Самые привлекательные города страны оказались далеко не самыми комфортными
Чиновники и ученые составили рейтинг привлекательности российских городов. Проанализировав 164 города, они пришли к выводу, что самой привлекательной, несмотря ни на что, остается Москва. Впрочем, как показывают опросы населения, привлекательность и комфортность в применении к городам оказываются не тождественными понятиями.
Исследование проводили Министерство регионального развития, Госстрой, Роспотребнадзор, Российский союз инженеров и МГУ им. Ломоносова. При оценке эксперты учитывали 13 факторов, такие, как динамика численности населения, демографические характеристики, социальные параметры общества, благосостояние граждан, социальная инфраструктура, экономика города, развитие жилищного сектора, доступность жилья, инновационная активность, транспортная инфраструктура, инженерная инфраструктура, кадровый потенциал и природно-экологическая ситуация.
На первых местах рейтинга, как и следовало ожидать, оказались крупные города России, которые занимают лидирующие позиции по всем строчкам рейтинга, за исключением доступности жилья. Так, в первую пятерку вошли Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург и Ростов-на-Дону. Следом за ними идут города, которые имеют преимущества в развитии: Владивосток, Краснодар, Сочи, Калининград, а также привлекательные с инвестиционной точки зрения Томск, Омск, Сургут, Тюмень, Иркутск, Ярославль, Саратов.
Подольск, Химки, Балашиха и Мытищи отмечены за высокие темпы строительства. А Казань была признана городом, проводящим самую благоприятную в стране инвестиционную политику. Середину рейтинга образуют крупнейшие металлургические моногорода – Челябинск, Магнитогорск, Каменск-Уральский и города с относительно диверсифицированной экономикой – Владимир, Волжский, Южно-Сахалинск.
Аналитики также отметили, что в большинстве городов уровень экономического и промышленного развития значительно дифференцирован в зависимости от условий жизни. Это характерно в особенности для городов Урала и Сибири. «При высоких показателях дохода на душу населения данные города характеризуются суровыми природно-климатическими условиями и низкой степенью развитости транспортной инфраструктуры», – говорится в исследовании Минрегионразвития. По словам руководителя ведомства Игоря Слюняева, подобные рейтинги необходимо составлять регулярно. «Нужно проводить оценку качества городской среды проживания на постоянной основе в целях создания необходимых условий для социального и экономического роста российских городов», – отметил министр.
Правда, сами жители городов в ходе опросов утверждают, что мегаполисы не так уж и удобны: в ходе проведенного компанией «Росгосстрах» опроса жителей 36 городов России выяснилось, что самыми комфортными для жизни считаются Тюмень (условиями жизни там довольны 96% жителей), Пенза (93%), Набережные Челны (92%), Томск (91%) и Кемерово (90%). Жизнью в Москве при этом удовлетворены только 67% опрошенных.
Также некоторое несоответствие с действительностью отмечают и эксперты: относительно других городов Москва и прочие крупные мегаполисы будут выигрывать на фоне менее развитых и крупных городов, однако многие из них едва ли можно назвать удобными и привлекательными в принципе. Правда, остальные города, видимо, еще менее удобные. «С методологической точки зрения такие рейтинги составлены абсолютно неправильно, – сказал в разговоре с «НИ» директор Института экономики транспорта и транспортной политики Михаил Блинкин. – Конечно, Москва будет лидировать по транспортной инфраструктуре, ведь в ней действительно богатая транспортная инфраструктура. Другое дело, что тут спрос не соответствует предложению – да, вагонов метро много, много автобусов, много дорог, но все равно город задыхается в пробках, все равно удобство мобильности жителей городов оставляет желать лучшего, то же самое с другими параметрами».
С этой точкой зрения соглашается заведующий кафедрой градостроительства МАРХИ Илья Лежава. «Вообще мне кажется, что самый удобный город у нас – Белгород, достаточно туда приехать и посмотреть на него, – объяснил эксперт. – Он больше других российских городов напоминает европейские города, к примеру, чешские. А те города, которые оказались наверху рейтинга, точно не являются самыми удобными. Наше городское пространство в принципе во многом проигрывает европейскому».
С другой стороны, если отбросить бытовой комфорт и сравнение с Западом, то российские мегаполисы действительно окажутся привлекательными. Например, по такому критерию, как уровень доходов, две российские столицы прочно лидируют, как и другие крупные города. Аналогично и с параметром «экономика города», ведь чем крупнее город, тем более оживленная там хозяйственная и предпринимательская активность, а значит, имеется больше возможностей для жителей. Быть может, это и заставляет россиян бросать уютные Тюмень, Пензу и Набережные Челны и перебираться в дорогую, забитую дорожными пробками столицу.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)