Сейчас соотечественниками могут быть названы жители Польши, Финляндии и даже Аляски - всего около 150 млн. человек, поскольку эти территории входили в состав Российской империи.
***
Близится к концу работа над поправками к Закону "О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом". Свое мнение об этом правовом акте высказала на днях и Общественная палата РФ.
Закон, о котором идет речь, был принят еще в 1999 году. Однако с тех пор, понятно, произошло много перемен и в России, и в мире. Это потребовало внести в закон определенные коррективы. При этом приоритетом, по словам директора Департамента по работе с соотечественниками за рубежом МИД РФ Александра Чепурина, являлось сохранение связей наших соотечественников с российским государством. Насколько эти цели соотносятся с данным проектом?
"Закон носит декларативный характер и не отвечает потребностям и возможностям России, - такую характеристику дал ему депутат Госдумы Константин Затулин. - Под разговоры о необходимости сотрудничества и помощи соотечественникам предлагаются поправки, которые эту помощь снижают".
Депутат обратил внимание, что если раньше в законе существовало положение о том, что наши соотечественники могли получить гражданство по упрощенной схеме, то теперь оно отсутствует. "Эту норму необходимо внести, - заявил Затулин, - кроме того, дать этим людям бесплатную многократную визу, возможность бесплатно пользоваться в РФ библиотеками, музеями, получать справки о своем происхождении". Все эти льготы можно получить на основании удостоверения соотечественника, выдаваемого МИД.
Однако Чепурин счел критику необоснованной, сославшись на замечание Владимира Путина, что соотечественники - понятие не юридическое. Соответственно закон должен, прежде всего, очертить зону взаимодействия соотечественников с российским государством, что не исключает внесения в него конкретных норм, например, о доступе их к получению высшего образования. Что касается такого важного аспекта, как упрощенное получение гражданства, то этот вопрос, по мнению Александра Чепурина, регулирует программа переселения. В законе имеется норма о получении удостоверения соотечественника, которое выдавать должны общественные организации.
В значительной степени с таким подходом согласен руководитель Межкомиссионной рабочей группы по организации экспертной деятельности ОП Владислав Гриб: "Соотечественник не может иметь прав больше, чем гражданин России. Надо поддержать положение о том, что удостоверение соотечественника будут выдавать НКО. Это усилит общественные организации, а аккредитовываться они должны при МИД. Целый ряд предложений, которые внес Константин Затулин, могут быть отражены в законе. Но реализовывать их должны субъекты РФ".
Одно из положений закона расшифровывает: кого считать соотечественником. Сейчас ими могут быть названы жители Польши, Финляндии и даже Аляски - всего около 150 млн. человек, поскольку эти территории входили в состав Российской империи. В проекте закона МИД соотечественниками должны считаться проживающие за границей граждане России и представители народов, исторически проживающих на территории страны, и сделавшие свободный выбор в пользу духовной и культурной связи с Россией. "Они могут по желанию регистрироваться в организациях соотечественников и получать свидетельства в подтверждение своего членства. Но это не дает им никаких льгот", - сказал Чепурин.
По мнению председателя Комиссии ОП по межнациональным отношениям и свободе совести Николая Сванидзе, главным критерием понятия соотечественника должна быть самоидентификация самого человека с Россией.
Надо сказать, вокруг понятия "соотечественник" разгорелись наиболее острые дискуссии. Ведь, по существу, эта норма содержит и принципы отношения России к этим людям. "Соотечественники - это не те, кто проживает на определенных территориях. Мы многонациональная страна. У нас не может быть диаспор, поскольку их наличие является национальным признаком. Соотечественники - это люди, которые объединились по принципу культурного признака, родовых связей, чувства принадлежности к своей семье, могилам... Это все то, что есть твоя жизнь", - сказала член ОП Алла Гербер. "Применять по отношению к соотечественникам понятие культурной общности очень опасно, - считает член ОП Максим Шевченко. - Мы тем самым упускаем политический аспект, который связан с реализацией наших общенациональных интересов". А председатель Комиссии ОП по социальным вопросам и демографической политике Елена Николаева сочла необходимым сделать упор на то, что закон должен быть направлен на решение демографических проблем в России.
Сам факт столь разных подходов к вопросам о соотечественниках говорит о том, насколько они важны и в то же время до сих пор не проработаны не только законодательно, но и на экспертном уровне. Неудивительно, что, поддерживая законопроект, члены ОП сочли необходимым записать в своем решении "законопроект требует доработки в части исключения этнического принципа в определении понятия "соотечественник", совершенствования механизмов поддержки общественных объединений российских соотечественников, перехода государственной политики от гуманитарной помощи соотечественникам к партнерству и сотрудничеству с ними".
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)