Британская молодежь уже не может рассчитывать на достижение уровня жизни своих родителей
Британская молодежь уже не может рассчитывать на достижение уровня жизни своих родителей. В условиях бюджетной экономии выигрывают старики, а не молодые
В опубликованном в конце марта проекте бюджета на 2012–2013 годы министр финансов Британии Джордж Осборн объявил о повышении минимальной зарплаты. С октября она вырастет в стране на 1,8% — до 9,8 доллара в час. При этом минимальная зарплата для самых молодых британцев остается на прежнем уровне: 7,9 доллара в час для 18–20-летних и 5,8 доллара для 16–17-летних. По мнению правительства, замораживание минимальной зарплаты для самых молодых должно улучшить ситуацию на рынке труда. В целом по стране уровень безработицы составляет 8,4%, а среди молодежи (в возрасте 16–24 года) без работы и учебы сегодня находятся 22,5% — самый высокий показатель с 1992 года. Вне занятости сегодня оказались 1,04 млн молодых британцев.
Сочетание низких доходов, вялого рынка труда, высокой стоимости образования и сложности найти работу по специальности привело к формированию ситуации, когда впервые за полвека молодые британцы не могут рассчитывать на достижение (и тем более опережение) уровня доходов своих родителей. Так, согласно исследованию газеты Financial Times, реальные доходы поколения 20?летних на протяжении последнего десятилетия стагнировали на фоне растущего благосостояния в стране в целом. Британцы же, достигающие пенсионного возраста, никогда не имели столь выгодного экономического положения.
«Сегодня уже нельзя сказать молодым людям, как раньше, что они смогут жить лучше поколения родителей. Этот тренд начал проявляться в течение последних лет, но политическая система пока этого не замечает», — прокомментировал ситуацию бывший министр финансов в правительстве лейбористов 2007–2010 годов Алистер Дарлинг. Похоже, политики игнорируют молодежь из-за изменяющейся демографии. Увеличение продолжительности жизни и падение рождаемости привели к тому, что впервые в британской истории число 65-летних превысило число 16-летних. При этом «старики» в отличие от молодых обладают правом голоса, что делает их более важной группой для политиков. По мнению ряда наблюдателей, недостаточное внимание может привести новое поколение к растущей тревожности по поводу своих перспектив. А это уже чревато повторением событий августа 2011 года, во время которых молодые британцы неожиданно принялись громить магазины и заниматься мародерством. Хотя полиция и суды по результатам прошлогодних беспорядков свою работу выполнили — мародеры и вандалы были найдены и получили наказание, — выяснением социально-экономических предпосылок, приведших к августовским событиям, правительство так и не занялось.
Безработная молодость
«Что бы вы могли сказать молодым, перспективным выпускникам Оксфорда, Кембриджа или Лондонской школы экономики?» — спрашивается в популярном сейчас британском анекдоте. «Два кофе-латте навынос, пожалуйста!» — отрезвляюще гласит ответ. В этой шутке высока доля истины: безработица среди молодых британцев находится на рекордном уровне, и даже наличие диплома из престижного университета не всегда спасает, заставляя многих идти работать не по специальности, а чтобы просто свести концы с концами.
По оценкам британского Национального бюро статистики, более трети — 35,9% — недавних (в течение последних пяти лет) выпускников университетов работали на низкоквалифицированных рабочих местах, где наличие диплома не требуется. Это заметно больше, чем десять лет назад: в 2001 году в такой же ситуации находились 26,7% выпускников.
Впрочем, по данным статистиков, наличие университетского образования ведет к росту зарплаты — в среднем квалифицированные специалисты зарабатывают 23,8 доллара в час вместо 14,2 доллара среди тех, кто не учился в вузах. Однако нынешнее правительство разрешило университетам резко, втрое, повысить плату за обучение — для большинства студентов с нового учебного года она поднимется до 14,2 тысячи долларов в год. Это делает британские университеты самыми дорогими в Европе и третьими по дороговизне в мире после США и Южной Кореи. И хотя британские студенты могут воспользоваться специальными кредитами для финансирования своего высшего образования, резкое повышение стоимости вузов ведет к росту студенческого долга. Так, средний студент, который отправится в университет осенью нынешнего года, к моменту получения диплома будет иметь 84 тыс. долларов долга, что вдвое выше уровня 2011 года. При этом лишь три четверти долга будет получено через механизм студенческих кредитов, которые подлежат выплате лишь при достижении зарплаты в 33,2 тыс. долларов в год и более (а невыплаченный после 30 лет с момента получения диплома остаток списывается). Остальное — кредиты от родственников, банков и долги по кредитным картам, проценты по которым могут быть очень высокими — до 25–30% в год.
«Повышение платы за обучение неизбежно приведет к резкому скачку студенческого долга, который будет висеть над новыми выпускниками значительно дольше, чем раньше. Это будет означать снижение уровня жизни для получивших высшее образование британцев — при условии, что они смогут найти себе работу. При этом реалии рынка труда таковы, что, не имея образования, работу найти еще сложнее, даже неквалифицированную», — рассказал «Эксперту» Карл Джиллиард, сотрудник Ассоциации работодателей-рекрутеров (AGR).
Разбежка фортуны
Хотя первые выпускники, которые столкнутся с таким долгом, получат свои университетские дипломы лишь в 2015 году, снижение доходов молодежи в Британии очевидно уже сейчас. Газета Financial Times проанализировала данные по доходам 730 тыс. домохозяйств с 1961-го по 2010 год, собранные в национальном архиве статистических данных. Цифры были приведены на единый ценовой уровень 2010 года, что позволило заняться сравнениями.
Для большинства поколений XX века реальный уровень жизни в любом возрасте оказывался выше, чем у предыдущего поколения. Однако эта тенденция прекратилась для тех британцев, которые родились между 1985 и 1995 годами. В 2000 году доходы домохозяйств, главами которых оказывались 20-летние, перестали расти. А с тех пор их обогнали по доходам 60-летние (поколение послевоенного беби-бума), многие из которых уже вышли на пенсии.
Иная ситуация среди самых бедных. Специальные налоговые кредиты, введенные правительством лейбористов в начале 2000-х, помогли молодым семьям этого социального слоя иметь реальные доходы выше, чем в предыдущее десятилетие, при консерваторах.
Все результаты демонстрируют сдвиг в доходах между поколениями не полностью, поскольку берутся до учета стоимости жилья. Большинство представителей старших поколений имеют собственное жилье с выплаченными ипотечными кредитами, а молодые британцы в основном снимают квартиры. Средний возраст покупающих свое первое жилье, для чего нужно внести существенный, в 15–20% от общей стоимости ипотеки, первый платеж, поднялся в 2011 году до 38 лет (средняя стоимость объекта жилой недвижимости, обычно трехкомнатной квартиры или дома, в Британии сегодня составляет 362 тыс. долларов). А в Лондоне ситуация еще хуже — средний возраст человека, совершающего первую покупку недвижимости в столице, составляет 43 года.
Молодые британцы вынуждены десятилетиями копить на первый платеж по ипотеке из-за выросших цен на недвижимость — еще в середине 1970-х средний дом стоил всего около 20 тыс. долларов (в текущих ценах, без учета инфляции). Но даже за последнее десятилетие доступность приобретения жилья резко уменьшилась: если в 2000 году средний дом обходился в четыре годовые зарплаты, то сегодня — в 8,7. В результате с учетом расходов на жилье на руках у молодых остается значительно меньше средств, чем у старших поколений.
В то время как молодежь оказалась в сложной финансовой ситуации, родители жизнью довольны. Средний доход поколения беби-бума на 40% выше дохода людей того же возраста, родившихся на 20 лет раньше, и на 80% выше родившихся 30 годами ранее. При этом нынешние 70- и 80-летние имеют растущие доходы не потому, что вдруг начинают получать большие дивиденды от своих вложений, а потому, что пенсионеры, которые беднее, умирают в более молодом возрасте. Что повышает средние доходы обеспеченных пенсионеров, доживающих до 90 лет и более.
По мнению Джонатана Портеса, директора Национального института экономических и социальных исследований Британии, самый большой эффект от перераспределения национального богатства произойдет после смерти стариков. «Значительное число молодых, которым сегодня непросто справиться с ситуацией, окажутся в порядке, поскольку унаследуют накопленное богатство поколения своих родителей. Те же, кто не получит наследства, попадут в сложное финансовое положение», — полагает он.
По средиземноморскому пути?
Власти отдают приоритет старшим поколениям. Так, их доходы не пострадали от налоговых инициатив нынешнего правительства, повысившего налоги, плату за обучение и сократившего социальные выплаты по уходу за детьми. Пенсии индексировались в зависимости от инфляции, а правительство продолжало субсидировать расходы на отопление в зимний период для пенсионеров. «Правительство сделало социальные расходы для лиц трудоспособного возраста значительно большими, чем расходы для пенсионеров. И со временем это будет заметно еще отчетливее», — отмечает Карл Эммерсон, экономист Института фискальных исследований в Лондоне.
Неспособность молодежи обеспечить себе такой же уровень доходов, как у прежних поколений, грозит серьезной социальной перестройкой. «Это повысит зависимость от “семейных пособий” — молодежь окажется в финансовой зависимости от старших поколений как при финансировании жилья, так и каждодневных расходах. Что сделает британское общество, для которого всегда было характерно раннее начало самостоятельной жизни, более похожим на Испанию, Италию или Грецию, где взрослые дети десятилетиями живут под одной крышей с родителями. Это же снизит социальную мобильность в обществе», — полагает Пол Грегг, профессор экономики из Университета Бата.
Поэтому в Британии слышны призывы изменить политику правительства, сделав фокус на повышении социальной мобильности. Так, Иэн Малхерн, директор Фонда социального рынка, выступил с предложением отменить универсальные выплаты пожилым, независимо от того, нуждаются они в поддержке или нет: «Ситуация, когда правительство выплачивает одинаковые суммы людям вне зависимости от реальной ситуации, абсурдна и несправедлива. Ведь никто не выплачивает социальную помощь людям трудоспособного возраста. Правительству следует реагировать на меняющуюся демографическую структуру. Все больше людей пенсионного возраста продолжают работать, поэтому способны себя содержать. Только те, кто действительно нуждается в финансовой помощи, должны ее получать».
В связи с этим межпоколенческий контракт может быть переписан. Если ранее он предполагал, что молодые и люди среднего возраста оплачивают содержание своих родителей, бабушек и дедушек в довольно коротком и безденежном пожилом возрасте, то демографические перемены ставят эту формулу под вопрос. Британская молодежь уже понимает, что ее поколению придется work until you drop — работать, пока не умрешь. Сохранять в таких условиях старый общественный договор молодым британцам кажется несправедливым.
Лондон
График. Сегодня 40% безработных британцев - это молодежь до 25 лет
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)