25 лет назад мир узнал о страшной аварии на Чернобыльской АЭС
Время отдаляет нас от глобальной экологической катастрофы минувшего столетия - аварии на Чернобыльской АЭС. О ней было много написано, но преимущественно людьми, отражающими события задним числом. И меньше - непосредственными активными участниками ликвидации аварии в наиболее критические дни конца апреля, весны и лета 1986 г., теми, кто побывал в самом аду...
Вчера
Мне довелось познакомиться с одним из активнейших ликвидаторов аварии - тогдашним начальником отдела медицинского обеспечения Штаба гражданской обороны Киевской области полковником медицинской службы Иваном Мантуром. Он был одним из первых, кто прибыл в Припять после взрыва и возникшего пожара на четвертом реакторе. В 2 часа ночи с 26 на 27 апреля ему позвонили из штаба, сообщили: что-то случилось на Чернобыльской АЭС, точной информации нет...
- Когда мы прибыли в Припять, уже рассвело, - рассказал Иван Мантур. - Сразу же обратили внимание на четвертый блок. Пожарные работали самоотверженно - блок уже не горел, но дым шел еще долго. Я направился к медсанчасти. Здесь оказывали медицинскую помощь тем, кто тушил пожар, работал в непосредственной близости от объекта. О крайней тяжести пострадавших можно было судить даже визуально. Стало ясно, что медсанчасть существенно не поможет получившим огромные дозы радиации.
Позднее стало известно, что радиоактивное облако накрыло не только Украину, Белоруссию и Россию, но и многие другие, даже весьма отдаленные страны. Зарубежные источники информации сообщили об огромных масштабах беды. А на месте это уже можно было определить даже без приборов: в течение каких-то суток лес, окружающий Припять, стал рыжим, хотя растения намного устойчивее против радиации, чем человек.
А в то время, когда уже и зарубежные информагентства сообщали о большой угрозе для жизни миллионов людей, в Киеве, как ни в чем не бывало, проводили первомайскую демонстрацию. И только намного позднее из рассекреченных документов стало известно, что уровень радиации в столице в десятки раз превышал допустимый фоновый.
Международная организация "Врачи против ядерной войны" утверждала, что вследствие аварии на ЧАЭС в Европе было зафиксировано 10 тыс. врожденных аномалий у новорожденных и столько же случаев рака щитовидной железы.
Сегодня
Конкретно медицинские последствия катастрофы я попросил осветить авторитетного специалиста - директора Института радиационной гигиены и эпидемиологии Национального центра радиационной медицины АМН Украины, заслуженного деятеля науки и техники Украины, доктора медицинских наук, профессора Владимира БУЗУНОВА. Вот что он рассказал:
- Результаты эпидемиологических исследований, проведенных в Институте радиационной гигиены и эпидемиологии за последние 20 с лишним лет, показали следующее. Первое: послеаварийный период ознаменовался ростом широкого спектра неопухолевых заболеваний. Основу их составляют болезни системы кровообращения, органов дыхания, пищеварения, нервной системы и органа зрения, эндокринный комплекс факторов нерадиационной природы.
Второй вывод упомянутых исследований: рост неопухолевых заболеваний у пострадавших обусловливается не только ионизированным облучением в диапазоне так называемых малых, субпороговых доз, но и воздействием комплекса факторов нерадиационной природы - неблагоприятные условия труда, нерациональный режим питания, возраст, злоупотребление алкоголем, курение, психоэмоциальные стрессы, наследственная склонность и пр. В частности, у ликвидаторов 1986-1987 гг. "вклад" дозы облучения в прирост развития цереброваскулярных болезней составляет 10%, психосоциального стресса - 12%, курение -7%, возраст (старение) - от 6 до 40%. Это следует учитывать и впредь в ходе разработки системы профилактических мер.
- Владимир Афанасьевич, 25 лет назад, по свежим следам аварии, специалисты прогнозировали резкий рост, вследствие облучения, онкозаболеваний. Время подтвердило это?
- Послеаварийный период характеризуется ростом частоты рака щитовидной железы у ликвидаторов 1986-1987 гг., эвакуированных, взрослых и детей, населения территорий радиоактивного загрязнения. Установлен рост частоты рака молочной железы у женщин-ликвидаторов. Ведутся эпидемиологические исследования по распространенности этой патологии среди эвакуированных и населения загрязненных территорий.
- А что можно сказать о медико-демографических последствиях аварии?
- Могу сообщить, что на территории радиоактивного загрязнения наблюдается более низкая, чем на остальной части Украины, рождаемость и выше смертность. Наблюдается также тенденция к "омоложению" смертности.
- Однако как помочь живым?
- К сожалению, медико-санитарная помощь населению оказалась слабым звеном системы социальной и медицинской защиты пострадавших. Особенно на районном уровне здравоохранения, среди сельского населения. Нельзя считать нормальным, когда уровень медико-санитарной помощи в зонах загрязнения ничем не отличается от уровня районов, не пострадавших от аварии на ЧАЭС.
Завтра
Остается еще и проблема дальнейшей защиты всего пострадавшего населения от последствий аварии. Тем более что специалисты прогнозируют в ближайшие 5-10 лет возможный рост онкологических заболеваний, и не только их.
Надежды возлагаются на обязательную диспансеризацию, кстати, предусмотренную Законом Украины о социальном статусе пострадавших от аварии. Диспансерные медицинские обследования должны проводиться ежегодно, что позволило бы сократить запущенные случаи болезни, послужить надежной профилактикой заболеваемости. А что в действительности? Обратимся к статистике: в 2005 г. в Украине медицинскими осмотрами было охвачено 85% пострадавших, в 2007-м - 65%, а уже в 2009-м - лишь 55%.
А что, разве последствиям чернобыльской катастрофы уже поставлен надежный заслон? Да нет, не похоже. Ожидается рост неопухолевых заболеваний "ликвидаторов" 1986-1987 гг. в основном за счет контингента, возраст которого на момент облучения составлял 18-40 лет, а у эвакуированных - в детском и молодом возрасте. Соответственно прогнозируется и смертность от неопухолевой патологии. Хотя есть основания, считают эксперты, прогнозировать и рост частоты онкозаболеваний - рака молочной железы, пищевода, легких, органов пищеварения, мочеполовой системы.
Говоря о путях минимизации последствий чернобыльской беды сегодня и завтра, специалисты одной из важнейших и вполне реализуемых задач считают возобновление нормальной диспансеризации пострадавших. А в научном плане нужны масштабные эпидемиологические, молекулярно-генетические, иммунологические исследования, в частности, влияния медико-биологических эффектов так называемых малых, субпороговых доз ионизирующего облучения. Ибо глобальная беда, свалившаяся на головы населения не только Украины, но и России, Белоруссии, таит в себе еще много тайн, раскрытие которых послужило бы во благо миллионам людей. Эхо Чернобыля ведь слышим и по сей день.
Василий КАЛИТА, соб. корр. "МГ", участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.
Киев. «Медицинская газета», 20 апреля 2011 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)