Определение “гражданский брак” возникло после 1917 года в пику pелигиозному союзу, когда пары стали регистрироваться в госучреждениях.
Потом сей термин потерял актуальность – все браки стали гражданскими. А те, в которых возлюбленные никак не оформляли свои отношения, стали называть неприятным словом “сожительство”. В последние годы гражданский брак вновь прочно вошел в обиход и уже не так режет слух… И все же находятся те, кто по-прежнему называет подобные отношения сожительством. О преимуществах супружества, узаконенного в загсе, известно всем. Как и о достоинствах pелигиозного союза.
Основной плюс гражданского брака лежит на поверхности: он позволяет партнерам на начальном этапе отношений, когда люди притираются, организовывают новое пространство, устраивают быт и пр., разобраться окончательно, подходят ли они друг другу. Можно сказать, пары пробуют поиграть в семейную жизнь, пишут некий черновик. Если у них явно ничего не клеится, они без всяких обязательств и финансовых растрат на свадьбу и последующий развод расходятся. Но, как бы то ни было, рисков в гражданском браке гораздо больше. Если его рассматривать как постоянную форму семьи, то это совершенно незащищенная ячейка общества. И если за рубежом в случае расставания имущественные права обеих сторон не будут ущемлены (да здравствует сильная законодательная база!), то в нашей стране такое случается сплошь и рядом. Нередки случаи, когда женщина живет с гражданским супругом в его доме 10-20 лет, рожает ему детей, а в определенный момент остается ни с чем, потому как с официальной точки зрения она ему “никто” и не имеет права претендовать ни на имущество, ни даже на алименты. Увы, этот вопрос у нас развит крайне слабо, практически условен.
Вот и получается, что гражданский союз чреват для тех, у кого гораздо ниже социальный статус и меньше ресурсов, нежели у партнера. Кроме того, подобные свободные отношения постепенно становятся привычкой: понравился человек, начали встречаться, быстро и легко приняли решение жить вместе, почему бы нет, если у кого-то есть квартира, а можно и снимать на двоих жилплощадь – так дешевле. Спустя, скажем, года два страсть понемногу уходит, а отношения не трансформируются в другие, более ответственные, когда, как говорится, “двое смотрят в одном направлении”. Тут-то и происходит разрыв. И люди вновь пускаются в поиск нового спутника жизни на неопределенный срок… Отсюда и ухудшение показателей рождаемости: какие уж тут дети, когда прекрасные половинки человечества до конца не уверены в завтрашнем дне, у них велик страх, что они с наследниками останутся не у дел.
Впрочем, вина за подобный вариант лежит на тех, кто ввязался в эту игру под названием “счастливая совместная жизнь” без правил и гарантий. И данная практика, вне сомнений, воспитывает личностей безответственных. По мнению многих психологов, когда у мужчины серьезные намерения по отношению к женщине, он будет хотеть полноценной семьи, детей и обязательно сделает ей предложение. И все это станет свидетельством того, что он психологически созрел к этому. А все остальное – сомнительный компромисс: вроде хочется быть вместе, но не очень, в принципе, можно зарегистрироваться, но можно и подождать, а вдруг вскоре встретится кто-то получше… Такие добрачные отношения позволяют без особого ущерба сделать шаг назад – человек оставляет себе место для маневра, словно бы держит в уме, что это явно не единственная история в его жизни, и об этом никогда нельзя забывать. В то время как зарегистрированный брак настраивает на борьбу за отношения при любых совместных трудностях.
Согласно статистике, наиболее удачные браки у тех, кто официально связывает себя узами Гименея после двух с половиной лет “гражданских” отношений. Это как раз то время, когда молодые люди уже накопили совместные, позитивные переживания, и еще высок потенциал заинтересованности друг в друге, чтобы преодолевать неизбежные сложности. А вот когда в загс идут люди, прожившие вместе лет семь и более, они потом жалуются, что до свадьбы все было гораздо лучше, и совсем не учитывают того факта, что отправились регистрировать свои отношения, когда все уже было не совсем здорово. И если говорить о желании штампа в паспорте, то его всегда хочет более зависимая сторона. То есть более материально успешный партнер к нему стремится меньше.
Если не брать в расчет финансы, а только чувства, то на официальном союзе, как правило, настаивает женщина, мужчина же проявляет активность лишь тогда, когда видит, что избранница на него не ориентирована, и, опасаясь ее потерять, он решается на предложение руки и сердца. Такова реальность, а уж писать свою жизнь на чистовик или довольствоваться черновиками – каждый сам для себя делает этот нелегкий выбор (domashniy.ru).
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)