Rambler's Top100

№ 277 - 278
19 февраля - 4 марта 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Российские вести» и «Российская газета» о концепции действий на рынке труда на 2007-2010 годы
«Российская газета» о миграции и рынке труда глазами руководителя Роструда
«Gazeta.kz» о кадровой проблеме на стройках в Казахстане
«Новое время» и «Профиль» о грядущем крахе российской пенсионной системы
«Эксперт Украина» о пенсионной системе Украины
«Российская газета» о месячнике новой миграционной политики
«Полит.ru» о миграционной политике России
«Газета» о непонятных квотах для трудовых мигрантов
«Новые известия» о запустении на рынках
«Известия – Санкт-Петербург» и «Независимая газета» о предложениях Питера и Москвы отменить изгнание иностранцев с рынков
«Вечерний Бишкек» о грядущем изгнании иностранцев с рынков в Киргизии
«Российская Федерация сегодня» о взглядах на миграцию Правительства Москвы
«Новые известия» о правилах определения среднемесячного дохода иностранного гражданина или лица без гражданства
«Новые известия» о мобильном жилом фонде для мигрантов
«RBC daily» о мигрантском банке в США
«Washington ProFile» о российской миграционной политике глазами американца
«Вечерняя Москва» о проблеме утечки умов
«Время новостей» об увеличении квоты на беженцев из Ирака в США

«RBC daily» о визах и реадмиссии со странами ЕС
«Коммерсантъ» о мировом демографическом прогнозе
«Бизнес & Балтия» о демографической причине грядущей утраты лидерства Германии в ЕС
«Аргументы и факты» о предложении Миронова по увеличению рождаемости
«Газета» об отклонении законопроекта по абортам
«Труд» и «Огонек» о возможных последствиях нынешней демографической политики
«Эхо планеты» о семье в России
«Zuddeutsche Zeitung» о браках и разводах в теории
«Новая газета» о российском среднем классе
«Gazeta.kz» о среднем классе в Казахстане
«RBC daily» о бедности в Евросоюзе
«День» о голодоморе или геноциде на Украине
«Новые известия» о погибших в армии в мирное время
«Российская газета» о смертности и продолжительности жизни в Москве
«Российская газета» о проблеме наркомании глазами Лужкова
«Экономика и жизнь» о малых российских городах
«Молодежь Эстонии» о расселении в Эстонии
«Ведомости» о языке вражды и ксенофобии в России
«Время новостей» о «Русском проекте»
«Московские новости» о будущем человечества глазами футурологов

… о взглядах на миграцию Правительства Москвы

Миграция: законы изменились - проблемы остались

Алексей АЛЕКСАНДРОВ, председатель Комитета межрегиональных связей и национальной политики Правительства Москвы

"Никто не может сказать сегодня, сколько иностранных граждан и лиц без гражданства находится в России. Причем подавляющее число их нелегально"

М. Фрадков

***
С 15 января кардинально, по мнению многих, революционно изменилось российское миграционное законодательство. Отношение к этим переменам неоднозначное. Особенно в Москве, которая после разрушения СССР превратилась в крупнейший мировой центр приема, транзита и исхода мигрантов. Столичный мегаполис переполнен легальными и нелегальными иностранцами. Сколько их? Официальную статистику нельзя назвать даже приблизительной. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов считает: "В Москве проживает не менее миллиона нелегалов, 40 процентов которых граждане бывших советских республик". Председатель Московской городской Думы Владимир Платонов поправляет: "В Москве около трех миллионов нелегалов".
- Алексей Олегович, какая из названных цифр более близка к реальности?
- Реестра мигрантов у Москвы, как и у страны, нет. Бесспорно одно: разрешение на работу в 2006 году в столице получили около 220 тысяч иностранцев из 111 стран. Разумеется, это только верхушка айсберга под названием миграционный рынок труда. Остальная его часть "под водой". Практически на каждого иностранца, имеющего разрешение на работу, приходится около десятка работников-"невидимок". Некоторые аналитики доказывают, что в столице не менее 3 миллионов нелегальных трудовых мигрантов. Даже по официальной статистике, в городе стремительно увеличивается численность китайской, вьетнамской, таджикской диаспор. Между переписями 1989 и 2002 годов китайцев стало больше в 35 раз, вьетнамцев - в 14, таджиков - в 12 раз. Сформировались многочисленные общины азербайджанцев, армян, грузин. В Москве постоянно проживает (согласно последней переписи) 10,4 миллиона человек. По мнению экспертов, при наплыве "гостей" свыше 17 процентов постоянного населения (мы уже подходим к этому рубежу) этнические общины становятся градоопределяющим фактором. Уже сегодня каждая седьмая пациентка московских роддомов не является постоянной жительницей. Судя по записям в ЗАГСах, на долю азербайджанцев приходится 8 процентов всех рождений в Москве...
- Москва всегда была магнитом, притягивающим наиболее активных и способных людей из российских провинций, республик. К тому же она испокон веков нуждалась в работниках - отходнический промысел, лимитчики. В начале 90-х в столицу хлынули потоки "новых" граждан из республик бывшего СССР, спасаясь и от национализма, и от разрухи...
- В советскую пору в Москву стремились творческая, интеллектуальная элита, высококвалифицированные специалисты различных отраслей. По-разному складывались их судьбы - и тогда без потерь не обходилось. Но в целом это был положительный процесс взаимообогащения традиций, культур. Москва благодарна многим из тех, кто связал с нею свою жизнь. Но сейчас к нам едут массы самых обездоленных и малоквалифицированных представителей сельских районов бывших советских республик. Подавляющее большинство их не имеет специальности, плохо владеет русским языком.
Их цель - найти любую работу, что-то заработать на себя и на оставшихся дома. Каждая третья семья из Центрально-азиатских республик, Грузии, Армении, Азербайджана, Молдовы имеет своего работника-кормильца в России. По экспертным оценкам, гражданин Азербайджана, нелегально работающий в Москве, отправляет ежемесячно 167 долларов, Молдовы - 144, Армении - 126, Украины - 118, Таджикистана - 56 долларов. Естественно, налоги с этих сумм ни работодателем, ни мигрантом не выплачиваются. Сферы занятости мигрантов: торговля и общественное питание (35 процентов), транспорт и связь (20), промышленность (15), строительство, дорожные работы, ЖКХ.
- Александр Олегович, как формируется миллионная армия нелегалов, прирастая год от года?
- Костяк ее - иностранцы, въехавшие в Россию совершенно легально на какой-то срок, но оставшиеся по разным причинам. Плюс зарубежные граждане, обучавшиеся в наших вузах и не желающие возвращаться на родину. К сожалению, в стране нет базы данных въезжающих в Россию. Отчасти это обусловлено тем, что мы поделили иностранцев на категории: из государств с визовым порядком въезда и безвизовым. Граждане стран СНГ (кроме Грузии и Туркменистана) въезжают свободно - им визы не нужны. Поэтому они выбирают Москву, Санкт-Петербург, другие экономически благополучные административные центры и регионы в надежде заработать и прокормить себя и своих близких. При отсутствии в реальном времени единой базы данных на выезжающих, недостаточном миграционном контроле на границе - пограничной службе сложно "закрыть" страну без реальных границ - иностранцам легко затеряться в ее городах и просторах. К тому же "невидимки" выгодны "черному" рынку. Поэтому прием на работу этой категории мигрантов осуществляется со значительным нарушением трудового, административного, налогового законодательства. Фактически это незаконная хозяйственная деятельность, основанная на подневольном принудительном труде.
Что бы ни случилось с "невидимкой", за проходной очередь из "свеженьких"...
За 15-20 последних лет в Москве сформировались устойчивые материально независимые национальные общины, способные принимать, легализировать прибывающих мигрантов, но опять-таки исходя из своих интересов. Сложились этнические анклавы, секторы экономики, в которых резервируются ниши на будущее, и не только для приезжающих из стран СНГ. Такая миграционная ситуация порождает напряженность в межнациональных отношениях.
- Значит, правы те, кто утверждает, что миграция несет с собой опасностей больше, чем сиюминутные выигрыши от нее.
- Споры о пользе и вреде миграции бесполезны, только время отнимают. Сегодня она - неизбежность. Население огромной страны сокращается изо дня в день. Причины этого - политический, экономический, демографический и миграционный кризис 90-х. Своими силами его не преодолеть - не хватает населения, чтобы освоить бескрайние территории и их богатства. Проблема не в том, быть или не быть миграции, а в том, какой ей быть. Для достижения каких целей надо приглашать иностранцев, из каких государств, каких профессий, с каким образованием, на постоянное место жительства или временно, как гарантировать право на труд и как его обеспечить? Как, что очень важно, защитить и права собственных работников?
Ответы на все эти вопросы должно дать государство, только оно может увязать в единый комплекс экономические, социальные, демографические приоритеты и региональные условия. До сих пор он не сформулирован. Вместо продуманной миграционной политики - постоянные споры вокруг нее и непрерывная реорганизация миграционных органов. Еще несколько лет назад существовала федеральная государственная миграционная программа. Но в 2001 году Правительством РФ почему-то было принято решение по исключению ее из перечня государственных программ - она более десяти лет обеспечивала взаимодействие всех ветвей власти в решении миграционных проблем, предусматривала пропорциональное использование федерального и местных бюджетов. Теперь бесконечно долго разрабатывается концепция миграционной политики, потом будут разрабатываться механизмы ее реализации, затем... и т. д. Но суть, конечно, не в названии документа, а в его содержании. Необходимо правильно определить приоритеты, учесть интересы всех субъектов Федерации, четко распределить полномочия, ответственность регионов и федерального центра.
СНГ не связано единым иммиграционным порядком или едиными миграционными правилами, как, например, "Шенгенская зона", включающая 25 государств Евросоюза. Для постсоветских государств они, скорее всего, сейчас и не нужны. Только Россия и Белоруссия импортируют мигрантов, остальные - страны-доноры. Для них чем больше людей уедет на заработки, тем меньше внутренних проблем. Поэтому разрабатывая миграционную программу, наше Правительство обязано предпринять необходимые усилия для утверждения общих правил для СНГ. В какой-то мере это способствовало бы сокращению нерегулируемых трудовых потоков...
Кроме того, у каждого российского региона есть свои особенности. И вряд ли уместно было бы внедрять один и тот же миграционный "аршин" территориями с очень разными потребностями, возможностями и интересами. Например, Москве, с плотностью населения 12 тысяч человек на квадратный километр, или Приморскому и Хабаровскому краям - с нависшими над ними многомиллионными китайскими провинциями. Но действующее законодательство последние годы не реагирует на эти факторы и отодвигает субъекты Федерации от регулирования вопросов миграции. Их взаимодействие с центром в лучшем случае осуществляется через сотрудничество региональных органов с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в основном ФМС.
- То есть полномочия у одних, а ответственность за стабильность и спокойствие - на других.
- В значительной мере. Тем более что нередко наши усилия оказываются бесполезными. Ежегодно Москва готовит заявку на привлечение иностранной рабочей силы, согласовывая ее с терорганами федеральных служб. Рассчитываем, сколько мигрантов потребуется, в какие отрасли, каких профессий, из каких стран. Заявка уходит в Минздравсоцразвития и где-то через полгода выходит постановление Правительства о квотах, где присутствует одна голая цифра, например, Москва - 40 тысяч. И все.
В соответствии с этим федеральные структуры выдают разрешение на работу. Но Москве нужны не просто "человеки" или рабочие руки в пределах квоты, а квалифицированные специалисты. У проблемы трудовой миграции две грани. Первая - правоохранительная: контроль соблюдения законодательства. И это функция силовой структуры - ФМС. Вторая - регулирование социально-трудовых отношений. Ими, бесспорно, должны заниматься региональные власти, ответственные за ситуацию на рынке труда. Многолетний опыт развитых стран подтверждает, что только на местах можно оперативно и эффективно решать проблемы трудовой миграции. В Германии этим занимаются федеральные земли, в Швеции - коммуны, в Швейцарии - кантоны.
У Москвы, как субъекта Федерации, таких полномочий нет, но мы пытаемся не только оперативно решать, но и не допускать обострения проблем, неизбежно рождаемых слабо регулируемой миграцией. При Правительстве Москвы действует Межнациональный консультативный совет, который возглавляет заместитель мэра Валерий Виноградов. Реализуется Московская среднесрочная городская миграционная программа. Она, в частности, предусматривает оптимизацию объема и структуры миграционных потоков, комплексное решение проблем миграции, изучение особенностей поведения различных миграционных групп, помощь приезжающим в адаптации и интеграции в московское сообщество. Принята также многоцелевая среднесрочная программа "Москва многонациональная". По мнению большинства специалистов и жителей, следует четко регламентировать эти процессы в Москве. Но реальных механизмов для этого нет.
- Недавно вступили в действие новые миграционные законы и правила. Помогут ли они вывести миграцию из тени и эффективно регулировать ее?
- Миграционное законодательство действительно нужно было менять. Мы вносили и свои предложения, как это лучше сделать. К сожалению, не все они были учтены.
Очень правильно, что серьезно повышается ответственность работодателей за привлечение рабочих-нелегалов. Работодатели будут наказываться высокими штрафами - до 800 тысяч рублей за каждого незаконного иностранного работника. Такая норма, безусловно, необходима. Но вряд ли оправданно кардинальное изменение порядка регистрации (с разрешительного на уведомительный) вместе с упрощением выдачи разрешений на трудовую деятельность гражданам из безвизовых стран. Как мы и предполагали, начал образовываться поток желающих, а не тех, кто нужен. Достаточно по почте направить уведомление в ФМС о том, что иностранец уже находится на территории России, - и будьте любезны! А кто он, этот "желанный"? Миграционная карта и почтовая квитанция становятся документами, подтверждающими легальность мигранта. Теперь ему остается заплатить госпошлину и подать заявление в миграционную службу о разрешении на работу. Отказать в выдаче разрешения она может в единственном случае - если приезжий раньше нарушал наши законы.
При этом возникает множество вопросов. Новый порядок распространяется только на тех, кто пересек границу после 15 января. Как быть с теми сотнями тысяч, которые уже находятся в городе? Уплатив госпошлину и получив разрешение на работу, иностранец приобретает практически те же права, что и россиянин. Государство обязано помочь ему трудоустроиться, если не удастся - поставить на учет на бирже труда и, не исключено, выплачивать соответствующее пособие. Что станет с рынком труда в том или ином регионе? А ведь на этот год квота - около 309 тысяч для приезжающих в визовом режиме и 6 миллионов "безвизовиков"... Но и регионы, и профсоюзы по-прежнему отстранены от регулирования этих вопросов.
- Авторы нововведений ссылаются на опыт западных стран, на права человека, его свободы...
- Подобные аргументы совершенно необъективны. Либеральная внутренняя политика на рынке труда Запада опирается на очень жесткий порядок въезда в страну, на тщательно разработанную систему регулирования миграции. Разрешение на работу выдается только тем иностранцам, в услугах которых нуждается государство, в основном высококвалифицированным специалистам определенных отраслей. Более того, там развита система предварительного набора работников, которым занимаются посреднические структуры, имеющие разрешение от государства со всей вытекающей ответственностью. А у нас сейчас особенно вагоны метро напоминают новогоднюю елку от разноцветных объявлений, где дается гарантия оформления разрешения на работу в течение одних суток.
- Достаточные ли квоты, выделенные Москве?
- Мы ориентируемся на 83 тысячи - из визовых стран и 700 тысяч - для безвизовых. Надеюсь, что Минздравсоцразвития удовлетворит нашу заявку. Но, повторюсь, столице нужны не просто рабочие руки, а квалифицированные специалисты. Естественно, никто нам их не выделит и не пришлет. Поэтому начинаем формировать цивилизованную систему набора иностранных работников, соответствующую рыночным условиям. Следует создать в странах СНГ представительства, которые отбирали бы, если надо, организовывали на местах подготовку нужных нам специалистов и заключали с ними договоры о работе в конкретной отрасли. Такая система выгодна и для республик - их граждане будут обязательно трудоустроены в России, социально защищены. Республика гарантирует профессиональный уровень кандидата на работу, а мы - работу и социальные гарантии... В наших планах создание миграционной биржи труда. При такой системе потенциальные работники смогут заранее узнать, какие есть вакансии, по каким профессиям, где и на каких условиях они будут работать, где жить!
Миграция - очень сложный и многогранный процесс, но, как ни странно, мы опять начинаем его буквально с белого листа. Поэтому государство должно наконец иметь долгосрочную, экономически обоснованную эффективную миграционную политику.

Беседу вел Леонид ЛЕВИЦКИЙ. «Российская Федерация сегодня», 12 февраля 2007 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.