Эксперты предлагают обсуждать интеграцию мигрантов в общество на постоянной основе
Ориентация правительства на программы привлечения в РФ временной трудовой миграции некорректна — с этих выводов началось обсуждение экспертной группой «Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика» по доработке «Стратегии-2020» темы миграционных потоков. Без притока мигрантов к 2030 году численность населения России может уменьшиться как минимум на 9 млн. человек, и в рамках рабочей группы эксперты намерены обсуждать в основном рекомендации по дизайну программ долговременной миграции с соответствующими мерами по интеграции мигрантов.
Только благодаря притоку в Россию мигрантов естественная убыль населения в 1992-2002 годах составила не 13 млн. человек, а вдвое меньше. С 1992 года РФ получила более 7,4 млн. новых жителей из других стран, и эти оценки после обнародования результатов последней переписи возрастут, отмечает в своем докладе «Миграция в развитии России» замдиректора Института демографии НИУ ВШЭ Михаил Денисенко. Доклад был представлен для обсуждения на семинаре в ВШЭ в прошлую субботу, 5 марта.
Эксперты указывают на все более повышающуюся роль миграции в стабилизации численности населения, которое с каждым годом неуклонно снижается. По самым оптимистичным прогнозам (их дает Росстат), население уменьшиться со 141,9 млн. на начало 2010 года до 139,4 млн. человек в 2030 году — на 2,5 млн. Без учета миграции падение численности будет более глубоким — на 9,1 млн., до 132,8 млн. человек. Бюро переписи населения США приводит значительно более пессимистичные оценки: население России к 2030 году сократится на 13%, до 124,1 млн. человек. Демографическая ситуация ухудшается на фоне старения населения: в 2012–2017 годах убыль трудоспособного населения будет превышать 1 млн. человек, отмечают демографы. Почти каждый пятый житель страны к 2030 году будет старше 65 лет.
Однако даже такие пессимистичные прогнозы пока не подтолкнули правительство на создание в России эффективных программ постоянной миграции. «Программа временной миграции, нацеленной на получение экономического эффекта за счет использования труда иностранного работника, в демографическом плане неэффективна. Без программы постоянной миграции трудно реализовать цели демографической концепции»,— уверен Михаил Денисенко. По его оценке, России необходим ежегодный прирост мигрантов из расчета 1% от населения. Добиться этого чрезвычайно сложно: миграционный прирост в России в несколько раз ниже, чем в ЕС, Австралии и Канаде, констатируют демографы.
Эксперты подчеркивают, что законы, на которых выстраивалась миграционная политика России в последние годы, прежде всего закон «О правовом положении иностранных граждан» 2002 года, ориентированы как раз на временную, а не постоянную миграцию. В стране заработал механизм квотирования, было разграничено временное и постоянное проживание, введены вид на жительство, миграционная карта и др., но этих мер явно недостаточно, тем более если учитывать, что «миграционное законодательство в России отстает от требований времени», а главный миграционный закон «латается, а не модернизируется». Единственную программу постоянной миграции — программу переселения соотечественников, заработавшую в 2006 году, эксперты в целом признают неудачной. Причина привлечения «очень небольшого количества людей» в «весьма ограниченном миграционном потенциале»: большая часть тех, кто хотел переселиться в Россию, уже давно это сделали, у оставшихся установки на миграцию «невелики».
Эксперты утверждают, что цель программ постоянной миграции не просто в увеличении численности населения, а в увеличении человеческого потенциала страны за счет привлечения квалифицированных и образованных граждан. Таким иностранцам, убеждены демографы, надо предоставлять бессрочный вид на жительство без промежуточных ступеней, таких как получение разрешения на проживание, вид на жительство на пять лет. Подобные программы повысят миграционную привлекательность страны и улучшат ее имидж в мире. Безусловно, отмечают эксперты, необходимо создавать системы отбора и для мигрантов низкой квалификации и программы интеграции для них.
Примечательно, что эксперты критикуют не только законодательство, которое было принято давно, но и относительно недавно. Их, в частности, не вполне устраивает подход к определению высококвалифицированного специалиста, который был принят весной 2010 года. Напомним, что иностранные специалисты с годовой зарплатой в размере от 2 млн. рублей и более получают разрешения на работу по упрощенной процедуре. Однако, по мнению демографов, надо «повнимательнее посмотреть на то, как подтверждается уровень дохода высококвалифицированного специалиста в России». Эксперты указывают на существование нескольких подходов в Великобритании: кроме уровня доходов там оценивают мигранта также по балльной системе. В Германии критерий для высококвалифицированного специалиста — уровень дохода на предыдущем месте работы. Впрочем, у работодателей, представляющих крупный бизнес, к принятому закону о высококвалифицированных иностранцах претензий нет. Исполнительный вице-президент РСПП Федор Прокопов указывает, что «в рамках развилки «здесь и сейчас или долгосрочной стратегии» были приняты оперативные и «очень хорошие» решения, так что «бизнес доволен». Однако с точки зрения стратегии миграционной политики «удовлетворения нет».
Впрочем, средний и малый бизнес принятыми решениями, которые, по сути, направлены на крупный бизнес, не доволен. Как и эксперты, представители малого бизнеса критикуют систему квот, которая является «важным недостатком, поскольку не отражает спрос на рабочую силу и не осуществляет отбор мигрантов по профессиональным характеристикам». «Квоты становятся меньше, а штрафы за нарушение законодательства по привлечению иностранного работника остаются непомерными — 800 тыс. рублей»,— считает директор международного агентства содействия сотрудничества предприятий малого и среднего бизнеса «Опора-Дружба» Евгений Якубовский. По данным опросов «Опоры России», для 70% предприятий малого бизнеса процедура оформления иностранного работника «слишком трудна», а 40% предпринимателей не знают своих потребностей в работниках на следующий год, как того требует механизм квотирования. «Отсутствие миграционной политики идет вразрез с заявленными планами правительства увеличить с 20 до 60% в 2020 году долю малого бизнеса в структуре ВВП»,— уверен Евгений Якубовский.
В рамках подготовки «Стратегии-2020» экспертам предстоит представить правительству несколько вариантов миграционной политики. В частности, экспертам рабочей группы предстоит определить, какой квалификации нужны мигранты в России, какие конкретные программы необходимы для их адаптации и будущие потребности в иностранных работниках в зависимости от модели экономики.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)