Дети мигрантов получат вид на жительство, если будут хорошо учиться
Детям мигрантов, окончившим российскую школу и проучившимся в ней не менее 3-4 лет, вместе с аттестатом могут выдавать и вид на жительство.
Уже через два года учебы в российской школе ребенок-мигрант "переключается" с национальных традиций на российские, уверяют эксперты, предлагая законодательно ввести такую традицию.
Россия, вручая вид на жительство вместе с аттестатом, только выиграет, поскольку у нее появится возможность восполнить демографические провалы за счет уже интегрированных в общество молодых людей, считают эксперты. Ежегодно в нашу страну приезжают на заработки все больше женщин-иностранок, и они берут с собой детей. У них остается всего два пути: или они входят в правовое русло, или попадают в теневой сектор
На заседании демографической секции Центрального дома ученых РАН были представлены исследования о положении женщин-мигрантов в России. По официальным данным Федеральной миграционной службы, они составляют 14 процентов от общего числа мигрантов, но, по экспертным оценкам, их порядка 30 процентов. В основном женщины заняты в сфере услуг, торговле, в строительстве и ремонте. Больше всего мигранток приезжает в Россию из Узбекистана, Киргизии и Украины. Меньше всего дам к нам на заработки едут из Азербайджана. В основном это довольно молодые женщины, средний возраст - 35 лет. Почти 70 процентов женщин-гастарбайтеров имеют профессиональное образование, порядка 10 процентов - высшее. "Но высшее образование тут бывает невостребованным. Женщины, окончившие вузы, работают в России преимущественно на низкоквалифицированных работах, например, уборщицами", - уточняет старший научный сотрудник Института демографии НИУ "Высшая школа экономики" Юлия Флоринская
Более трети женщин, уезжая на заработки, забирают с собой детей, если не всех, то хотя бы одного. Однако детсад посещают только 27 процентов мигрантских детей, а школу - 79 процентов. Но именно дети мигрантов, выросшие в России и посещающие здесь детские сады и школы, имеют реальные шансы интегрироваться в российское общество, убеждены эксперты. И рекомендуют властям уделить серьезное внимание положению детей-мигрантов и работе с учителями. Они предлагают не связывать прием на обучение с наличием длительной регистрации у родителей, охватить информационной базой данных "Всеобуч" и детей-мигрантов, сделать для них бесплатным медобслуживание и диспансеризацию. И давать гражданство в упрощенном порядке.
Марина ГРИЦЮК. «Российская газета», 14 мая 2013 года
Аттестат миграционной зрелости
Стоит ли предоставлять вид на жительство детям гастарбайтеров, окончившим российскую школу?
Анатолий Вишневский, директор Института демографии НИУ ВШЭ, доктор экономических наук, профессор
Эксперты демографической секции Центрального дома ученых РАН выступили с инициативой выдавать детям гастарбайтеров вид на жительство вместе с аттестатом об окончании средней школы, а гражданство давать в упрощенном порядке. Они уверены, что за время обучения в российской школе дети мигрантов вполне способны адаптироваться к новым условиям жизни и имеют реальные шансы интегрироваться в российское общество.
Своевременная в общем-то идея. Поскольку население России сокращается и, судя по всему, продолжит сокращаться в дальнейшем, его пополнение за счет мигрантов, скорее, благо для нас. Тем более если речь идет о людях, которые успели социализироваться и адаптироваться за время обучения в школе. Конечно, многое тут надо уточнять, в том числе и период обучения, который должен быть достаточным для привыкания к новым условиям. Но тем самым мы снимаем наиболее очевидные возражения против мигрантов, которые не говорят по-русски, не умеют себя вести, не знакомы с нашими обычаями и культурой.
Ведь, если разобраться, основная проблема мигрантов не в том, что они из другой страны, а в том, что это часто не очень образованные сельские жители, плохо знакомые с городским образом жизни. Когда они приезжают в мегаполис, закономерно возникают противоречия, но они преодолимы. Давайте вспомним период, когда в Москву активно приезжали «лимитчики» из российской глубинки со своими детьми. Тогда тоже возникали вопросы социокультурного взаимодействия, и многие московские родители не хотели, чтобы их дети учились вместе с «лимитой». Но сегодня, общаясь с этими людьми, вы едва ли поймете, что они родились не в Москве. То же будет и с новыми мигрантами. Это будут такие же россияне нетитульной национальности, как, например, татары, башкиры или тувинцы. У них, правда, не будет своей национальной автономии, и они будут жить там, где пожелают осесть, но и это явление для нас не ново. Мы уже хорошо знакомы с внутренней миграцией, когда представители национальных республик перемещаются на территории, где исторически проживают другие народы. Да и русские живут среди других народов, и это не вызывает особых проблем. Никаких предубеждений, кроме этнических, на мой взгляд, тут возникать не должно. Но это уже предмет другого обсуждения.
Вопрос действительно стоит очень остро. Население сокращается, территории пустеют. Попытки увеличения собственной рождаемости видимых результатов пока не принесли, а значит, никакого другого пути, кроме привлечения мигрантов, в настоящее время нет. К миграционному ресурсу как источнику пополнения населения прибегают практически все развитые страны. Решение не беспроблемное, но его едва ли можно избежать. Двигаясь по этому пути, очень важно не повторять чужих ошибок. Я имею в виду пример европейских стран, где в пригородах крупных населенных пунктов образовались неблагополучные районы, где живут преимущественно выходцы из стран Северной Африки и Ближнего Востока. Но тут важно понимать, что эти гетто появились не потому, что туда кто-то специально заселил мигрантов, а потому, что эти люди оказались наиболее обездоленными и были вынуждены сконцентрироваться в районах с наиболее дешевым жильем.
Вопрос именно в том, как не допустить опускания этих людей на социальное дно. Нельзя, чтобы дети мигрантов повторяли путь своих родителей, которым не на что надеяться, кроме как подметать улицы. Когда нам говорят о росте религиозного и этнического напряжения на территориях компактного проживания мигрантов, будь то в Европе или где-то еще, надо понимать, что эти проблемы растут оттуда же. Этническая или религиозная солидарность — естественный ответ на изоляцию, на выдавливание из общественной жизни.
Давайте говорить о том, что, если мы встали на этот путь, надо думать над решением всех проблем, которые неизбежно возникнут. Если мы ограничимся лишь предоставлением детям мигрантов российского гражданства, мы рискуем повторить ошибки европейцев. Надо дополнительно работать над адаптацией и развитием этих детей, потому что их родители не смогут этого сделать в силу самых разных обстоятельств. Если, окончив школу, дети мигрантов получат не только вид на жительство, но и будут способны продолжить обучение, получить хорошую квалификацию и нормальную работу, то им незачем будет искать защиты и поддержки у диаспор и религиозных проповедников.
В этой связи надо совершенно четко понимать и быть готовыми к тому, что эта работа потребует и продуманных программ, и финансовых ресурсов. Хотя бы в виде дополнительных ставок для педагогов и оплаты дополнительных часов обучения. Думаю, что предстоит потратиться и создать целую систему адаптации и дополнительной подготовки новых граждан. Но эти затраты многократно окупятся, а бесплатного решения сложных проблем не бывает.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)