Минздрав разошелся с Минфином в оценке ключевой проблемы бюджета
Угрозу пенсионного кризиса российские ведомства оценивают сегодня принципиально по-разному. В Минфине считают рост дефицита Пенсионного фонда России (ПФР) угрожающим и призывают как можно скорее заняться повышением пенсионного возраста. В Минздравсоцразвития, наоборот, проблему дефицита ПФР называют некритичной и советуют забыть о повышении пенсионного возраста по крайней мере до 2030 года. Противоречия министерств тревожат наблюдателей, которые опасаются, что пенсионная система окажется заложницей политических игр.
Вчера в Высшей школе экономики замглавы Минздравсоцразвития Юрий Воронин призвал экспертов и чиновников более профессионально подойти к проблемам пенсионной системы и не требовать провозглашения реформ, которые просто опасны.
Принципиальные различия в подходах к возможным реформам пенсионной системы между Минфином и Минздравом можно было заметить и в основных тезисах, с которыми Воронин днем ранее выступил в эфире телеканала "Россия 24". Две ключевые проблемы российского бюджета, о которых без устали на всех публичных собраниях говорил министр финансов Алексей Кудрин, - катастрофичный дефицит ПФР и необходимость повышения пенсионного возраста - в Минздраве воспринимаются чуть ли не как мифы, которые нужно развенчивать.
Воронин вчера подтвердил неизменность своих оценок и выводов: некоторые чиновники и эксперты слишком болезненно относятся к дефициту ПФР и к необходимости покрывать этот дефицит из федерального бюджета. Дефицит ПФР, безусловно, серьезная, но все же не ключевая и не единственная проблема российской экономики - стало ясно из его слов.
"Почти в любой развитой стране пенсионная система дотируется государством, потому что она имеет дело с долгосрочными обязательствами, которые подвержены негативным демографическим трендам", - уверил Воронин. Кроме того, замглавы ведомства Татьяны Голиковой выразил вчера удивление, что при таком бурном обсуждении дыр в пенсионном бюджете дефицит других фондов становится чуть ли не табуированной темой. "Имеется в виду Фонд социального страхования со стабильным дефицитом", - пояснил Воронин.
Ту государственную поддержку, которая оказывается сегодня в России пенсионной системе, в Минздраве не считают критичной. "Даже сейчас дотации из федерального бюджета в ПФР не превышают 2% ВВП. Это очень небольшой транш. И расти в ближайшие 10-20 лет он не будет", - сказал Воронин.
В Минздраве напомнили: структура пенсионного дефицита в РФ и в других странах разная. Поэтому меры по стабилизации пенсионной системы, которые сегодня принимаются в Европе, для России неоправданны. Речь идет о повышении пенсионного возраста. Российский дефицит - это, по мнению Воронина, следствие неправильной налоговой политики прошлых лет, введения обязательного накопительного компонента, сохранения системы досрочных пенсий, а также крайне низких зарплат и ухода значительной части заработков граждан в тень. Поэтому вместо того, чтобы искать сомнительную панацею в резком повышении пенсионного возраста, необходимо сконцентрироваться на решении настоящих причин дефицита ПФР, делают в вывод в Минздраве.
Повышение же пенсионного возраста без предварительной подготовки к этой мере всей пенсионной системы опасно. Поэтому к теме пенсионного возраста россиян, по мнению Воронина, нужно обращаться не ранее 2030 года. При этом надо будет четко ответить на вопрос: "Если поднимать пенсионный возраст, то с какой целью?" В качестве единственной цели, которая хоть как-то оправдывает повышение пенсионного возраста, Воронин назвал увеличение размера самих пенсий. И главное - поднимать пенсионный возраст надо будет максимально плавно: даже не на полгода в год, а на один-два месяца в год.
Пока, по заверению чиновников, окончательного плана пенсионной реформы нет. То, что происходит сейчас в публичной сфере, - лишь дискуссии о подходах к проблеме. Однако у наблюдателей вызывает тревогу то, что эти подходы у ведомств противоположны.
Некоторые эксперты увидели в данной ситуации элемент предвыборной политической игры. Председатель правления Флексинвест Банка Марина Мишурис предположила, что в Минздраве чиновники попытались "в преддверии выборов снизить волнения граждан касательно повышения пенсионного возраста, которые усилились после очередного заявления Кудрина о необходимости такой меры". У каждого ведомства свой подход, который порой обусловлен не столько экономическими, сколько политическими причинами, предполагают эксперты.
"Представляется, что есть несколько причин для такой позиции Минздрава. Во-первых, мнение высказано представителем ведомства, заинтересованного как минимум в том, чтобы бюджетное финансирование дефицита сохранялось хотя бы на существующем уровне, - рассуждает ведущий консультант компании "ФинЭкспертиза" Дмитрий Ширяев. - Во-вторых, дофинансирование пенсионных выплат из госбюджета действительно не является порочным. В конце концов, по Конституции Россия является социальным государством". Объяснима, по словам Ширяева, и жесткая позиция Минфина, который, наоборот, стремится избавиться от дотирования ПФР и повысить сборы налогов за счет отсрочки выхода граждан на пенсию.
Анастасия БАШКАТОВА. «Независимая газета», 3 марта 2011 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)