Rambler's Top100

№ 423 - 424
24 мая - 6 июня 2010

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Коммерсантъ» об истории медицинского и социального страхования
«Коммерсантъ» о проекте закона об ОМС
«Ведомости» о платной и бесплатной медицине
«Коммерсантъ» об экономике и здоровье в России
«Новая газета» о дорожном травматизме и смертности
«Медицинская газета» о возможностях и проблемах пренатальной диагностики
«Московский комсомолец» о пользе и вреде прививок
«Известия» о полиомиелите
«Зеркало» о малярии
«Время новостей» о борьбе с посредниками на привлечении гастарбайтеров
«Время новостей» о патентах для частников, привлекающих мигрантов
«Трибуна» о поправках к закону «О соотечественниках»
«Молдавские ведомости» о проблемах молдавских трудовых мигрантов в России
«Правда Украины» о влиянии кризиса на украинских гастарбайтеров
«Коммерсантъ» о миграционных рецептах Всемирного банка для Украины
«Вечерний Бишкек» о депортациях киргизских мигрантов из Казахстана
«Огонек» и «Le Figaro» о парандже в Европе

«Огонек» о веротерпимости в России
«Новые известия» о спаде преступности на почве ксенофобии
«Время новостей» о бытовой ксенофобии
«Комсомольская правда» о демографическом и миграционном будущем Москвы
«Беларусь сегодня» о сравнении белорусской и турецкой семей
«Ведомости» о внешней и внутренней эмиграции
«Время новостей» о вытрезвителях
«Коммерсантъ» о трудовом законодательстве
«Новые известия» о тех, кому не дадут пособие по безработице
«Время новостей» о потерях в ВОВ
«Ведомости» о долге молодежи перед государством
«Новые известия» о проблемах женщин в Афганистане
«Независимая газета» о женском долголетии и возрасте супруга
«The Sunday Times» о «генах Мафусаила»
«Новые известия» о последствиях чернобыльской аварии для Норвегии
«The Times» об ЭКО

… о дорожном травматизме и смертности

Гиблое дело. Заметны улучшения

О чем говорит анализ смертельных случаев на дорогах России за последние двадцать лет

Не так давно на одной пресс-конференции с ответственными сотрудниками ГИБДД и МВД - не хочу уточнять с кем, не важно - кто-то из молодых журналистов задал даже не вопрос, а высказал претензию: скажите, мол, почему нарастает волна насилия на дорогах, почему водителям уже бейсбольных бит мало - они начали стрелять друг в друга из травматиков?
И человек в погонах с большими звездами, как бы оправдываясь, что-то ответил, по сути, согласившись, что, да, такое явление есть.
А я не удержался и сказал примерно следующее: "А вот по моим многолетним наблюдениям, агрессивность и "отмороженность" наших водителей, наоборот, снижается! Терпимее люди становятся друг к другу - чаще пропускают, чаще благодарят и взмахом руки, и "аварийкой", чаще пешеходов стали пропускать, друг друга тоже чаще пропускать стали. Да, еще много на наших дорогах несущихся сломя голову, влезающих по-хамски в соседний ряд, забывающих о поворотниках - они всегда были, во все времена, но их количество уменьшается, и есть чему радоваться: движемся мы потихонечку к цивилизованности и уважению друг к другу и себя на дорогах, движемся! "
Вот такое "оптимистическое" у меня получилось выступление.
Вы, конечно, можете не согласиться. Но я попробую доказать. Первый аргумент неубиенный: я за рулем каждый день - и зимой, и летом, с 71-го года, - уже скоро 40 лет. Да, при социализме и сразу после него особых таких проблем с вежливостью и взаимопониманием, с терпимостью на наших дорогах не было. Потому что не было столько машин, не было пробок.
А второй мой аргумент - цифры. Начнем издалека, от "социализма", то есть проанализируем цифры аварийности на дорогах России за последние 20 лет.
Итак, в 90-м году в СССР погибло на дорогах более 50 тысяч человек. А в России при парке всего 12 миллионов с четвертью автомобилей было огромное количество погибших на дорогах - 35 366 человек.
И уже на следующий год, в год крушения СССР и "торжества демократии", случилось самое большое за 20 лет количество погибших - вы только вдумайтесь в эту цифру! - при том же практически почти 13-миллионном парке автомобилей число убитых на дорогах было абсолютно рекордным - 37 510 человек. Почти 40 тысяч. В год! Это примерно столько же, сколько погибает на дорогах всего Евросоюза и США, только с той разницей, что и там, и там в то время было в 10-12 раз больше автомобилей.
Вообще кривая смертей на наших дорогах за 20 лет напоминает траекторию теннисного мяча, который не удалось отбить теннисисту, - мячик с высокой мощной подачи попадает в землю, отскакивает, взлетает и опять идет вниз.
Возьмем первую часть трагической кривой: "высокая мощная подача" с максимальными смертями - это 1991-1993 годы. "Земля" - то есть минимальное количество смертей - 1997 год. Затем "отскок" с подъемом опять вверх - с 1997-го по 2003-й. В 2003 году - пик смертей, их всего на 2 тысячи меньше, чем в рекордном 1991-м. Далее, по 2007 год идет плавное снижение на 500-1000 погибших в год, а вот с 2007-го опять резкое падение смертельной кривой - по 3-4 тысячи спасенных жизней в год.
В чем же причина первого падения кривой с начала 90-х, несмотря на почти удвоение к 1997 году количества автотранспорта в России?
Ответ только один: работали люди в погонах. Просто работали на совесть, несмотря на то что не имели за собой миллиардных бюджетов всяких-разных "национальных программ по снижению" и т. п., которые появились в 2000-х. Не было и таких понятий, как милицейские "разводки" и "кормушки".
Напомню, что в конце именно того, печального, 1990 года на должность начальника ГАИ Союза был назначен полковник МВД из Карелии Владимир Федоров. Год он осматривался, вникал. В 1991-м, последним указом Горбачева о званиях, получил генерала, и уже в 1992 году если посмотреть архивы, лавиной посыпались постановления правительства, МВД, указы президента и прочие документы, свидетельствующие о том, что ведомство, отвечающее за безопасность на дорогах, было поднято буквально на дыбы.
И вот результат: без единого допбюджетного рубля, при почти удвоенном с 1990 года автопарке в 1997 году на российских дорогах погибло рекордно низкое количество человек - 27 665. На 10 тысяч (!) меньше, чем шесть лет назад.
А что же случилось в 1997-м такого, что кривая опять не поползла - побежала вверх? Не помните? А я помню: отменили талоны предупреждений - учет рецидива, то есть дали свободу нарушать сколько угодно. Это раз. И два - в конце 1997-го началась деноминация рубля в пропорции 1000: 1, и штрафы за нарушения стали смешными. Тут уж ни Федоров, ни десять Федоровых ничего сделать не смогли. И в 2003-м опять пик: убитых - 35 602 человека, раненых - четверть миллиона.
С 2003 по 2007 год стали потихонечку повышаться штрафы и ужесточаться наказания, а в 2007 году они стали очень серьезными, по сути, такими, как сейчас.
И что мы видим? А мы видим, что в прошлом, 2009 году количество смертей на дорогах России стало самым низким за все 20 лет - 26 084 человека! И это притом что парк автомобилей за эти же 20 лет увеличился в 3, 5 раза и достиг 42 миллионов единиц. Если соотнести количество погибших к количеству автомобилей в 1992 году и в 2009-м, то окажется, что ездить стало в 4,7 раза безопаснее. С чем я нас всех и поздравляю.
Но главное все же в другом: темпы снижения аварийности, смертности и увечности на дорогах России стали нарастать стремительно - если в прошлые годы снижения смертность уменьшалась от 500 до 1500 человек в год, то только за один последний, 2009 год, - за ОДИН ГОД! - в живых осталось на 4000 человек больше!
И знаете, в чем главная причина такого замечательного явления? МЫ СТАЛИ ПРИСТЕГИВАТЬСЯ РЕМНЯМИ!
Да, более безопасных иномарок с подушками и АБС стало значительно больше. Но главное все же - мы стали пристегиваться ремнями. Потому что исследования утверждают: если бы все 100 не пристегнутых погибших в ДТП были бы пристегнуты - 85 из них остались бы живы.
Семь лет назад я одним из первых подал голос за ужесточение наказаний на дорогах. Что тут началось! "Пусть сначала в ГИБДД порядок наведут, а потом штрафы повышают! ", "Очередной грабеж народа! ", "Взяточники в погонах станут миллионерами" и т. п. Многие мои коллеги и безответственные политики привыкли делать тиражи и имена не на истине, пусть неудобной и жестокой, а на том, чтобы потрафить обывателю, почесать ему за ушком. Или напугать его.
Я же прекрасно понимал, что "сначала навести порядок, а потом повышать штрафы" - не для нашей власти, потому что наводить порядок внутри себя ей невыгодно: воровать труднее станет. Залезть в карманы населению гораздо проще. Но главное, что цель должна оправдать средства: если резко повысить штрафы, то смертность на дорогах сразу пойдет вниз.
Да, понимал я, не избежать при этом взрыва коррупции инспекторов. Но с этим придется смириться ради главного, к тому же это вызовет возмущение десятков миллионов граждан, что уже неплохо, потому что приблизит перемены и в ГИБДД, и в МВД.
Откройте архив "Новой" и найдите статью под названием "Гражданская война на дорогах" (N 87 от 21. 11. 2005). Цитирую, простите, самого себя пятилетней давности: "Я прекрасно понимаю, что повышение штрафов, ужесточение наказаний - непопулярная тема. Неблагодарная. Тотчас "защитники народа" вой поднимут, "очередным грабежом нации" это дело назовут. Это они себе так очки для депутатских мандатов набирают. О самом-то "народе" они в последнюю очередь думают. На каком основании они всю нацию в "нарушители" записывают? "

ИТАК. ВЫВОДЫ.
Первый: цель средства оправдала. За шесть последних лет одно только повышение штрафов спасло около 10 тысяч жизней.
Второй: этот замечательный процесс не просто продолжается, а усиливается.
Третий: ГИБДД как не работала, так и не работает, сконцентрировавшись на самых "денежноемких" нарушениях и фальсифицируя их. Планы по "палкам" остались, они-то такую фальсификацию и породили.

Юрий ГЕЙКО. "Новая газета", 17 мая 2010 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.