…о заседании Правительственной комиссии по миграционной политике
Миграционный разворот
При глобальном дефиците рабочей силы споры о гастарбайтерах неуместны
В Белом доме состоялось первое в этом году заседание Правительственной комиссии по миграционной политике, ставшее своего рода сенсацией.
Вел заседание первый вице-премьер Игорь Шувалов, возглавивший эту комиссию в самом конце прошлого года, и он фактически провозгласил "новый вектор" миграционной политики России.
- Мы должны осознать, что не только у нас, но и в странах Европы, которые тоже переживают демографический кризис, миграция становится одним из главных ресурсов развития экономики, и так будет, по крайней мере, в ближайшие 10 лет, - заявил Шувалов, открывая заседание.
Да, ни один здравомыслящий человек не станет сегодня спорить с этой очевидностью, и никто из членов комиссии не смог бы ничего тут возразить. Но одно дело - риторика, и совсем другое дело - практика, реальная жизнь. Первым вопросом в повестке дня комиссии был проект Концепции государственной миграционной политики, докладчиком по нему выступил директор ФМС России К. Ромодановский.
Здесь уместно напомнить: работа над проектом Концепции началась еще в 1998 г., когда ФМС была гражданским ведомством. Тот, первый проект широко обсуждался, и в работе над ним активно участвовали научные круги и общественные организации, в том числе переселенческие общины. Но потом в ФМС началась кадровая чехарда, за три года сменилось четыре руководителя. А осенью 2001-го ФМС передали в ведение МВД. И работа над Концепцией началась опять с нуля и уже с другими подходами. Если в первом проекте главным был репатриационный дух (после распада Союза в Россию переселилось около 11 миллионов наших соотечественников), то с начала 2000-х характер миграции резко изменился: к нам хлынули потоки временных трудовых мигрантов. Новый проект имел уже другой, ограничительный характер, и в названии документа, принятого в марте 2003 г., даже слова "политика" не было, он назывался "Концепция РЕГУЛИРОВАНИЯ миграционных процессов..."
Вот так и получилось: 20 лет бушует в России миграционная стихия, а разумной, научно обоснованной, стратегически выверенной миграционной политики у нашего государства нет. Живем без политики, под знаком "регулирования". Тот факт, что невозможно "регулировать" людские потоки, как это делает с машинами гаишник на перекрестке, в доказательствах не нуждается, он у всех на виду. Я не раз писала на страницах "РГ", что наша миграционная политика развивается в ритме старого танго: шаг вперед, два шага назад
Упомянутый документ не случайно ведь начинается со слов: "Концепция регулирования... представляет собой систему взглядов на..." Каких взглядов? Чьих? А если взгляды разные, можно ли их систематизировать?
Жизнь давно убедительно доказала, что мигранты приносят огромную пользу России. "На каждый заработанный рубль, который они увозят домой, - любит повторять Ромодановский, - у нас остается шесть рублей". Но досужие дискуссии "нужны или не нужны России мигранты?" продолжаются.
И вот теперь, судя по прошедшему заседанию правительственной комиссии, пришла пора их прекращать. Слушая доклад директора ФМС, Шувалов задавал недоуменные вопросы. Удивился, например, что процесс получения гражданства нашими соотечественниками такой многоступенчатый и занимает около семи лет. (Знал бы он, что переселенцы, возвращающиеся на свою историческую родину, и по 10, и даже по 15 лет не могут получить российское гражданство. А бесчинства ФМС по отъему паспортов?! Счет "недействительных" граждан уже достиг 65 тысяч...) Шувалову еще предстоит вникнуть в тонкости нашего усложненного миграционного законодательства, будто нарочно опутанного паутиной невнятных инструкций. Но пока он только подчеркнул: надо стремиться к тому, "чтобы меньше крови людям портить"
Доклад Ромодановского прошел весьма гладко, времени на дискуссии не было. Но вот когда замминистра здравсоцразвития РФ М. Топилин, выступивший с докладом по второму вопросу повестки дня о совершенствовании системы квотирования трудовых мигрантов, стал защищать систему квот (а ее несовершенство и даже бессмысленность стали уже притчей во языцех), Шувалов не стал скрывать своего критического отношения к существующему порядку. Уж он-то, первый вице-премьер, отвечающий в правительстве за весь экономический блок, лучше кого бы то ни было знает, чем грозит нашему обществу уменьшение трудоспособного населения на миллион человек в год. В сердцах заметил: ну, раз не нравятся нам гастарбайтеры, давайте закроем страну, как это сделала Япония, но тогда ж нам без экономического развития скоро есть будет нечего.
Третьим докладчиком был ректор Высшей школы экономики Я. Кузьминов. Он сообщил, что в стране уже сегодня наблюдается "глобальный дефицит рабочей силы" и что "с принципом избирательной миграции мы опоздали лет на десять". Шувалов добавил, что трудовую миграцию из Украины и Молдовы мы уже фактически потеряли - люди переориентировались на европейские страны и говорят, что работа там в сравнении с Россией - это день и ночь. Вообще, если сейчас идет речь о создании единого экономического пространства (Россия, Украина, Таджикистан и Киргизия), о каких квотах может идти речь?
- Мы создали конфликт с самими собой. То бьем тревогу, что у нас с демографией плохо, то придумываем ограничения мигрантам на каждом шагу. Скажите, кому это выгодно? - На этот риторический вопрос первого вице-премьера с места раздалась реплика: "Коррупции!" Шувалов, кажется, согласился. Известно же, что террориста или наркодилера никакие заслоны не остановят: все документы, включая гражданство, сегодня легко купить. А нужные России трудяги из-за всяческих препон умножают миллионные ряды нелегалов, а уж это - Клондайк для мафии.
Мне довелось быть членом и двух предыдущих Правительственных комиссий по миграционной политике, но такого открытого и делового разговора о главном, как был в минувшую пятницу, я не помню. Вопреки обыкновению (заседание созывается раз в квартал), Игорь Шувалов предложил нам встретиться через две недели - в середине марта.
Лидия ГРАФОВА. «Российская газета», 3 марта 2011 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)