Россияне формулируют свои представления о счастье и благополучии
Собственный дом, счастливый брак и высокооплачиваемая работа — вот три главные составляющие современного представления граждан России о «хорошей жизни», которые обнаружили социологи ВЦИОМа. В ближайшее время они собираются обнародовать результаты исследования, согласно которым 7% наших сограждан уже живут этой самой «хорошей жизнью», а еще 29% уверены, что в ближайшие годы смогут к ним присоединиться.
В «джентльменский набор» сладкой жизни по-русски из 7 пунктов вошли также машина, просто «интересная работа», «много денег» (по мнению каждого третьего из 1500 участников исследования, проведенного в 46 регионах страны, этого вполне достаточно, чтобы жить хорошо) и появление в семье двух детей. Необходимость последнего «кирпичика», по словам социологов, никак не связана с демографическим нацпроектом, а просто отражает традиционное в нашей стране представление о счастливой семье. И все же оптимизм трети общества — не повод говорить о том, что у нас уже все хорошо. По данным того же исследования, большая часть граждан (54%) считает, что у них или мало, или вообще нет шансов подняться в обозримом будущем вверх по социальной лестнице.
— Конечно, 29% уверенных в своем успехе россиян — это немало, особенно по сравнению с практически полным неверием в свои силы, которое мы фиксировали всего несколько лет назад, — заявил «Известиям» гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров. — Но, к сожалению, значительная часть наших людей все еще занята выживанием, не строит далеко идущих планов и пока не может найти себе место в возникающем обществе экономического роста.
По словам Федорова, как минимум 20% россиян (прежде всего пенсионеры) считают, что их доходы не только не увеличиваются, но и сокращаются. Кроме того, сегодня у каждой третьей семьи половина заработка всех ее членов уходит на приобретение продуктов питания, что автоматически исключает их из гонки за успехом, а каждый пятый респондент вообще утверждает, что вынужден отказывать себе в «покупке необходимых продуктов питания». Правда, что понимать под «необходимой едой» — вопрос в наши дни неимоверно растяжимый: если на верхних уровнях социальной лестницы порой действительно не обойтись без черной икры с шампанским, то внизу необходимостью может стать и пакетик искусственного супа.
— Очаги застойной бедности за последние годы сократились численно, но никуда не делись, — утверждает Федоров. — Пока государство не нашло способов помочь этим людям выстроить более успешные жизненные стратегии, вытягивающие их из-за черты бедности.
Очень хочется зацепиться за это слово «пока». Тем более что косвенные поводы для оптимизма во всероссийском масштабе действительно есть. 40% участников опроса заявили, что, по их мнению, за последние годы у окружающих их людей окрепло чувство надежды. Еще больше (59%) говорят о том, что их жизнь кажется им скорее интересной, чем скучной, даже без необходимого количества денег. И пусть именно деньги, по мнению большинства россиян, сегодня правят миром и дают возможность жить хорошо, «окончательного» счастья на них все равно не купишь. Разбогатевшие граждане это уж точно знают.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)