Rambler's Top100

№ 541 - 542
4 - 17 февраля 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«FINANCE.UA» об экономических проблемах старения
«Молдавские ведомости» о проблеме старения в Молдавии
«Ведомости» о проблемах российской пенсионной системы
«Ведомости» о демографических успехах России
«Медицинская газета» об обследовании Росстата по проблемам здоровья
«Полит.ру» о дорожно-транспортной смертности в России
«Mainichi» о самоубийствах в Японии
«The Independent» о каннибализме в Северной Корее
«Новые известия» об онкозаболеваемости и смертности
«Die Presse» о проблемах трансплантологии
«InoPressa.Ru» о вреде курения
«Зеркало» о последствиях родственных браков в Азербайджане
«Коммерсантъ», «Огонек» и «Ведомости» об ужесточениях с регистрацией
«Новые известия» о регистрации и медицинской помощи
«Вечерний Бишкек» о российском гражданстве
«Телеграф» о тесте на британское гражданство
«Gundogar.org» об отмене двойного гражданства в Туркмении
«Ведомости» о дискриминации мигрантов на рынке труда
«BBCRussian.com» о нарушениях прав мигрантов в Сочи
«Белорусские Новости» о трудовой миграции из Белоруссии
«Известия» о мигрантских квотах и нехватке дворников
«Российская Бизнес-газета» о мигрантах в торговле

«Известия» о поощрении НКО – борцов с нелегальной миграцией
«BBCRussian.com» о коптах в Москве
«The Atlantic» о нарушениях прав тибетцев в Китае
«Коммерсантъ» и «Новые известия» о нелегальной миграции в США
 «Atlantico» о миграции коренных жителей из крупных городов
«The Guardian» об антирекламе миграционной привлекательности Великобритании
«The Financial Times» о возможной волне эмиграции из Польши
«Atlantico» о ксенофобии во Франции
«Otramerica» о расизме в Латинской Америке
«Die Welt» об истории работорговли
«Новая газета» о миграции глазами философа
«Итоги» о проблеме сирот в России
«Opec.ru» о сиротах в российских регионах
«Slon.ru» о проблемах российского образования
«Российская газета» о единой электронной системе учета ЗАГС
«Час» о проблемах с регистрацией в Латвии
«Российская газета» об РПЦ и электронных удостоверениях личности
«Lettera43» о равенстве мужчин и женщин в Европе
«Российская газета» о программе развития Дальнего Востока и Байкальского региона
«Эксперт» об урбанизме и экономике
«Otramerica» об экологических проблемах Земли

о проблемах российской пенсионной системы

Пенсионные коты в мешке

Право выбора между солидарным и накопительным компонентами не сможет обеспечить их эффективность

Итогом прошлогодней дискуссии о судьбе накопительной пенсионной системы стало компромиссное решение — дать гражданам право выбора, в какой системе они хотят находиться: распределительной или накопительной. Такое решение практически неуязвимо с политической точки зрения и позволяет расширить пространство выбора индивидуальных пенсионных стратегий граждан.
Однако хорошая идея, как это часто бывает, была воплощена в законодательстве весьма причудливым образом.
Гражданам предоставили право выбора только в отношении 4% тарифа страховых взносов. Оставшиеся 2% независимо от воли граждан продолжают отчисляться в накопительную систему. Деление 6% тарифа накопительного компонента на 4 и 2% первоначально задумывалось социальным блоком как способ ее постепенного свертывания. С тех пор концепция изменилась — акцент делается на свободе выбора граждан. В результате сейчас деление страхового тарифа выглядит как «батон из первого анекдота». Это чревато следующими негативными последствиями. Во-первых, решение становится уязвимым с политической точки зрения — левые продолжат критиковать «затаскивание граждан в лапы жадных финансовых посредников» и прозрачно намекать, что это решение было кем-то проплачено. Во-вторых, теперь молчуны будут формировать свою накопительную часть пенсии только 2%-ным тарифом. В результате их накопительная часть пенсии будет незначительной, что еще больше ухудшит имидж накопительного компонента в России. В-третьих, само расщепление тарифа увеличит издержки администрирования.
Еще одной странностью российского законодательства должно было стать ограничение периода выбора между солидарным и накопительным компонентами всего одним 2013 годом. Предполагалось, что все, кто не выбрал негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию, по умолчанию с 1 января 2014 г. начнут отчислять 4% в солидарную часть, а 2% — в накопительную. Такое решение дискриминировало бы всех вновь входящих на рынок труда: у них не было бы шансов направить все 6% тарифа на накопления. Ограничение права выбора граждан всего одним годом выглядело бы особенно странным в условиях полного отсутствия важнейшей информации, на основе которой предлагается делать этот выбор: по солидарной составляющей правительство заявило о том, что собирается изменить формулу расчета пенсий. Какой она будет, не знает никто. Формула будет разработана к 1 апреля этого года. Но сколько времени уйдет на межведомственные согласования, законодательное оформление и донесение до граждан новых правил игры?
По накопительному компоненту давно назрели решения, направленные на обеспечение долгосрочной положительной реальной доходности накоплений, диверсификацию вложений, снижение административных издержек, внедрение современного риск-ориентированного надзора. Без этих решений накопительный компонент не заработает. Но когда и как они будут приняты, одни вопросы.
В отсутствие понимания пенсионной формулы в солидарной системе и «дорожной карты» повышения эффективности накопительного компонента делать выбор между ними — это выбирать между двумя черными ящиками. В связи с этим крайне обнадеживающим стало заявление президента Владимира Путина о том, что право выбора для граждан сохранится и в дальнейшем, после 1 января 2014 г.
Автор считает, что оптимальным было бы следующее оформление права выбора граждан между накоплениями и распределительным котлом:
1) выбор осуществляется всеми гражданами вне зависимости от их возраста ежегодно в отношении всех 6% взносов с их заработной платы на следующий год. При этом нужно писать заявление о своем выборе, только если вы собираетесь перейти из одного компонента пенсионного обеспечения в другой. «По умолчанию» взносы отчисляются в соответствии со сделанным вами ранее выбором;
2) все ранее сделанные взносы остаются в той системе, в которую они были уплачены. Это ограничение обусловлено тем, что в солидарной системе средства немедленно расходуются на выплату пенсий нынешним пенсионерам и объективно отсутствует возможность преобразовать обязательства государства по солидарному компоненту в финансовые активы. Для этого понадобилось бы создавать финансовые резервы, что полностью бы подорвало идею распределительной системы — нельзя одни и те же средства израсходовать на выплату пенсий и зарезервировать на случай, если гражданин захочет перевести их из солидарной системы в накопительную;
3) менять НПФ или управляющую компанию можно тоже не чаще чем раз в год. Возможно и более жесткое ограничение, как в Польше: бесплатный выбор раз в два года, все остальное — за деньги, так как это требует дополнительных административных расходов и негативно влияет на долгосрочную финансовую устойчивость участников рынка пенсионных продуктов.
Такой подход обеспечит равенство права выбора всех граждан, сохранит институты накопительной пенсионной системы, в ближайшие годы немного подлатает дефицит солидарной системы (в силу инертности граждан в выборе НПФ или управляющей компании) и снизит градус политической критики накопительного компонента.
Вместе с тем, само право выбора между солидарным и накопительным компонентами не сможет обеспечить их эффективность. Оба они нуждаются в серьезном реформировании. Подробнее об этом читайте в следующих колонках.
Автор — заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института экономической политики им. Гайдара

Владимир НАЗАРОВ. «Ведомости», 5 февраля 2013 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.