, посчитав, сколько ему обойдется съем жилья, расходы на пропитание, проезд и т.д., чаще всего отказывается от завоевания столицы. А в результате в столицу едут люди, которые реально готовы терпеть маленькие зарплаты (по московским меркам), социальную неустроенность и незащищенность. И получается, что акцент в миграции смещен на регионы Закавказья и Средней Азии.
К тому же Федор Карповец на заседании промолвил интересную фразу - контроль за мигрантами проводится пока так, чтобы не навредить экономике, то есть конкретным предприятиям в городе. Переводя на простой язык, это означает - сотрудники ФМС знают, что на том или ином предприятии, стройплощадке работают нелегалы. Но если их "уловить", то зачастую организация просто перестает работать, а следовательно, начинают страдать все остальные - по производственной цепочке. Принявший участие в заседании московского правительства руководитель ФМС России Константин Ромодановский привел конкретный пример - работа на одном из строящихся объектов известной компании "ДОН-строй" просто встала. Произошло это после проверки, которая выявила около 60 незаконно работающих иностранцев. После их "изъятия" на стройплощадке просто некому стало работать. Вот такая получается миграционная экономика, которую быстро невозможно изменить.
Вряд ли удастся изменить в ближайшем будущем и отраслевое распределение приезжих. По данным префекта Юго-Восточного округа Владимира Зотова, три отрасли берут на себя основной приток мигрантов. На первом месте расположилась торговля - свыше 52 процентов, на втором - стройкомплекс - 31 процент, и замыкает тройку ЖКХ - 13 процентов.
Таким образом, чтобы принципиально улучшить ситуацию в миграционной сфере, необходимо провести целый комплекс мероприятий. Во-первых, наладить жесткий контроль, учет и отбор приезжающих. Фактически речь идет о заявке города - нам нужны такие-то специалисты, в такие-то отрасли. Если мигрант не соответствует заявленным характеристикам, ему лучше возвратиться на родину. Причем на заседании прозвучало предложение ввести балльную систему отбора, что практикуется в целом ряде стран. Человек должен будет набрать определенное число баллов по ряду характеристик - специальность, уровень квалификации, знание языка и т.д. Например, в Канаде мигранту необходимо набрать 70 из 100 баллов, и тогда ему открываются "ворота" в страну.
Во-вторых, приезжим надо создать хотя бы минимальные условия для проживания и работы. На заседании городского правительства говорили о создании целых бытовых городков для мигрантов. Намечено строить быстровозводимые мини-гостиницы, которые будут мобильны. К примеру, после окончания строительства какого-нибудь объекта гостиничные модули быстро переберутся на новое место.
В-третьих, не декларативно, а реально заявить о том, что Москва прежде всего заинтересована, чтобы на работу устраивались москвичи, затем россияне и только в третью очередь иностранцы. Как оказалось, принцип приоритета отечественных кадров законодательно не оформлен, и получается, что коренные жители особо не имеют преимуществ. И пока спасает лишь то, что московская экономика растет как на дрожжах, и потому ей требуется все больше рабочих рук. Получается, что такая динамика выгодна всем - как москвичам, так и приезжим.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)