… об изменении российского миграционного законодательства глазами стран-доноров
Суметь войти в распахнутые двери
Обнадеживающие для наших трудовых мигрантов новости пришли из Российской Федерации
Как сообщает пресс-служба Министерства труда, занятости и миграции КР, согласно российскому федеральному закону о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства, вступившему в силу 25 марта 2011 года, кыргызстанцы теперь могут становиться на этот учет в течение семи рабочих дней со дня прибытия в РФ вместо трех прежних.
Кроме того, в соответствии с новыми правилами граждане КР, не поставленные на учет по месту пребывания, не подлежат административной ответственности за нарушение миграционных требований. Правда, за исключением случаев, когда обязанность сообщить сведения о местонахождении возложена на самого приезжего.
Также дано определение понятию "место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в России". Имеется в виду жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранец находится и (или) по адресу которых подлежит постановке на учет по месту пребывания.
Все, о чем идет речь, - еще один шаг навстречу гастарбайтерам, для многих из которых, скажем, регистрация в течение всего трех дней превращалась в трудноразрешимую проблему. Однако даже все эти послабления несопоставимы с радикальными изменениями в миграционной политике РФ, которые могут произойти в недалеком будущем и о которых тоже сообщается в эти дни.
В Москве озвучена суть новой концепции миграционной политики, которую разрабатывают ФМС и Минздравсоцразвития. Она предусматривает отмену вообще всяких квот и легализацию всех трудовых мигрантов, которые уже работают в России.
Сложившийся на сегодняшний день принцип таков: регионы подают заявки на требуемое им количество иностранной рабсилы, а в ФМС на основе этого определяют затем квоту на всех иностранцев, которые в наступившем году могут официально трудиться в РФ. Как правило, эта квота оказывается намного меньше реального числа гастарбайтеров и, по сути, все равно не выдерживается. Например, в нынешнем году она составила 1,75 миллиона человек. На самом же деле "понаехавших" в стране, по экспертным оценкам, более 5 миллионов, по меньшей мере, свыше 3 миллионов из них находятся "в тени".
Вот и было предложено совсем отменить квотирование, одновременно узаконив всех тех, кто уже и так реально, но неофициально вкалывает в городах и весях России-матушки.
Инициатива исходит от правительственной комиссии, возглавленной первым вице-премьером Игорем Шуваловым, которая на днях рассмотрела проект новой концепции миграционной политики, подготовленной ФМС. Логика разработчиков понятна. По их прогнозам, численность населения в трудоспособных возрастах уменьшится за период 2011 - 2025 гг. на 10,4 миллиона человек. Проблема усугубляется неуклонным старением граждан. Ожидается, что к 2030 году почти каждый пятый житель РФ будет старше 65 лет. Чтобы компенсировать естественную убыль населения, "масштабы приема постоянных мигрантов должны в течение рассматриваемого периода достигать в среднем 425 тысяч человек в год". Но обеспечить такой прирост можно только посредством отмены пресловутых квот. "Нам надо изменить миграционную политику по отношению к тем, кто трудится на наших стройках, к тем, кто выполняет ту работу, которую россияне не выполняют", - говорит Игорь Шувалов. Он также высказывается за необходимость выдачи официальных разрешений на работу тем, кто де-факто уже работает в России.
По данным исследований, мигранты уже и так сыграли весомую роль в "омоложении" России. Благодаря им страна, начиная с 1992 года, получила почти 7,5 миллиона новых жителей, а естественная убыль оказалась вдвое меньше прогнозировавшейся.
Но это не единственная причина, побуждающая Российскую Федерацию широко распахнуть двери перед приезжими, прежде всего - из республик бывшего СССР. Реальность такова, что такие люди весьма востребованы и в перспективе будут востребованы еще больше в различных сферах жизни РФ, преимущественно на тех работах, которыми сами россияне отнюдь не спешат заняться. А ведь реализуемые сегодня руководством страны планы развития и модернизации страны требуют очень больших человеческих ресурсов. Ликвидация же квот, по задумкам чиновников, поможет саморегулированию трудового рынка, заполнению пустующих в нем ниш, насыщению его специалистами нужного профиля.
Эта задача приобретает еще большую актуальность на фоне неадекватной отдачи от реализуемой в течение последних нескольких лет федеральной программы содействия добровольному переселению соотечественников. Достижение провозглашенных ею целей нередко тормозится нерасторопностью, а то и нежеланием местных властей в должной мере оказывать это самое содействие, помогать переселенцам не только с трудоустройством, но и с решением жилищной, бытовых проблем.
Идеи шуваловской комиссии, безусловно, обретут в России немало сторонников. Однако вряд ли стоит ожидать ее скорого и безболезненного воплощения в жизнь. Потому что противников таких новаций найдется не меньше, а может, и больше. Тут сыграют роль и субъективные, и объективные факторы, стереотипы общественного мышления, в немалой степени "демонизирующие" облик трудовых мигрантов. Им уже традиционно и отчасти заслуженно вменяются в вину причастность к криминалу, наркобизнесу, нежелание следовать законодательству и традициям страны. Хотя эти же претензии в полной мере можно адресовать и многим коренным россиянам, на "понаехавших" валить все шишки и проще, и удобнее.
Однако высказываются и другие, тоже подкрепленные аргументами опасения. Например, Игорь Белобородов, директор Института демографических исследований, считает: "Квотирование - необходимый правовой механизм, который хоть как-то сдерживает поток мигрантов. Качество поступающих к нам гастарбайтеров резко отличается от качества тех, кто от нас уезжает. Получается, что мы вместо решения демографической проблемы попросту меняем один народ на другой. Отмена квот лишь ускорит этот процесс". А главный детский фтизиатр Минздрава РФ Валентина Аксенова заявляет: "Семьи мигрантов - это группы риска по туберкулезу. И потому уже сейчас такая серьезная ситуация с туберкулезом в стране. И вряд ли она улучшится, если отменят квоты".
Ну и, естественно, один из главных контраргументов шуваловцам: гастарбайтеры, наводнив страну, займут рабочие места, принадлежащие россиянам. О спорности этого тезиса уже говорилось выше, но он по-прежнему необычайно живуч. Чему свидетельство и проводимые соцопросы. Около 40 процентов опрошенных сомневаются, что миграция полезна для экономики РФ или сможет выправить демографическую ситуацию. А более 60 процентов опасаются роста преступности и той самой конкуренции со стороны гастарбайтеров.
Более успешным, в том числе и с точки зрения правовой защищенности, видится решение проблемы в рамках Таможенного союза, в который намерен вступить и Кыргызстан. Как сообщил побывавший в Бишкеке заместитель директора ФМС РФ Анатолий Кузнецов, в странах ТС уже находится на стадии ратификации соглашение о правовом статусе трудящихся мигрантов и членов их семей. Он предоставляет всем им равные права с гражданами государств пребывания, свободу выбора места пребывания и, самое главное, не предусматривает никаких квот.
- Более того, - говорит Анатолий Кузнецов, - граждане государств, входящих в Таможенный союз, а в перспективе и в Единое экономическое пространство, освобождаются от получения разрешений на работу. Единственное ограничение - в области миграционного учета. На 30 дней с момента въезда трудовые мигранты вообще освобождаются от него, но по истечении такого срока должны становиться на учет.
Такие вот перспективы. Закономерен вопрос: а как в свете их должны позиционировать себя мигранты из Кыргызстана? Они при любом раскладе смогут в полной мере использовать открывающиеся возможности, но при соблюдении двух очень важных условий. А именно - владение специальностью, востребованной на рынке труда России, и русским языком.
О необходимости этого говорит, в частности, заместитель главы представительства в РФ Министерства труда, занятости и миграции КР Алмазбек Асанбаев.
- К большому сожалению, - отмечает он, - значительная часть сегодняшних трудовых мигрантов из Кыргызстана - это молодые люди, не имеющие элементарных профессиональных навыков, нередко плохо владеющие русским языком, что создает им дополнительные проблемы. Особенно в условиях внедрения в различных отраслях российской экономики новых технологий, повышения требований к качеству выполняемых работ, снижения спроса на неквалифицированную рабочую силу.
О неизбежных проблемах говорит и юрист посольства КР в РФ Алмаз Абдисияев. Они, отмечает юрист, особенно вероятны в случае плохого знания приезжими русского языка. Тогда они могут стать заложниками недобросовестности работодателей или, хуже того, жертвами милицейского, судебного произвола, что-то не поняв или поняв неправильно, подписать бумаги, свидетельствующие против них.
- Добиться торжества справедливости в таких случаях, особенно если дело ушло в суд, бывает очень сложно, а иногда и невозможно, - с сожалением констатирует Абдисияев.
Так что, наверное, следует уже оставить споры по поводу перспектив в Кыргызстане государственного или официального языков, создавать на деле, а не на словах нормальные, реальные условия для полноценного овладения ими обоими. А заодно и побеспокоиться о формировании в республике качественной базы профессионально-технической подготовки, адаптированной к потребностям российского рынка. В противном случае даже при максимально благоприятной миграционной политике (и к тому дело так или иначе идет) в главных импортерах нашей рабочей силы - России и Казахстане - многие наши соотечественники рискуют остаться на периферии всех этих позитивных процессов, что негативно скажется и на экономике Кыргызстана, и на его имидже. Мы и так преуспели и в том, и в другом, пора наконец, следуя своим путем, поверять его насущными потребностями страны и ее населения, объективными реалиями, в которых мы существуем. Столько уже шансов упущено, неужели продолжится этот перечень?
Евгений ДЕНИСЕНКО. «Вечерний Бишкек», 13 ноября 2011 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)