Белорусские пенсионеры: кто они и сколько им выделяет государство
Над предложением государства больше поработать, чтобы получить повышенную пенсию, придется подумать сотням тысяч белорусов, которые приближаются к пенсионному возрасту. Впрочем, эксперты сомневаются, что данная инициатива государства заинтересует потенциальных пенсионеров.
Забирайте деньги, не выходя на пенсию
По данным на начало 2012 года в стране насчитывалось более 2,6 млн. пенсионеров, в том числе пенсию по возрасту получали около 2 млн. человек.
Сегодня государство предлагает тем белорусам, которые скоро достигнут пенсионного возраста, еще поработать и получить повышенную пенсию. На нашем калькуляторе хорошо видно, насколько вырастет пенсия в случае, если соотечественники согласятся выйти на отдых позже.
Однако дьявол скрывается в деталях. Благодаря нехитрым математическим расчетам можно понять, что стремиться к более высокой пенсии вовсе невыгодно. Почему?
В феврале 2012 года средняя пенсия белорусов находилась на отметке 1 млн. 209 тыс. рублей, а средняя зарплата — 2 млн. 964 тыс. рублей. Таким образом, средняя пенсия в Беларуси — около 40% от средней зарплаты.
Государство обещает (по указу № 136) увеличить пенсию в полтора раза тем соотечественникам, которые после достижения пенсионного возраста на протяжении пяти лет продолжали работать и получали в указанный период только заработную плату.
Директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик подсчитал, что потенциальным пенсионерам, если есть силы работать, выгоднее получать и зарплату, и пенсию, нежели отказываться от последней во имя более высоких социальных выплат в будущем. «Средняя пенсия сегодня составляет 40% от средней зарплаты. Соответственно, человек за пять лет работы, отказываясь от пенсии, недополучит сумму, которая будет примерно эквивалентна величине зарплаты за два года», — констатирует Александр Чубрик.
Через пять лет работы, когда человек наконец-то выйдет на отдых, государство ему будет выплачивать пенсию, увеличенную на 50%.
«50% пенсии — это примерно 20% от уровня средней заработной платы. Соответственно, человеку нужно будет прожить на пенсии 10 лет, чтобы вернуть те деньги, которые он недополучил за последние 5 лет работы», — говорит Александр Чубрик.
Как видим, нехитрые расчеты показывают, что соотечественникам выгоднее после достижения пенсионного возраста работать, получая и зарплату, и пенсию, нежели отказываться от последней во имя более высоких социальных выплат в будущем. Тем более что статистика указывает на скоротечность жизни наших соотечественников: продолжительность жизни белорусских мужчин составляет всего лишь около 64 лет.
Учитывая невысокие белорусские пенсии, неудивительно, что многие белорусы продолжают работать даже после достижения пенсионного возраста. Причем, надо сказать, наши пенсионеры — самые трудолюбивые в СНГ. Согласно данным статкомитета СНГ, в 2011 году в Беларуси продолжали работать 25% пенсионеров. Для сравнения: в Азербайджане работающими были только 10% пенсионеров, в Украине — 15%, в России — 19%, в Казахстане — 10%, в Армении продолжали работать 11% пенсионеров.
«Большая доля работающих пенсионеров в Беларуси свидетельствует о том, что люди оценивают уровень пенсий как недостаточный для нормального образа жизни. Еще в 2007 году мы проводили исследование, изучали, как население оценивает свою пенсию. Лишь около 2% опрошенных выразили тогда мнение, что белорусская пенсия позволяет достойно жить», — вспоминает Александр Чубрик.
Пенсионное страхование с государственным лицом
На мартовском совещании у президента министр финансов Андрей Харковец говорил о том, что доходы пенсионеров нужно повышать путем развития системы дополнительного пенсионного страхования. Суть этой системы состоит в том, что человек из своей зарплаты платит взносы, а по достижении пенсионного возраста получает дополнительные выплаты.
Как вариант — такие же взносы может делать и работодатель, если захочет расширить социальный пакет своим работникам. Зампред Белорусского союза предпринимателей Виктор Хомярчук вспоминает, что в 1996 году была принята норма, согласно которой взносы по дополнительному пенсионному страхованию своих работников предприятия могли относить на себестоимость. «Благодаря этой норме дополнительное пенсионное страхование стало развиваться достаточно энергично. Но этот процесс продолжался только несколько лет, так как в начале 2000-х произошел процесс огосударствления этого вида страхования», — говорит Хомярчук.
Было принято решение, по которому предприятиям было разрешено относить на себестоимость взносы на дополнительное пенсионное страхование лишь в том случае, если страхование производится в государственной компании. Тем, кто хотел бы застраховать своих работников в частной компании, было предложено выплачивать взносы из прибыли. Естественно, такая перспектива у многих работодателей не вызвала энтузиазма. «Фактически дополнительным пенсионным корпоративным страхованием у нас могут заниматься сегодня только государственные страховые организации, частные вроде и могут этим заниматься, но клиентам это не выгодно. Для предприятий всегда имело значение, могут ли они относить свои страховые взносы на себестоимость или их придется выплачивать из прибыли», — отмечает Виктор Хомярчук.
Соответственно, чтобы дополнительное пенсионное страхование в Беларуси стало активно развиваться, для начала необходимо устранить существующую дискриминацию частных страховых компаний в этом вопросе.
Правда, существует и еще один существенный фактор, который сдерживает развитие дополнительного пенсионного страхования — инфляционные процессы, которые стали характерны для белорусской экономики. «Инфляция убийственно действует на любую модель страхования, которая подразумевает накопление средств граждан», — отмечает Виктор Хомярчук.
В условиях гиперинфляции, как показал прошлый год, делать любые накопления, в том числе — с прицелом на более высокую пенсию, бессмысленно. Инфляция стремительно снижает ценность взносов, номинированных в национальной валюте. Видимо поэтому мало кто из белорусов заключает сегодня индивидуальные договора дополнительного пенсионного страхования.
Можно, конечно, собирать будущую пенсию, делая взносы в инвалюте. Но после двух прошлогодних девальваций, когда зарплаты белорусов в долларовом выражении резко сократились, инвалюты на руках соотечественников оказалось совсем немного. В условиях снизившихся доходов приходится думать о достойном существовании, а не о достойной пенсии.
Дмитрий ЗАЯЦ. «Белорусские новости», 27 марта 2012 года
Пенсионерам готовят переворот
Беларусь, похоже, на пороге пенсионной революции
Пожилых белорусов скоро могут поставить перед выбором: или пенсия, или зарплата.
Утреннее сообщение от 16 марта о том, что в Беларуси не планируется поднимать пенсионный возраст, прозвучало вполне безобидно. Но к вечеру короткий месседж от президента с совещания по вопросу совершенствования пенсионного обеспечения граждан оброс столь пикантными подробностями, что стало ясно: грядет масштабная пенсионная реформа.
"Совершенствуя пенсионную систему, мы отбрасываем вариант, по которому пошла Европа, - повышение пенсионного возраста, - цитирует А. Лукашенко пресс-служба президента. - Мы не можем на это сейчас пойти. Мы обещали своим людям, что мы на это пока не пойдем. И люди просят нас не делать этого".
Сегодня, по данным Минтруда и соцзащиты, на 100 работающих в Беларуси приходится в среднем 57 пенсионеров. К тому же нация продолжает стареть, так что уже к 2015 году число пенсионеров возрастет до 60 на 100 работающих, а в 2020-м составит 67 человек.
И раз пенсионеров много, то получают они мало. Тут уж, по словам А. Лукашенко, никуда не деться, каждому пенсионеру - по возможности государства. "Будут деньги - пенсионеров не обидим", - очертил президент стратегическую линию соцобеспечения.
Игра на повышение.
Тем неожиданнее прозвучала следующая новость: у белорусов появится возможность существенно увеличить размер своей пенсии. Для этого надо всего лишь добровольно отсрочить выход на заслуженный отдых.
Предложения правительства на этот счет, оказывается, уже готовы. За один год отсрочки размер пенсии может быть повышен на 6% заработка, принимаемого для исчисления пенсии. За два года повышение составит 14%, за три года - 24%, за четыре - 36%, за пятый и каждый последующий год предусматривается повышение размера пенсии на 14% заработка, которые суммируются с процентами повышения, установленными за предшествующий период.
"Если сегодня при начислении полной пенсии есть ограниченный размер - 75% от заработка, от которого исчисляется пенсия, то в данном варианте верхнего предела просто нет, - прокомментировала предложения министр труда и соцзащиты Марианна Щеткина. - То есть человек имеет возможность сам заработать себе размер пенсии".
По словам М. Щеткиной, новый порядок заинтересует пенсионеров, которые недовольны размером пенсии, но при этом могут работать. "Они могут приостановить получение пенсии, устроиться на работу, и в последующем размер пенсии возрастет, - презентовала министр новые финансовые возможности белорусов. - Самое главное, что здесь нет никаких директивных мер и человек имеет право выбора".
Но ведь трудоспособному пенсионеру и при нынешней системе ничто не мешает устроиться на работу, и тогда он будет получать и пенсию, и зарплату, - это первое, что приходит в голову в ответ на "щедрый жест" чиновников. Чтобы понять смысл правительственного изобретения правильно, его надо переформулировать: работающие пенсионеры пенсию получать не будут.
Если еще точнее, белорусов поставят перед выбором: уходить на пенсию в 55 (60) лет и получать микроскопическую пенсию либо добровольно повышать возрастной ценз в погоне за гипотетическими прибавками. Немного похоже на рулетку: особо азартные игроки рискуют умереть на работе.
Предложенную схему президент поддержал, но предупредил, что популизма здесь быть не должно. "Если мы делаем шаги, они не должны ухудшить финансовую ситуацию. Проще говоря, чтобы у нас хватило на это денег", - сказал он.
А вдруг на всех не хватит?
Вопрос, хватит ли денег, совершенно логичный. Если предположить, что нынешние "молодые" пенсионеры в погоне за достойным пенсионом (или убегая от нищеты) в ближайшие 5 лет наработают себе полуторный повышающий коэффициент и государство выполнит свои обязательства перед ними, то останутся ли в фонде соцзащиты деньги для тех, кто достигнет пенсионного возраста, допустим, к 2020 году?
Этот вопрос озаботил и министра финансов Андрея Харковца. Он отметил, что необходимо более широко смотреть на ситуацию в контексте грядущей демографической обстановки. "Ближе к 2020-м годам доля населения старше 60 лет значительно вырастет и, соответственно, увеличится нагрузка на государство с точки зрения пенсионного обеспечения, - сказал А. Харковец. - Предвидя ухудшение ситуации в будущем, мы уже сегодня должны задуматься и выстраивать наше поведение, моделировать его, как мы будем действовать в тот период".
Министр предложил подумать над альтернативными вариантами, в том числе о системе страхового пенсионного обеспечения, которая предполагает дополнительные отчисления из зарплаты ради дополнительных выплат в будущем. Но тут главная проблема в инфляции и обеспечении сохранности этих сбережений.
А госсекретарь Совета безопасности Леонид Мальцев предостерег от опасности оставить пожилого человека без работы: "Захочет ли наниматель держать человека пенсионного возраста вместо того, чтобы взять на работу молодого?".
Идея предоставить пожилым некие гарантии трудоустройства наткнулась на контраргумент президента: "Таким образом мы пенсионеров вычленяем из общей массы в качестве приоритета, а молодежь отталкиваем". "Каждый наниматель держит сегодня профессионала, - разрешила дилемму М. Щеткина. - Надо учиться и поддерживать себя на уровне, и тогда не будет вопросов".
В общем, несмотря на скромные формулировки, Беларусь, похоже, на пороге пенсионной революции. С фактическим увеличением пенсионного возраста, поощрением трудового долголетия и, возможно, в перспективе с переходом на систему страхового пенсионного обеспечения. Инициативу А. Харковца президент не отверг, но как бы отложил на неопределенное будущее. "Стабилизируемся, и тогда уже будем смотреть, - сказал А. Лукашенко. - Мы предложим людям, но обязательно под гарантии государства, чтобы не было этих пирамид".
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)