Белорусские гастарбайтеры: кто они, почему нелегалы и сколько зарабатывают
Согласно российским данным, которые на прошлой неделе привело МВД Беларуси, в России нелегально трудится порядка 100 тысяч соотечественников. К этому стоит добавить еще десятки тысяч белорусов, которые трудятся в России легально. По мнению белорусских экономистов, которые на днях обнародовали свежее исследование, трудовая миграция – один из ключевых вызовов для Беларуси в предстоящие годы.
Россия не требует от белорусов высшего образования
Российские эксперты на основе данных о валютных переводах пришли к выводу, что большинство белорусов, которые трудятся в России, находятся там на нелегальном положении. В МВД Беларуси объясняют это тем, что российским работодателям выгодно нанимать белорусов для краткосрочной трудовой деятельности.
«Иностранцы стремятся легализоваться в России, так как они переходят через госграницу, имеют миграционную карту и у некоторых достаточно жесткий режим пребывания. У белорусов же равные условия трудоустройства с гражданами РФ. Многие граждане России работают неофициально, и российским работодателям выгодно привлекать и белорусов для краткосрочной трудовой деятельности, фактически на нелегальных условиях», — сообщил БелаПАН начальник департамента по гражданству и миграции МВД Беларуси Алексей Бегун.
По данным из российских источников, нелегально в России трудятся около 100 тыс. белорусов. Если говорить о белорусских мигрантах, которые трудятся в России официально, то известно, что в 2010 году легально трудоустроены в России были 67 тыс. человек, в 2011-м – порядка 53 тыс. соотечественников.
Подавляющее большинство белорусских гастарбайтеров, судя по данным последней переписи населения, трудится в России. В аналитической работе, которую на прошлой неделе обнародовал Исследовательский центра ИПМ, приводится несколько объяснений этому.
«Россия (для большинства мигрантов) более привлекательна из-за отсутствия языкового барьера, который существует в случае миграции в другие страны. Кроме того, в рамках Единого экономического пространства белорусы могут трудоустроиться в России или Казахстане практически на тех же условиях, что и граждане этих стран», — отмечают авторы исследования.
В Россию едут те белорусские специалисты, которые не смогли найти достойную оплату своего труда на Родине. «Я тружусь на хлебозаводе в России, получаю 23000 российских рублей в месяц. Работаем по сменам, на жизнь пока хватает», — рассказала автору этих строк женщина, повстречавшаяся на белорусском железнодорожном вокзале.
О части тех сумм, которые получают в России белорусские гастарбайтеры, косвенно свидетельствуют денежные переводы. Эксперты Евразийского банка развития, обнародовавшие в 2012 году исследование о трудовой миграции в рамках ЕЭП, ссылаются на данные Центрального банка РФ и сообщают, что в 2009-м денежные переводы из России в Беларусь составили 96,1 млн. долларов, в 2010-м – 164,7 млн. долларов.
Многие белорусы трудятся в России в сфере строительства, транспорта, торговли и услуг и не имеют, как правило, высшего образования.
«Согласно данным последней переписи населения, только 15,7% белорусских мигрантов, которые уезжали в Россию, имели высшее образование. В основном туда едут специалисты с профессионально-техническим и средним образованием. В то же время, если посмотреть, кто едет работать в другие страны (не в Россию), то там процент людей с высшим образованием составляет 41,7%», — говорит директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.
Как предотвратить отток кадров?
Тенденции, связанные с миграцией трудовых ресурсов, настораживают. Беларусь в последние годы уже столкнулась с нехваткой кадров в некоторых отраслях, что было обусловлено трудовой миграцией.
Так, в сфере строительства в 2012 году среднесписочная численность работников уменьшилось на 8,2% после снижения на 12,2% в 2011 году. Как результат, численность работников, занятых в строительных организациях, за последние два года уменьшилась более чем на 50 тыс. человек – с 262,5 тыс. человек в декабре 2010-го до 211,1 тыс. человек в декабре 2012-го (данные Белстата).
Фактором, который может привести к оттоку кадров в других отраслях, могут стать колебания на валютном рынке. «Вряд ли разрыв в зарплатах между Беларусью и Россией будет устойчиво сокращаться. В то же время риски того, что доходы населения в Беларуси могут упасть вследствие кризисных явлений в экономике, существуют», — отмечает Александр Чубрик.
В 2011 году на фоне валютно-финансового кризиса из Беларуси стали уезжать даже врачи. Поэтому властям Гродненской области, к примеру, приходилось даже принимать административные меры (запрещать врачам увольняться по соглашению стороны), чтобы удержать специалистов в поликлиниках.
Еще одной причиной усиления миграционных процессов может стать реализация планов по сокращению излишней численности работников белорусских предприятий.
К слову, постановлением правительства №1262 от 30 декабря 2012 года до 711 предприятий (многие из которых принадлежат государству и относятся к числу крупных) доведены задания по увеличению в 2013-2015 гг. выручки и добавленной стоимости на одного занятого. Добиться выполнения амбициозных показателей путем увеличения выручки на десятки процентов ежегодно вряд ли получится, поэтому может стать вопрос о сокращении излишней занятости на госпредприятиях.
«Сокращение избыточной занятости госпредприятий позволит повысить эффективность их работы. Но проблема в том, что такого рода действия могут привести к увеличению безработицы, которая при слишком медленном развитии частного сектора может привести к ускорению трудовой миграции. Минимизировать отток трудовых ресурсов способно развитие системы переподготовки кадров», — полагает экономист Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович.
В условиях снижения численности населения трудоспособного возраста, старения и существующих рисков увеличения трудовой миграции следует повысить эффективность использования существующих трудовых ресурсов. Этот вопрос, по мнению экспертов, должен быть одним из приоритетных при определении экономической и социальной политики.
Рецепт повышения эффективности существующих трудовых ресурсов известен давно – увеличение доли частного сектора, что, конечно же, вело бы к повышению производительности труда. Однако, пока, увы, доля частного сектора в белорусской экономике остается неизменной и составляет примерно 30%…
Дмитрий ЗАЯЦ. «Белорусские Новости», 4 февраля 2013 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)