В статье Михаэля Хефта для Die Zeit описывается практика, которая по-тамильски называется "сумангали" - "счастливая невеста". "Поскольку на юге Индии принято давать невестам в приданое большие деньги, девушек из самых бедных семей отдают работать на фабрики. Там они трудятся строго определенное время без разрешения покидать территорию предприятия и в конце концов получают сумму в размере 1300 евро. Деньги забирают семьи, награждая ими тех, кто берет дочерей замуж. До этого девушки во многих случаях годами подвергаются унижению, побоям, сексуальным домогательствам, голодают, на расходы в месяц получают около 1 евро", - описывает автор.
Южный штат Индии Тамил-Наду - центр текстильной индустрии, говорится в статье, в производстве одежды там заняты около 500 тыс. человек. "Текстильная промышленность входит в число наиболее сильных экспортных отраслей Индии. С апреля 2010 года по март 2011-го отмечен рост оборота на 23% - до 70 млрд долларов. Почти все крупные западные бренды одежды пользуются услугами индийских производителей", - сообщает автор.
"Это могла бы быть настоящая история успеха, взаимовыгодный бизнес: покупатели в Германии экономят при покупке рубашек и штанов - индийские рабочие получают возможность зарабатывать больше в прибыльных экспортных отраслях. Но там, где глобальное стремление к прибыли сталкивается с досовременными традициями, где архаичные социальные модели в свете индустриализации не меняются, а цементируются, не все так радужно. В Тамил-Наду жертвами становятся молодые женщины из самых бедных слоев", - пишет автор.
По утверждению журналиста, служащим текстильных фабрик запрещено говорить о "сумангали", государство тоже бдительно следит за тем, чтобы не появлялось критических статей. "При этом официально государство занимает по отношению к архаичным практикам закабаления весьма критическую позицию. Индийские законы запрещают как детский труд, так и наём девушек на условиях "сумангали", тем более удерживание работников взаперти", - пишет он. Однако "в целом в данный момент около 120 тыс. девушек находятся в рабстве на текстильных фабриках. Эту информацию можно получить от неправительственных организаций, хотя они признают, что эти цифры приблизительны и ничем не подкреплены".
Если задать вопрос крупным модным лейблам, чье производство размещено в Индии, например C&A, Tom Tailor, H&M, S.Oliver и многим другим, то они будут оправдываться: конечно, "сумангали" - страшная несправедливость. Конечно, они удостоверяются в том, как работают индийские партнеры, но западные торговцы заключают договоры с индийскими торговыми фирмами или большими швейными фабриками, а те получают материалы и пряжу с прядильных и текстильных фабрик, то есть от поставщиков, а тех проконтролировать невозможно. Говорят, что деловые отношения могут привести к постепенному введению в Индии норм, соответствующих западным запросам, однако, по мнению активистов, это всего лишь "отговорки, поддерживающие работу системы", заключает автор.
Михаэль ХЕФТ. «Die Zeit», 29 марта 2012 года Опубликовано на InoPressa.Ru
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)