Rambler's Top100

№ 541 - 542
4 - 17 февраля 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«FINANCE.UA» об экономических проблемах старения
«Молдавские ведомости» о проблеме старения в Молдавии
«Ведомости» о проблемах российской пенсионной системы
«Ведомости» о демографических успехах России
«Медицинская газета» об обследовании Росстата по проблемам здоровья
«Полит.ру» о дорожно-транспортной смертности в России
«Mainichi» о самоубийствах в Японии
«The Independent» о каннибализме в Северной Корее
«Новые известия» об онкозаболеваемости и смертности
«Die Presse» о проблемах трансплантологии
«InoPressa.Ru» о вреде курения
«Зеркало» о последствиях родственных браков в Азербайджане
«Коммерсантъ», «Огонек» и «Ведомости» об ужесточениях с регистрацией
«Новые известия» о регистрации и медицинской помощи
«Вечерний Бишкек» о российском гражданстве
«Телеграф» о тесте на британское гражданство
«Gundogar.org» об отмене двойного гражданства в Туркмении
«Ведомости» о дискриминации мигрантов на рынке труда
«BBCRussian.com» о нарушениях прав мигрантов в Сочи
«Белорусские Новости» о трудовой миграции из Белоруссии
«Известия» о мигрантских квотах и нехватке дворников
«Российская Бизнес-газета» о мигрантах в торговле

«Известия» о поощрении НКО – борцов с нелегальной миграцией
«BBCRussian.com» о коптах в Москве
«The Atlantic» о нарушениях прав тибетцев в Китае
«Коммерсантъ» и «Новые известия» о нелегальной миграции в США
 «Atlantico» о миграции коренных жителей из крупных городов
«The Guardian» об антирекламе миграционной привлекательности Великобритании
«The Financial Times» о возможной волне эмиграции из Польши
«Atlantico» о ксенофобии во Франции
«Otramerica» о расизме в Латинской Америке
«Die Welt» об истории работорговли
«Новая газета» о миграции глазами философа
«Итоги» о проблеме сирот в России
«Opec.ru» о сиротах в российских регионах
«Slon.ru» о проблемах российского образования
«Российская газета» о единой электронной системе учета ЗАГС
«Час» о проблемах с регистрацией в Латвии
«Российская газета» об РПЦ и электронных удостоверениях личности
«Lettera43» о равенстве мужчин и женщин в Европе
«Российская газета» о программе развития Дальнего Востока и Байкальского региона
«Эксперт» об урбанизме и экономике
«Otramerica» об экологических проблемах Земли

о российском гражданстве

Упрощенное гражданство: шаг вперед и два на месте

Российские парламентарии сделали еще один шаг для упрощения получения гражданства РФ для граждан бывшего СССР. Госдума 22 января рассмотрела два законопроекта на эту тему. Один из них предусматривает “упрощенку” и для членов семей иностранных граждан, попадающих под государственную программу содействия переселению соотечественников из–за рубежа. Другой — для детей, родившихся за пределами РФ, если такое гражданство имеет один из родителей. Но решают ли эти меры наболевшую проблему в принципе?
Некоторые СМИ и политики преподнесли данные факты как сенсацию. И значимость нововведений (которые, правда, пока еще только обсуждаются) действительно нельзя преуменьшать. Теперь ребенок сможет претендовать на российское гражданство, даже если второй родитель возражает против этого (а несогласие последнего на сегодня является непреодолимым препятствием).
Важно и то, что предлагается отменить требование пятилетнего пребывания в стране, необходимость получения вида на жительство, подтверждение своих доходов и знания русского языка и для близких участника госпрограммы. Российские депутаты справедливо признали, что эта программа, реально действующая с 2007 года, пока не дала ожидавшегося эффекта. И вместо нескольких сотен переселенцев в РФ на ПМЖ перебралось лишь немногим больше ста тысяч. Вот и решили дополнительно простимулировать реализацию документа. В надежде, что теперь бывшие сограждане по Советскому Союзу, а ныне иностранцы начнут приезжать целыми семьями и заселять опустевшие просторы России–матушки.
Традиционно не удержались от пафоса главные лица парламентского бомонда России. Геннадий Зюганов высказался за то, чтобы “каждый, кто родился на нашей земле и хотел бы жить и работать в родных местах, получил максимум благоприятствования, жилье, соответствующую работу, пособие и многое другое”. А Владимир Жириновский конкретизировал вопрос, посчитав, что преференции при получении гражданства должны иметь этнические русские.
— Если у человека в советском паспорте написано “русский”, то российский паспорт должен ему без проволочек выдаваться посольством в стране пребывания! — как всегда был категоричен Владимир Вольфович.
Но что значит “наша земля”, о которой говорил глава российских коммунистов, — российская или советская? И у кого из граждан нынешних государств СНГ сейчас найдешь советские паспорта, о которых упомянул лидер ЛДПР? Эмоций много, но вопросов остается еще больше.
А самое главное, в какой степени предпринимаемое отвечает сути заявления президента РФ Владимира Путина, прозвучавшего в его недавнем послании Федеральному собранию РФ? Назвав “до безобразия забюрократизированным” процесс получения российского гражданства, глава государства предложил упростить его для потомков, родившихся не только в СССР, но и в Российской империи. Нынешний законопроект, о котором идет речь, несмотря на его прогрессивность, все же ограничивает потенциальных претендентов на вступление в российское подданство рамками упомянутой госпрограммы. А она сама, хоть и была в последнее время значительно усовершенствована, тоже в свою очередь содержит определенные ограничения. Например, устанавливает, что участники госпрограммы и члены их семей должны проживать на территории именно того региона, в который они приехали.
В федеральном законе о соотечественниках прописано, что последние имеют право на приобретение гражданства РФ в упрощенном порядке в соответствии с ее международными договорами и собственными законодательными правовыми актами в сфере гражданства. Но на данный момент единственный способ воспользоваться упрощенной схемой — участие в той самой госпрограмме (см. выше).
И тут впору вспомнить о другом законопроекте, который внесли на рассмотрение Госдумы минувшей осенью сенаторы Владимир Джабаров, Ильяс Умаханов и Вячеслав Фетисов. Заявленные ими поправки в Закон “О гражданстве” вызвали бурные дискуссии в российском обществе и пробудили серьезные надежды среди зарубежных соотечественников. Депутаты также предлагают отмену (как обязательных условий) пятилетнего срока проживания на территории РФ, наличия вида на жительство, подтверждения законного источника существования и степени владения русским языком. Но — для всех соотечественников, кто, родившись в СССР, позиционирует себя в таком качестве. Законотворцы убеждены: воссоединение этих людей со своей исторической Родиной является их неотъемлемым правом.
Данная инициатива активно обсуждалась на IV Всемирном конгрессе соотечественников, состоявшемся 26-27 октября 2012 года в Санкт–Петербурге. И — в ходе последующих парламентских слушаний на тему совершенствования работы с соотечественниками, проживающими за рубежом, которые прошли в Совете Федерации с участием представителей обеих палат российского парламента, руководителей органов исполнительной власти, представителей неправительственных организаций и экспертного сообщества. Оппоненты, коих немало, задались и задаются, в общем–то, резонным вопросом: кого конкретно нужно считать таким соотечественником, имеющим право на получение российского гражданства в упрощенном порядке? И это, увы, остается пока ахиллесовой пятой важного и, скажем так, исторически справедливого законопроекта. Дискуссии на эту тему ведутся не первый год. В 2010–м в федеральный закон N 99, подвергавшийся критике за расплывчатое понятие “соотечественник за рубежом”, внесли поправки. Но в нем, по мнению экспертов, все равно остались неясности с точки зрения правоприменения. Как заявлено, оборот “...и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации” все равно не дает возможности однозначной трактовки данной формулировки. Поскольку тут же возникают вопросы: кто такие эти народы и что значит оговорка “как правило”?.
Размытость ключевого термина позволяет оппонентам путаться в понятиях “соотечественник” и “трудовой мигрант”. И — опасаться, что с принятием данного закона в страну хлынут именно гастарбайтеры, причем, только на заработки, но никак не связывая себя с будущим России.
Проблему могло бы решить внедрение института двойного гражданства. Законодательство России, кстати, признает такую возможность, но лишь в отношении тех государств, которые подписали с РФ договоры об урегулировании вопросов двойного гражданства. Ее, на тех же условиях, не исключает российско–кыргызский договор о дружбе и взаимопомощи, подписанный 10 июня 1992 года. В настоящее время у России международные документы об урегулировании вопросов двойного гражданства подписаны только с Туркменистаном (1993 год) и Таджикистаном (1995 год).

ШТАМПовка
Фильтры не помешают
Согласно Конституции РФ, при вступлении в российское гражданство не требуется отказа от гражданства страны проживания в том случае, если между государствами действуют двусторонние соглашения. Директор Института стран СНГ Константин Затулин говорит по данному поводу: “У меня с коллегами из Совета Федерации по тексту этого законопроекта есть некоторые несогласия: они требуют отказа от гражданства страны проживания, по крайней мере, заявления об отказе, я же этого заявления не требую. Потому что мне важно не то, чтобы они обязательно переехали в Россию, а то, чтобы они были гражданами России, живя в Украине, Казахстане, Киргизии и так далее. Потому что это сегодня спасет от ассимиляции, создаст устойчивую связь с Российской Федерацией. В этой части хотел бы заметить, что требование отказа от гражданства является тем камнем, который лежит на пути порядка упрощенного гражданства для наших соотечественников за рубежом”.
Здесь есть свои плюсы и минусы. Оформив российское гражданство и оставив гражданство страны проживания, можно оформить российскую пенсию, при этом не переезжать в РФ. Но при возникшей необходимости — в любой момент перебраться в нее, избежав бюрократических процедур, с которыми сталкиваются нероссияне. Вместе с тем, получая средства из российского бюджета в виде пенсий и иных выплат, эти люди остаются оторванными от России — не платят налоги, не проходят военную службу и так далее. Эксперты также полагают, что предоставление российского гражданства соотечественникам могло бы вызвать негативное отношение к этому у властей и общества страны проживания. И пример с Туркменистаном, где сегодня происходит ущемление прав человека именно по этому признаку, — наглядное тому подтверждение.
Учитывая подобную ситуацию, директор Института русского зарубежья Сергей Пантелеев высказывается за необходимость, зайди речь о двойном гражданстве, учитывать отношение конкретного государства к России, другие сопутствующие факторы. Он высказывается и за установление неких официальных фильтров, позволяющих производить определенный отбор в случае с упрощенным порядком гражданства. При этом признает: на практике все зачастую зависит от конкретной ситуации. И приводит пример с Красноярским краем, куда перебралась кыргызская семья врачей. “Муж — хирург, стажировавшийся в Германии, и при переезде в Россию с национальным вопросом вообще никаких проблем не возникло — настолько востребованным и профессиональным оказался специалист”, — констатирует Пантелеев.

Свои–чужие
Отторжение
Российские власти, когда захотят, могут быть очень даже решительны. “Соотечественники заслуживают того, чтобы со стороны России было уважение к ним, — говорит депутат Госдумы, первый заместитель председателя комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Владимир Никитин. — В концепции внешней политики Российской Федерации написано, что в новейшей истории впервые глобальная конкуренция вышла на цивилизационный уровень. Сейчас идет борьба за цивилизационную ориентацию соотечественников любой страны, и мы должны привлекать их к России, а не подталкивать к Евросоюзу, куда заманивают их, давая бесплатный, безвизовый въезд в Шенгенскую зону”.
За все постсоветские годы российское руководство уже не раз то отторгало, то проникалось симпатией к тем, кто в результате глобальной геополитической катастрофы под названием “Развал Советского Союза” остался за пределами нынешней РФ. Такая непоследовательность обернулась массой проблем прежде всего для самих россиян — и в экономической, и в демографической, и в межэтнической, и во многих других сферах. Есть риск, что когда однажды в РФ наконец надумают повернуться лицом к зарубежным соотечественникам, то никому это уже особенно не будет нужно.

Евгений ДЕНИСЕНКО. «Вечерний Бишкек», 25 января 2013 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.