Что думают чиновники и экономисты по поводу нового доклада Минэкономразвития, где сокращение населения представлено скорее драйвером роста, чем фактором риска.
Чиновники лихорадочно ищут способы исполнить все финансовые обязательства. Мешает триллионный дефицит пенсионной системы и предвыборные обещания Владимира Путина. Они оцениваются, по последним расчетам Минфина, в 1,6 трлн рублей. В связи с этим замминистра экономического развития Андрей Клепач признал, что поставлена очень высокая планка для повышения зарплат бюджетникам. Денег на это не хватает, и совершенно непонятно, где найти источники, которые подкрепят обещанный рост доходов населения.
Видимо, в связи с этим решено сделать психологический маневр: если невозможно изменить обстоятельства, надо изменить отношение к ним. В новом социально-экономическом прогнозе на 2013-2015 гг., который опубликовал «Финмаркет», Минэкономразвития решило прежние недостатки сделать достоинствами. В частности, плохую демографию российские чиновники фактически объявили новым драйвером развития российской экономики, хотя раньше она фигурировала как самый большой фактор риска в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Грубо говоря, трудоспособных граждан станет меньше, но жить они будут лучше.
Доводы сводятся к тому, что сокращающееся количество рабочей силы подстегнет конкуренцию среди работодателей и заставит бизнес сокращать издержки производства. А сами работники будут получать зарплату побольше, что подстегнет рост потребления. Хотя Клепач заявил Slon, что в его докладе не содержится тезиса о том, что плохая демография – это хорошо. «Напротив, во всех документах сокращение трудоспособного населения, как и старение населения, рассматриваются как негативный фактор», – говорит он. Так действительно было до сих пор. Сейчас же приходится делать вывод о том, что правительство все же пытается найти что-то хорошее даже в сокращении трудоспособного населения.
В докладе Минэкономразвития указывается, что низкая рождаемость и высокая смертность приведут к тому, что в 2015 году численность населения в трудоспособном возрасте сократится на 3,9 млн. чел – до 83,5 млн. Конкуренция на рынке труда увеличится, и работодатели вынуждены будут увеличивать зарплаты. Рост реальных доходов населения с 2013 по 2015 годы составит 14,9%. Это автоматически увеличит рост потребления, который сейчас является важнейшим фактором роста нашей экономики, считают чиновники.
При этом они уверены, что потребители будут отдавать предпочтение российской продукции. МЭР указывает, что если в 2011 году половина спроса удовлетворялась за счет импорта, то к 2015 году импорт покроет лишь треть спроса (хотя почему мы вдруг так быстро заразимся лозунгом «покупай российское», чиновники толком не объясняют, не могут объяснить это чудо и экономисты, опрошенные Slon). Вынужденное увеличение зарплат потребует от работодателей снижать издержки и модернизировать производства. В итоге должна возрасти производительность труда – на 14,5% за 2013-2015 годы. В конечном счете, все это приведет к улучшению инвестклимата, позитивной динамике капитала, который перестанет утекать и начнет обратное движение, а рост ВВП ускорится с 3,5-3,7% в 2012-2013 годах до 4,3-4,5% в 2014-2015 годах.
Интересно, что такую же радужную картину уже некоторое время в своих докладах рисует группа аналитиков Bank of America Merrill Lynch под руководством Владимира Осаковского. «Плохая демография хороша только для развивающейся экономики, но не развитой, потому что в таких странах уровень потребления уже достиг своей предельной отметки. У нас же еще есть куда стремиться, и этот фактор будет толкать экономику к развитию. Да, такая модель исчерпает себя рано или поздно, но на наш век, как минимум до 2020 года, а то и дольше, этого импульса хватит», – говорит Осаковский. Он признает, что аналогов этой ситуации в истории найти не удается, и он не может подкрепить свои утверждения опытом какой-либо страны. Также признает, что такой расклад в любом случае плох для пенсионной системы, но предлагает балансировать ее за счет повышения пенсионного возраста и увеличения налогообложения работающего населения. Как росту благосостояния и потребления будет способствовать увеличение налоговой нагрузки, аналитик, к сожалению, не объясняет. Осаковский утверждает, что чиновники Минэкономразвития не обращались к нему за консультацией в процессе подготовки своего доклада, но рад, что они мыслят в одном направлении.
К сожалению или к счастью, все опрошенные нами экономисты мыслят в направлении, противоположном Bank of America и Минэкономразвития.
Владимир Брагин, директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики «Альфа Капитал» «Уменьшение числа работников действительно служит стимулом бороться за них, но снижает желание повышать свою квалификацию среди самих работников. Это не способствует повышению уровня производства. Вообще, снижение населения хорошо только с точки зрения экологии». Владимир Тихомиров, главный экономист ФК «Открытие» «Экономику вытягивает опережающий рост инвестиций. Зарплаты, на которых держится предполагаемый драйвер потребления, повышать можно до определенного предела. В конце концов, резервы просто иссякнут, задавит одна только налоговая нагрузка. На модернизацию производства тоже нужны деньги, которых не будет. В итоге все это приведет к банкротству, росту безработицы и снижению уровня жизни. Кроме того, с увеличением пенсионеров и уменьшением трудоспособного населения будет увеличиваться дисбаланс пенсионной системы». Наталья Орлова, главный экономист «Альфа-банка» «С ростом зарплат растут издержки производства. С чего они вдруг будут снижаться? Рост за счет потребления – это вообще краткосрочная модель, потому что импульс иссякает. Еще 3-5 лет максимум она сможет обеспечить вялый рост в пределах 3-4%. Кроме того, потребление у нас стимулирует импорт и кормит, в конечном счете, другие страны, а рост производительности труда не стимулирует». Юлия Цепляева, начальник аналитического отдела BNP Paribas «Опыт зарубежных стран, например, Европы, показывает, что ухудшение демографии не служит толчком к росту экономики. Уменьшение числа работников приводит к притоку мигрантов, за счет которых в структуре потребления дорогие товары замещаются более дешевыми. Выводы о положительных эффектах от ухудшения демографии выглядят очень спорными». Ярослав Лисоволик, главный экономист Deutsche bank Россия «Вообще плохую демографию инвесторы оценивают как негативный сигнал. Дефицит трудовых ресурсов ведет к удорожанию продукции и усиливает зависимость от миграции. Все это – не путь к модернизации экономики».
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)