Мечта Китая об урбанизации и препятствия на ее пути
Более половины огромного китайского населения живет в городах. В ближайшие 15-20 лет туда переедут еще сотни миллионов человек. Где они будут жить?
Китай переживает революцию урбанизации, в ходе которой сотни миллионов человек ежегодно переезжают в города. Начиная с 2011 года, впервые в истории более половины китайского населения, составляющего 1,3 миллиарда человек (то есть, 690 миллионов) проживает в городах. В ближайшие 15-20 лет туда переедут еще 300-400 миллионов. Новый премьер страны Ли Кецян (Li Keqiang) недавно предложил ускорить урбанизацию Китая и назвал ее «мощным двигателем» китайского экономического роста на перспективу. Учитывая беспрецедентные масштабы и темпы китайской урбанизации, нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц (Joseph Stiglitz) назвал ее одной из двух главных сил (вторая - это научно-технический прогресс в США), которые будут формировать облик мира в 21-м веке.
Однако мечта Китая об урбанизации может оказаться несбыточной из-за отсутствия недорогого жилья в городах для новых жителей, количество которых постоянно растет.
Почти полвека в китайских городах главное место занимало социальное жилье, сдаваемое в аренду. Его обеспечивало либо государство, либо государственные предприятия-работодатели. Острая нехватка жилья, перенаселенность в жилых домах, а также отвратительные жилищные условия были для городов всеобщей и обычной проблемой. За последние двадцать лет китайские города пережили беспрецедентную приватизацию жилья, а китайское правительство продает государственный арендный жилой фонд по сниженным ценам, подталкивая застройщиков к созданию нового частного жилого фонда и отказываясь от государственного жилищного строительства.
В связи с ростом внутренних и внешних инвестиций в китайских городах начался невиданный строительный бум. По данным Economist Intelligence Unit, за первое десятилетие 21-го века Китай построил примерно в два раза больше домов, чем сегодня имеется в Британии, или примерно столько же, сколько в Японии.
Эти новые дома также намного больше и качественнее чем те, которым они пришли на смену. Жилая площадь на душу населения в городах увеличилась с 4 квадратных метров в 1980 году до 31,5 квадратных метра в 2010-м, хотя это гораздо меньше, чем в США (65 квадратных метров на человека). 75% семей в городах и поселках (85% семей по всей стране) в 2010 году являлись собственниками жилья, в то время как в 1980-е годы такие семьи составляли всего 20%. Темпы приобретения жилья в собственность в Китае выше, чем во многих развитых странах.
Между тем, цены на жилье в городах резко и серьезно подскочили, и это увеличение в период с 2000 по 2010 годы в среднем по стране составило 250%. Соотношение цен на жилье и доходов людей показывает, что квартиры в стране непозволительно дороги. В крупных городах типа Пекина или Шанхая скромная квартира может стоить многие миллионы юаней, а аренда обходится в тысячи юаней. По этой причине жилищный вопрос для большинства семей с низкими и средними доходами стал главной проблемой и головной болью.
В результате миллионы мигрантов оказались за рамками «китайской мечты», поскольку мало кто из них владеет домами в городах, а большинство живет очень скученно, в домах плохого качества. В целом мигрантам труднее всех приходится на рынке жилья, поскольку у них низкие доходы, и на них распространяется правило прописки по месту жительства, называемое «системой хукоу» (ее еще часто называют системой внутренних паспортов). Согласно этому правилу, мигранты не считаются «законными» жителями городов, хотя живут и работают там длительное время. Не имея местной городской прописки, мигранты лишены права на такие социальные льготы, как жилищные субсидии. Даже в Шэньчжэне, который называют городом мигрантов, местная прописка является обязательным условием для приобретения экономичного жилья. В других городах, таких, как Пекин, необходимо несколько лет прожить с местной пропиской, прежде чем можно будет претендовать на дешевое жилье.
Без государственных субсидий даже простая аренда приличной квартиры на официальном рынке жилья большинству мигрантов не по силам. В результате подавляющее большинство вынуждено искать временное место для проживания, например, заводские общежития, подвалы, а также нелегальное жилье, которое строят сельские жители в пригородах. В итоге со временем в городах и в пригородах формируются «мигрантские анклавы». Поскольку сельские жители владеют землей коллективно, они имеют право строить жилье для собственного проживания. Однако зачастую они также возводят строения незаконно, а потом сдают их в аренду, получая дополнительные доходы.
Так как формально такие «мигрантские анклавы» являются незаконными и могут быть снесены государством в любой момент, зачастую их строят из рук вон плохо с единственной целью пустить туда как можно больше жильцов. Таким образом, мигранты вынужденно живут в поселениях, напоминающих трущобы, и находятся на задворках городского общества.
Жилье в городах является непозволительной роскошью не только для обычных бедных мигрантов из сельской местности. Оно не по средствам даже образованным переселенцам, которые также вынуждены проживать в таких мигрантских анклавах. Например, десятки тысяч обитателей мигрантского анклава Танцзялин в Пекине - это недавние выпускники вузов, которые не могут себе позволить аренду или покупку жилья в городе, и поэтому живут в тесноте в маленьких комнатах, ежедневно тратя несколько часов на дорогу к месту работы и домой. В результате этих мигрантов из числа «белых воротничков» часто называют «муравьиным племенем» (и цзу).
Поскольку такие мигрантские анклавы часто располагаются на городских окраинах и в пригородах вдали от центра, многие мигранты также живут в крошечных комнатушках в бомбоубежищах и подвалах многоквартирных домов и офисных зданий, которые по проекту являются парковками и складскими помещениями. Только в Пекине в подвалах проживает от одного до двух миллионов человек, главным образом, мигранты. Они формируют целый подземный город. Этих людей называют «мышиным племенем» (шучжу).
Но в условиях стремительной урбанизации, перестройки и модернизации городов даже это немногочисленное доступное жилье для мигрантов оказывается под угрозой. Мигрантские анклавы сносят, застраивают, а подвалы освобождают от обитателей. Беспрецедентная проблема, с которой сталкивается китайское правительство, это поиск путей для размещения мигрантов в городах – как уже приехавших, так и тех, кто должен прибыть в предстоящие годы.
Пока правительство не прилагает особых усилий в этом направлении. Несмотря на ужасающие жилищные условия во многих городах, Госсовет лишь в 2006 году признал необходимость их улучшения. Но даже после этого центральное правительство ограничилось лишь требованием к работодателям обеспечить своих трудовых мигрантов жильем. Таким образом, власти сняли с себя всякую ответственность. В 2010 году Министерство жилищного строительства, городского и сельского развития предложило сделать доступным для квалифицированных мигрантов государственный арендный жилой фонд (гун цзу фан). Однако из-за строгих ограничений он доступен лишь для малой части квалифицированных переселенцев. А для большинства ситуация ничем не изменилась.
Отсутствие доступного жилья является серьезной проблемой и для семей с низкими доходами, имеющих городскую прописку. Сталкиваясь с нарастающим недовольством и потенциальной нестабильностью в обществе, центральное правительство в последние годы снова заговорило о строительстве экономичного жилья, вложив в него миллиарды юаней и поставив амбициозные цели по данному направлению строительства. Например, власти планируют в период с 2011 по 2015 год построить 36 миллионов дешевых квартир. Пока неясно, сумеет ли Китай выполнить поставленную задачу, но мигрантов даже не включили в эту программу бюджетного жилищного строительства в качестве целевого сегмента. Но если в программе строительства игнорируется такая многочисленная часть общества как бедные мигранты, она начинает противоречить конечной цели политики строительства жилья для людей с низкими доходами и принципу социальной справедливости. Следовательно, она является неудачной.
Пока мигранты будут составлять треть городских жителей, не имея законных прав на проживание, урбанизация в Китае будет «незавершенной». Чтобы обеспечить успех урбанизации, китайское правительство должно сделать строительство доступного жилья для мигрантов высшим приоритетом в своей политике.
Для достижения этой цели потребуется построить достаточное количество жилья для расселения растущего городского населения, положить конец узаконенной политике дискриминации против мигрантов и включить их в систему жилищного строительства для людей с низкими доходами.
Наряду с этим правительство должно решительно мобилизовать частный сектор на обеспечение доступного жилья в больших масштабах. В настоящее время официальный рынок аренды жилья в китайских городах развит очень слабо. Имея высокую прибыль в частном секторе и сталкиваясь с неопределенностью на рынке жилья, застройщики основное внимание уделяют строительству высококачественного частного жилья. Очень ограниченный по площади арендный жилой фонд, создаваемый застройщиками, это чаще всего высококачественные квартиры для элиты. Правительству необходимо создать стимулы, такие как налоговые каникулы, займы на льготных условиях, а также продажа дешевой земли, чтобы способствовать строительству более доступного арендного жилья для городской бедноты и мигрантов.
Кроме того, государство должно полностью признать земельные права сельских жителей и обеспечить им стимулы и возможности для вложения средств в приличное и доступное жилье. Поскольку в Китае существует двойная система землепользования, только местные муниципалитеты могут переводить сельские земли в категорию городских земель для их застройки. Такая монополия местных властей на перевод земли из одной категории в другую должна быть отменена. Кроме того, коллективные владельцы земель в пригородных деревнях должны получить возможность для прямого участия на рынке земли и жилищного строительства, чтобы пользоваться преимуществами урбанизации. Получая большую прибыль от долгосрочной аренда земли и землепользования, жители пригородов будут заинтересованы во вложении больших средств в строительство качественного жилья и окружающей его инфраструктуры. Это не только существенно увеличит доступный жилой фонд, но и коренным образом улучшит жилищные условия в мигрантских анклавах.
Лишь при наличии в большом количестве приличного и доступного жилья в государственном и частном секторе миллионы мигрантов в городах смогут осуществить свою мечту о собственной квартире. Тогда будет осуществлена мечта Китая об урбанизации. Государство на протяжении десятилетий пользовалось дешевой рабочей силой в лице трудовых мигрантов, и теперь ему пора взять на себя хотя бы какую-то часть ответственности за жилье для них. В противном случае огромная часть населения, не имеющая возможности получить приличное и недорогое жилье, создаст препятствия на пути государства к дальнейшей урбанизации и вызовет социально-политическую нестабильность.
Юцинь ХУАН – доцент кафедры географии и планирования Государственного университета штата Нью-Йорк в Олбани.
"The Diplomat", 14 мая 2013 года Опубликовано ИноСМИ.Ru
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)