Глава службы предлагает отменить разрешение на временное проживание и квоты на миграцию
Федеральная миграционная служба (ФМС) представила проект концепции государственной миграционной политики до 2025 года, которая, по сути, является иммиграционной - то есть фактически направлена на привлечение в страну новых работников из других стран как на постоянное место жительства, так и на временную работу. Революционные идеи концепции обнародовал сам глава ФМС Константин Ромодановский: новых мигрантов в РФ предполагается привлекать отменой разрешения на временное проживание и усовершенствованной системой получения вида на жительства. Для временных трудовых мигрантов предполагается отмена механизма квотирования и замена его "дифференцированными механизмами".
Новый вариант разрабатываемой с 2005 года Концепции государственной миграционной политики РФ, рассчитанной на три этапа с 2012 по 2025 год, был представлен в прошлую субботу главой Федеральной миграционной службы Константином Ромодановским. Проект документа разрабатывался совместно с экспертами рабочей группы N 7 по доработке "Стратегии-2020".
Необходимость принятия концепции диктуют нерадужные демографические перспективы России: в долгосрочной перспективе будет снижение численности трудоспособного населения, напомнил глава ФМС. Оно, по его словам, усложнится уже зафиксированным уменьшением миграционного прироста - так, в 2010 году миграционный прирост сократился на 11 тыс. по сравнению с 2009 годом. По новым данным на основе результатов переписи 2010 года, которые привел заместитель директора Института демографии НИУ ВШЭ Михаил Денисенко, с 1989 по 2011 год миграционный приток составил 8 млн. человек, то есть естественную убыль населения России за эти годы в 12 млн. человек в значительной степени компенсировала именно миграция. Несмотря на наличие безработных в РФ, эффективное использование российских рабочих рук, по словам Константина Ромодановского, "маловероятно" из-за низкой пространственной мобильности населения по причине низкой зарплаты, отсутствия жилья, административных барьеров при переезде и других факторов. А "учитывая перспективы модернизации российской экономики и переход на инновационный сценарий развития", спрос на труд будет расти и не сможет в полной мере удовлетворяться за счет российских трудовых ресурсов, отметил глава ФМС и не стал скрывать: концепция ведомства скорее иммиграционная, то есть рассчитана на привлечение жителей других стран как на работу, так и на постоянное место жительства.
Самая крупная инициатива проекта концепции - "расширение возможностей переселения на постоянное место жительства". В частности, кроме содействия переселению квалифицированных и иных востребованных специалистов, а также разработки программ стимулирования миграции в Россию предпринимателей и инвесторов концепция предлагает отмену действующего сейчас института разрешения на временное проживание. По мнению главы ФМС, этот институт себя изжил и его "необходимо оторвать и выбросить". "Чтобы получить российское гражданство, иностранец проходит три этапа сроком восемь лет: получение разрешения на временное проживание, получение вида на жительства и, наконец, получение гражданства, причем во всех трех случаях человек сдает одни и те же документы. Те механизмы, которые существуют по распределению разрешений на временное проживание, сплошь и рядом коррупционны, поскольку все решает уполномоченный человек",- считает глава ФМС. Ведомство предлагает перейти полностью на "гибкую и универсальную", принятую во всем мире систему получения вида на жительства. Как пояснил Константин Ромодановский, претендент на вид на жительство будет получать его по балльной системе с учетом знания языка, образования, наличия жилья. "Человек заполняет самостоятельно анкету, которая потом объективно подтверждается, и он получает вид на жительство",- пояснил глава ФМС. Из зарегистрированных с 1 июля 2010 года 6,5 тыс. высококвалифицированных специалистов более 40 человек получили вид на жительство, привел данные глава ФМС, считая, "что этим механизмом интересуются и в основном представители дальнего зарубежья".
Другое революционное изменение, за которое выступает ФМС, касается реализации такой задачи концепции, как "разработка дифференцированных механизмов отбора и использования иностранной рабочей силы". В частности, в ведомстве предлагают полностью отказаться от квотирования привлечения иностранных рабочих. Несмотря на то что, по словам Константина Ромодановского, "это вопрос дискуссионный", он подчеркнул, что у этого мнения больше сторонников. При этом в ФМС не опасаются, что отмена квотирования приведет к росту нелегальной миграции, например, из Китая, поскольку "между странами существует визовый режим". Вместо системы квотирования концепция предлагает ввести такие "дифференцированные механизмы", как привлечение мигрантов разной квалификации за счет различных программ краткосрочной и долгосрочной трудовой миграции, сезонной миграции, за счет программ организованного набора, а также каникулярной миграции для иностранных студентов. По данным Минздрава, общая квота на привлечение трудовых мигрантов в РФ на 2011 год составляет более 1,7 млн человек с учетом 30% резерва. По оценкам ФМС, в России нелегально трудится от 3 млн до 4 млн мигрантов. Причем, по оценке ректора ГУ-ВШЭ Ярослава Кузьминова, сектор нелегальной занятости за последние десять лет вырос вдвое.
Эксперты, выслушав главу ФМС, во многом с ним согласились, хотя отмена квотирования для многих стала спорной и неоднозначной, и сожалением констатировали, что дискутируемые вопросы по миграционной политике "уже обсуждаются более 20 лет и все так же без изменений". На то, что концепция миграционной политики не содержит никаких целевых показателей в отличие от демографической концепции, указал директор Центра этнополитических и региональных исследований Владимир Мукомель. Несмотря на заявления господина Ромодановского о том, что стране необходима "оптимизация международных миграционных потоков в соответствии с потребностями страны", сколько именно мигрантов нужно стране, в концепции не говорится. Критиковалась и предлагаемая совместная оценка Михаила Денисенко и "Опоры России" - при условии удвоения ВВП и росте производительности труда в 4% России необходимо к 2020 году 20 млн. трудовых мигрантов, а при темпах роста 6% - 10 млн., а также отсутствие спроса в мигрантах при росте производительности труда в 8% в год. Впрочем, в ряде случаев речь идет о чисто политической оценке: так, заведующий лабораторией прогнозирования трудовых ресурсов ИНП РАН Андрей Коровкин прямо указал, что концепция должна строиться на повышении трудовой активности национальной рабочей силы.
Дарья НИКОЛАЕВА. «Коммерсантъ», 18 апреля 2011 года
Пока по-русски говорят
Кому выгодны нелегальные мигранты, а кому — полноценные граждане
Еще в 1996 году численность беженцев в России, по данным ООН, составляла 270 тысяч, а вынужденных переселенцев (читай: репатриантов) — 900 тысяч человек. Но на сегодняшний день у нас официально признаны беженцами 827 человек (!) и еще 3643 имеют временное убежище. Вынужденных переселенцев осталось всего 48 тысяч. Остальные неустроенные вынужденные мигранты всех видов просто были признаны утратившими статус.
В начале 2000-х ученые и практики обсуждали концепцию миграционной политики. Проблема стояла остро. Но вместо концепции миграционной политики в начале 2003 года Правительство РФ приняло «Концепцию регулирования миграционных процессов в Российской Федерации». Ее вдохновителем был нынешний руководитель наркоконтроля Виктор Иванов. Репрессивное сознание родило годами преобладавший репрессивный подход к миграционным проблемам. Не стоит так же подробно останавливаться на программе добровольного переселения соотечественников, захватившей умы и финансовые средства руководителей миграции. (Программа потерпела крах: вместо сотен тысяч соотечественников в Россию с 2006 года приехали немногим более 16 тысяч человек.)
Важно другое. Реально оценивая демографическую ситуацию в России, мы неизбежно вернемся к приоритету привлечения иммигрантов в Россию.
Сегодня же в миграционном дискурсе на первый план определенно выходит трудовая миграция. Годы ее жесткого ограничения привели к коррупции, системе рабского труда в России и чудовищным нарушениям прав человека. Не стоит вопрос о том, будут они работать или нет. Вопрос в том, будут они работать легально или останутся нелегалами?
Недобросовестному работодателю выгодно иметь бесправных работников, готовых жить в конуре, трудиться за крошечную зарплату, которую при случае можно и вовсе не заплатить. Чиновнику, распределяющему квоты на разрешение работать, выгодно, чтобы их не хватало. Сотруднику полиции, проверяющему документы работодателя или мигранта, выгодно, чтобы они были не в порядке. Но для большинства граждан России гораздо выгоднее легальный мигрант.
Легальный трудовой мигрант уже не так безоговорочно стоит вне конкуренции на трудовом рынке. Он может отстаивать свои права на достойный заработок и условия проживания, ему надо оплачивать медицинскую страховку. Кроме того, он меньше склонен к правонарушениям. Хотя, признаться, обычные правонарушения трудовых мигрантов связаны именно с невозможностью получить разрешение законно работать и стать на миграционный учет.
Несколько пообжившись, трудовой мигрант может привезти в Россию свою семью, со временем стать полноправным гражданином России и уже в этом качестве создавать ценности и пополнять население нашей страны.
Все эти процессы крайне затруднены сегодня. Стало очевидным, что упростить их необходимо. Это одна из важнейших государственных задач, которую надо решать, пока мигранты к нам еще едут и по-русски еще говорят. И если сегодня мы не поймем ценность миграции, то миграционные потоки полностью развернутся в Европу.
В мае 2010 года ФМС России начала работу над проектом Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации. Проект был вынесен на обсуждение Правительственной комиссии по миграционной политике. К работе над концепцией были привлечены ученые.
16 апреля на публичном заседании экспертной группы «Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика» директор ФМС России Константин Ромодановский выступил с докладом.
Два положения в докладе вызвали дискуссию среди участников обсуждения.
Было предложено разработать новые механизмы оценки потребности в иностранной рабочей силе. Заменив ими квотирование разрешений на работу мигрантов. Можно с уверенностью сказать, что отмена квот на работу окажется мощной антикоррупционной мерой и позволит мигрантам выйти из того унизительного положения, в которое они поставлены сейчас. Только бы новые механизмы оказались механизмами оценки, а не ограничения и репрессий. Безвизовики же должны получить возможность работать без всяких ограничений.
Второе положение, вызвавшее дискуссию, касалось тех, кто приехал в Россию надолго, а может быть, и навсегда. Для них предлагается отменить институт разрешений на временное проживание (РВП). Эта пресловутая промежуточная стадия между временным пребыванием и получением вида на жительство. Обладатель РВП похож на крепостного: временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Российской Федерации. Он связан с тем субъектом РФ, в котором получил РВП, — там он обязан жить и работать. Кроме того, число выданных РВП тоже квотируется, поэтому принять своего не самого близкого родственника, как бы он ни был связан с Россией, невозможно, если закончились квоты в этом субъекте РФ. Это промежуточное состояние отдаляет иммигранта от получения гражданства РФ и создает ему массу лишних неудобств.
Новая концепция находится в стадии разработки и обсуждения. Пока в ней практически полностью отсутствуют положения, связанные с обязательствами России в области предоставления убежища. Ничего не говорится о необходимости легализации тех, кто уже долгие годы живет в России, о сокращении числа лиц без гражданства. А сказать об этом самое время: в этом году исполняется 50 лет Конвенции ООН «О сокращении безгражданства», принятой в августе 1961 года. Российский Закон «О гражданстве» во многом уже реализует положения этой конвенции, поэтому присоединение к ней показало бы в первую очередь направление развития российской политики в этом русле.
Светлана ГАННУШКИНА. Автор — председатель комитета «Гражданское содействие», член Совета и руководитель Сети «Миграция и право» правозащитного центра «Мемориал», член Совета по правам человека при президенте РФ. «Новая газета», 20 апреля 2011 года
Импорт умов
Кабинет министров может получить две противоположные концепции миграционной политики
Предложения главы ФМС Константина Ромодановского отменить квоты на прием мигрантов и снять барьеры на пути иностранной рабочей силы раскололи экспертов, работающих над правительственной «Стратегией-2020». Одни считают, что ФМС не предлагает реальных стимулов для притока в страну нужного количества мигрантов. Другие видят угрозу в импорте неквалифицированной рабочей силы, считая, что это законсервирует отсталость российской экономики.
В субботу, на заседании рабочей группы экспертов по рынку труда, Ромодановский представил проект новой миграционной политики. «МН» уже писали об этом документе (см. «МН» от 30 марта). Главную угрозу ФМС видит в сокращении численности россиян в трудоспособном возрасте. Чиновники не верят в решение проблемы за счет повышения эффективности собственной рабочей силы — мешает низкая мобильность россиян и высокие административные барьеры для переселения внутри страны. «Если мы видим главной задачей модернизацию экономики России, то нам следует сосредоточиться на расширении возможностей для переселения в Россию мигрантов», — заявил глава ФМС.
Для облегчения интеграции и натурализации мигрантов ФМС предлагает отказаться от «коррупционного» механизма разрешений на временное пребывание (РВП) и выдавать сразу вид на жительство. «Институт РВП себя изжил. Это рудимент, который нужно оторвать и выбросить», — уверен Ромодановский.
Выдавать вид на жительство тоже будут не всем, а в зависимости от знания русского языка, образования, квалификации, возраста и других параметров. По каждому из них претендентам будут присуждаться баллы. Это гибкий механизм, указывает глава ФМС, так как при изменении ситуации в стране достаточно поменять вес того или иного критерия. Предлагает ФМС и отказаться от действующего механизма квотирования количества иностранных работников.
Речь Ромодановского разделила экспертов на либералов и консерваторов. Противники трудовой миграции указывали, что она мешает росту производительности труда: бизнесменам проще завезти дешевые рабочие руки, чем модернизировать производство. «Это естественное стремление бизнеса к экономии на издержках. Но это экстенсивный путь развития. Он не стимулирует инвестиции в трудосберегающие технологии», — убежден Андрей Коровкин из Института народнохозяйственного прогнозирования. Однако, по расчетам замдиректора института демографии ВШЭ Михаила Денисенко, если поставить задачу удвоения ВВП к 2020 году, то при нынешнем росте производительности труда в 4% годовая потребность в мигрантах до 2015 года составит 6–7 млн. человек и до 20 млн. до 2020 года. Без мигрантов экономика обойдется, только если производительность труда будет прирастать на 8% в год. ВВП, конечно, можно и не удваивать, но придется смириться с более скромными темпами развития.
Не мигранты угрожают национальной безопасности, а стагнация экономики, считает ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, поддержавший концепцию ФМС. «Существует значительная часть экономики крупных городов, куда местное население категорически не хочет идти. Примерно 10 млн. рабочих мест либо заполнены мигрантами или стоят в их ожидании: это строительство, ЖКХ, торговля», — предупреждает Кузьминов. Более того, по его словам, в тех регионах, где открыли заводы зарубежные автоконцерны, первоначально «был всплеск интереса местного населения к новым рабочим местам», но сейчас иностранные автопроизводители говорят о намерении завозить туда мигрантов. «Местные требуют слишком многого», — объяснил логику бизнеса Кузьминов. Можно обязать бизнес платить высокую зарплату. «Но тогда стоимость жилья и дорог у нас вырастет еще в два раза», — предупредил глава ВШЭ.
Жесткая миграционная политика выгодна лишь при сырьевой модели экономики, считает Кузьминов. «Чудес не бывает. Не может быть роста экономики при быстром падении населения, — предупредил Кузьминов. — Минимизация миграционного притока возможна только в том случае, если мы сидим на трубе, а цены на нефть будут стабильно расти». Но рассчитывать на устойчивость сырьевой экономики нельзя, что убедительно доказали три тяжелейших кризиса за последние двадцать лет.
Другое дело, что мигрантов надо интегрировать в среду — не давать им замыкаться в своей диаспоре и разрушать теневые группы, которые сейчас играют роль посредников между мигрантами и внешним миром. Неприемлемо, например, появление национальных школ. По мнению Кузьминова, долю детей определенной этнической диаспоры нужно законодательно ограничить — не более 10% от общей численности учеников. «Необходимо вывести каждого мигранта на общение со всем российским обществом»,— поставил задачу глава ВШЭ.
Однако ряд экспертов посчитали, что в концепции ФМС нет инструментов для достижения провозглашенных целей. Обеспечить приток в страну нужного количества трудовых мигрантов и их адаптацию эти предложения не смогут, полагает Владимир Мукомель из Института социологии РАН.
Противники концепции нашлись и с другой стороны. «Это миф, что наши не идут на рабочие места, занимаемые мигрантами», — считает Коровкин. Он обратил внимание на странность, что самые «непривлекательные» рабочие места оказываются в самых прибыльных секторах — строительстве, сетевой торговле, автомобилестроении. «Надо побудить бизнес платить мигрантам столько же, как и нашим гражданам», — уверен эксперт.
Не согласны с ФМС и коллеги по правительству. «Ваша концепция миграционной политики как раз и приведет к тому, что новые производства будут ориентироваться на низкооплачиваемую иностранную рабочую силу, а не на своих граждан», — поддержал критиков концепции Георгий Гордиенко из Минздравсоцразвития. Он также выступил против полной отмены разрешений на временное пребывание, посчитав целесообразным сохранить его для тех, кто приезжает в Россию поработать на несколько месяцев.
Критиков предложений ФМС оказалось столь много, что Ярослав Кузьминов пообещал им помочь. Не исключено, что осенью правительство получит альтернативные стратегии миграционной политики: и от сторонников трудовой миграции и от ее противников.
Андрей СУСАРОВ. «Московские новости», 18 апреля 2011 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)