Крупнейший город Ближнего Востока и один из самых населенных городов мира — Тегеран — может лишиться статуса столицы Ирана. "Власть" изучила практику столичных перемещений за последние полвека.
Город-катастрофа
Тегеран — крупнейший город Ирана — стал столицей в 1795 году. До этого столичные функции выполняли Исфахан, Шираз, Мешхед и еще несколько городов. На новом переезде столицы настояли сейсмологи. По их убеждению, каждый день приближает город к невиданной катастрофе. Тегеран расположен как минимум на ста геологических разломах. Так что масштабное землетрясение в Тегеране — дело времени. "Было бы глупо думать, что раз землетрясения еще не произошло, то оно и не произойдет. Дело не в "если", а в "когда"",— говорит один из европейских ученых. Для любого города с населением в 14 млн. человек крупное землетрясение будет трагедией. Для Тегерана же, являющегося административной, экономической, промышленной и прочими возможными столицами Ирана, землетрясение означает катастрофу национального масштаба.
Именно поэтому в последний день октября Совет по определению политической целесообразности — один из высших органов государственной власти Ирана — принял решение о переносе столицы из Тегерана. Сроки переноса пока не определены. Как и не решено, где разместится столица — в уже существующем городе или построенном специально. Пока ученым поручено найти в Иране наиболее безопасное в сейсмологическом отношении место. "Новая столица должна быть построена где-то между Кумом и Делиджаном, то есть на территории, на которой не было ни одного землетрясения за последние 2000 лет",— цитируют газеты иранского сейсмолога и декана факультета фундаментальных наук Исламского университета Азад Бахрама Акашеха. О том, что выбор падет на строительство с нуля, а не на переезд в другой город, свидетельствует широкая международная практика. Ведь строительство новой столицы — повод для государства показать свои достижения и умения в самых разных областях — от административной до архитектурной.
"Остров фантазии"
История подобных переездов-праздников прослеживается с середины прошлого века: тогда в Бразилии было принято решение действовать согласно конституции 1881 года: в ней говорилось, что столица страны должна была переехать из расположенного на берегу Атлантического океана Рио-де-Жанейро в город, расположенный ближе к географическому центру страны.
Для властей Бразилии строительство новой столицы — второе в полушарии после строительства Вашингтона в США — было делом политическим. От архитектора и проектировщика — Оскара Нимейера и Лусио Косты — требовали создать город, который доказал бы, что Бразилия — самая передовая и прогрессивная страна если не всего мира, то уж точно всей Южной Америки.
Итогом их трудов спустя всего три года стал настоящий памятник архитектуры (из всех городов, внесенных в список культурного и исторического наследия ЮНЕСКО, только Бразилия была построена в XX веке). Правда, гениальные строители города, получившего неофициальное название "Остров фантазии", не обеспечили его жителей достаточным комфортом. Согласно распространенному мнению, Бразилия — один из самых неудобных для пешеходов городов в мире. Причина — созданная там транспортная система, которая не нуждается в светофорах. На большей части улиц они отсутствуют: транспортные развязки делают их ненужными для автомобилей. Пешеходы жалуются, что вынуждены ежедневно рисковать жизнью, перебегая широкие улицы: подземных переходов явно не хватает. Ситуация только осложнилась после того, как Бразилия была включена в список ЮНЕСКО: многие из ошибок проектировщиков теперь невозможно исправить, не рискуя лишить город статуса. Огромные пространства же, кроме того, вызывают у многих острые приступы агорафобии.
"Она утонула"
Додома — название официальной столицы Объединенной Республики Танзания — в переводе с языка гого означает "она утонула". В отличие от бразильской столицы, Додома не была построена специально. В 1973 году власти Танзании приняли решение о том, что тогдашняя столица и крупнейший город страны Дар-эс-Салам слишком перегружен. Кроме того, как и в случае с городом Бразилия, властям хотелось хоть как-то развить не только побережье страны, но и внутренние районы. Выбор пал на небольшой городок Додома, построенный еще в те времена, когда континентальная территория нынешней Танзании входила в состав германской колонии — Германской Восточной Африки.
План реконструкции Додомы был заказан американскому архитектору Джеймсу Россанту в 1986 году, и позднее столица официально переехала из Дар-эс-Салама в Додому. Впрочем, переезд был условным. Отсутствие сносного сообщения с Додомой делает город совершенно неприспособленным для выполнения столичных функций. Он расположен в 450 км от Дар-эс-Салама и соединен с ним автомобильным и железнодорожным сообщением. Аэропорт Додомы в состоянии принимать лишь небольшие самолеты. Результат — из всех органов государственной власти в Додому переехал лишь парламент страны, причем депутаты съезжаются в город только на время работы.
Президентская деревня
Полная противоположность Додоме — официальная столица Республики Кот-д`Ивуар — Ямусукро. Возможно, потому, что первый президент страны Феликс Уфуэ-Буаньи родился в 1905 году в деревне Ямусукро.
Желание перевести столицу своей страны из Абиджана в Ямусукро Уфуэ-Буаньи проявил сразу после прихода к власти. Он убедил местных плантаторов передать свои земли государству, показав им пример. В 1974 году город на месте деревни, в которой родился президент, был построен. Абиджан остался экономическим центром страны, однако президент позаботился о том, чтобы все политические органы сконцентрировались на его родине. Строительство, уверяли противники президента, совершенно расстроило финансы страны.
Здесь построен самый большой в мире католический храм — Базилика Богоматери Мира,— который был освящен самим папой Иоанном Павлом II. В городе находится один из двух африканских аэропортов, способных принимать Concorde (второй такой аэропорт расположен в родном городе бывшего заирского диктатора Мобуту Гбадолит). Здесь расположены ведущие учебные заведения страны, а также огромный дворец конгрессов.
Тем не менее ивуарцы не торопятся заселять супергород. Там проживает всего 200 тыс. человек, грандиозный католический храм пустует, огромный аэропорт принимает всего 36 рейсов в год, а обеспеченные жители страны предпочитают учиться не в Ямусукро, а за пределами Кот-д'Ивуара. Жить они предпочитают в Абиджане. Впрочем, город остается визитной карточкой властей: по их версии, он должен символизировать процветание и богатство не только страны, но и всей Африки.
Город терпимости
Абуджа — столица Нигерии — была построена из политических соображений. В стране, где население почти поровну разделено на мусульман и христиан, расположение столицы в одной из двух зон — мусульманской или христианской — неизбежно приводило к конфликтам. Поэтому в середине 1970-х годов власти Нигерии приняли решение построить особый, "нейтральный" город — место, где и мусульмане, и христиане чувствовали бы себя достаточно комфортно. Условия задачи и отсутствие каких бы то ни было субъективных факторов (как в случае с Ямусукро), помноженные на финансовые возможности Нигерии (она является одним из крупнейших экспортеров нефти), сделали задачу решаемой, а результат — весьма успешным. Во всяком случае, город считается едва ли не лучшим в современной Африке, хоть и не самым дешевым: к строительству были подключены ведущие американские и японские архитекторы.
Официальной столицей Нигерии город стал в 1991 году. Сюда переехали все федеральные органы власти и министерства. Здесь же построены Нигерийская национальная мечеть и Нигерийский национальный христианский центр. Они расположены друг напротив друга на проспекте Независимости. Среди прочих преимуществ — прекрасный международный аэропорт, а также то, что в Абудже как в столице одной из ведущих африканских стран расположены штаб-квартиры многих региональных организаций и региональная штаб-квартира ОПЕК. Итак, это вполне процветающий город, уровень жизни в котором — из самых высоких в Африке.
Кстати, примерно по той же схеме развивались события и в Казахстане, где в 1994 году было принято решение о переносе столицы из Алма-Аты в город Акмола (бывший Целиноград). Перенос состоялся в 1997 году, и город, переименованный в Астану (Астана в переводе с казахского — "столица"), быстро превратился в настоящий политический центр страны. Его население удвоилось. Сейчас он — второй по величине город страны после Алма-Аты.
У успеха Абуджи, впрочем, есть и оборотная сторона. Его население составляет сейчас почти 800 тыс. человек и постоянно растет. Город, и это признают местные власти, не был рассчитан на такой приток населения. Более того, поначалу предполагалось, что большинство людей, работающих в Абудже, будут жить в городах-спутниках. Денег на строительство таких городов-спутников, естественно, не хватило, поэтому они представляют собой разрастающиеся трущобы, которые иностранным туристам стараются не показывать.
Умный город-сад
В большинстве справочников мира столицей Малайзии числится Куала-Лумпур. Но это не совсем точно. С 2001 года местом пребывания всех федеральных органов власти страны является построенный специально для этого город Путраджая. Официально он называется административным центром Малайзии. Его построили по распоряжению премьер-министра Махатхира Мохаммада: он решил, что Куала-Лумпур слишком разросся и более не может выполнять столичные функции. Кроме того, для Мохаммада строительство Путраджаи было и политическим шагом: он хотел показать торжество национальной промышленности, а потому потребовал, чтобы город был построен малайзийскими компаниями, малайзийскими строителями и из малайзийских материалов. Мохаммад придумал и девиз города — "Город-сад, умный город".
На строительство города ушло шесть лет и $8 млрд. Переезд министерств и ведомств происходил по мере готовности площадей, поэтому какое-то время часть министерств еще находилась в Куала-Лумпуре, а часть уже работала в Путраджае. Город расположен на пути из Куала-Лумпура к столичному аэропорту, поэтому никаких транспортных проблем у жителей города и его посетителей нет. В городе проживает примерно 30 тыс. человек (против 1,9 млн. человек в Куала-Лумпуре).
Впрочем, блестящий проект Мохаммада оказался не совсем успешным. Город оказалось дешевле построить, чем содержать. Стоимость содержания — основная причина критики идеи Мохаммада. Кроме того, Путраджая, по мнению многих, слишком роскошна: для удовлетворения правительственных нужд не стоило строить такие огромные здания. Наконец, город находится лишь в нескольких минутах езды от Куала-Лумпура, и иностранные дипломаты пока не спешат тратить деньги своих налогоплательщиков для того, чтобы переехать в Путраджаю. "Зачем переезжать из финансового и делового центра, если в центр административный мы можем в любой момент быстро добраться? — говорит один из них.— Все равно практически все деловые встречи проходят в Куала-Лумпуре. Это просто бездумная трата денег".
Город-убежище
Когда в 2007 году в крупнейшем городе Мьянмы (Бирмы) Янгоне (Рангуне) начались самые серьезные за многие годы народные волнения и десятки тысяч буддистских монахов вышли на улицы, требуя отставки военной хунты, они не смогли донести свой гнев лично до бирманских генералов. Незадолго до этого все правительственные учреждения и, разумеется, первые лица государства перебрались в новый, специально построенный для выполнения столичных функций город — Найпьидо, расположенный в 500 км от бывшей столицы и из-за плохих дорог практически недоступный для восставших рангунских масс.
Официальная причина переноса столицы Бирмы — совершенный упадок, в который пришел Рангун из-за неумелых действий городских властей, отсутствия средств и почти неконтролируемого притока населения. Неофициальная причина — желание правящих в Бирме генералов находиться в максимальном отдалении от городов с большим населением, которое, как выяснилось вскоре, в любой момент может стать неуправляемым. Город-убежище строился как настоящий концентрационный лагерь. Поначалу сотрудникам министерств и ведомств, которые должны были в приказном порядке переехать в Найпьидо, строго запретили брать с собой членов семьи (потом, правда, это запрет был снят). Город, который был построен в 2005 году, до сих пор практически закрыт для иностранцев. Те же, кто туда проник, рассказывают самые невообразимые вещи. По словам одного из азиатских журналистов, побывавших в новой столице, город является "наилучшей гарантией защиты от смены режима, и его можно рассматривать как шедевр городской планировки, целью которой является исключительно борьба с "цветными революциями"". По его словам, в этом городе уличные протесты физически невозможны.
Город фактически разделен на "гражданскую" и "военную" зоны, при этом проход к военным и гражданским лицам строго ограничен. Сами члены хунты, по слухам, проживают в отдельном комплексе, расположенном в 10 км от города и совершенно закрытом для посещений. Отдельная торговая зона расположена рядом со зданиями министерств и ведомств. Торговцам не рекомендуется ее покидать. Магазинов и прочих объектов городской инфраструктуры не хватает. В городе запрещено пребывание иностранцев (за исключением специально приглашенных), запрещены видеосъемки, полностью отсутствует сотовая связь (по некоторым данным, генералы общаются друг с другом по рации). По словам одного из журналистов, побывавших в городе, даже сама дорога в город если не засекречена, то уж точно не очень легко определима: "Ты едешь по обычной грунтовой дороге, и вдруг в какой-то момент она превращается в шестиполосную автостраду, уходящую за горизонт. И при этом совершенно пустую". Из достопримечательностей — гигантский и полупустой зоопарк со специальным вольером для пингвинов (пингвины живы и здоровы), огромный и никем не посещаемый музей драгоценных камней и великолепные и пустые пятизвездные отели с едва ли не лучшими в регионе полями для игры в гольф. Кроме того, новая столица — единственное место в Бирме, где электричество подается 24 часа в сутки без перерывов. Город продолжает строиться. Возводится роскошный президентский дворец, здание парламента, новые дома. Тем не менее, по словам одного из местных жителей, "убежище" никогда не станет нормальным городом. "Он построен как военная база, ею и останется",— говорит он.
Александр ИЗЮМОВ. «Коммерсантъ-власть», 9 ноября 2009 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)