Правовой статус оралманов урегулирован на законодательном уровне
Начиная с 1991 года, наша республика приняла более 706 тыс. этнических казахов. Возвращение казахов на историческую родину является одним из важнейших направлений миграционной политики государства. В последние годы в Казахстане отмечается ежегодное увеличение этнических иммигрантов в рамках квоты иммиграции.
Правовую основу государственной миграционной политики Казахстана, помимо Конституции, составляют Закон РК «О миграции населения», указы Президента: «О Стратегии территориального развития РК до 2015 года» от 28 августа 2006 года и «О Государственной программе развития сельских территорий на 2004–2010 годы» от 10 июля 2003 года.
Также в 2007 году указом Президента страны утверждена Концепция миграционной политики РК на 2007–2015 годы.
В нынешнем году в миграционной ситуации прослеживается уменьшение притока переселенцев в Казахстан: прибыли 53,4 тыс. человек, что на 20% меньше прошлогоднего уровня. Основные страны исхода: Узбекистан (47% мигрантов), Россия (более 20%) и Китай (11%).
Переселение этнических иммигрантов регулируется установлением квоты, которая в последние годы составляла пять тысяч семей ежегодно. С нынешнего года в соответствии с поручением Главы государства квота иммиграции оралманов увеличена.
Более половины оралманов – лица трудоспособного возраста (54%), на долю детей до 18 лет приходится 41% и пенсионеров – около 5%.
По уровню образования, 33,1 тыс. чел. (9,2%) имеют высшее образование, более 5,2 тыс. чел. (1,4%) – незаконченное высшее. Каждый пятый – среднее специальное, 233,7 тыс. чел. (65%) – общее среднее образование и лишь около 14 тыс. чел. (3,9%) не имеют образования.
Правовой статус этнических казахов, прибывающих для постоянного проживания на историческую родину, урегулирован на законодательном уровне. Согласно статье Закона РК «О миграции населения», понятие «оралман» означает иностранец или лицо без гражданства казахской национальности, на момент обретения Казахстаном суверенитета постоянно проживавший за его пределами и прибывший в республику.
При въезде на территорию нашей страны указанные лица, как и другие субъекты иммиграции, обязаны зарегистрироваться в органах внутренних дел по месту постоянного или временного проживания по документам, удостоверяющим личность. Получение статуса оралмана – отдельная процедура, которая в последующем дает ему право претендовать на ряд льгот, предусмотренных для данной категории граждан.
Для этого заинтересованное лицо должно обратиться с заявлением о присвоении статуса оралмана и (или) включении в квоту иммиграции в территориальный орган Комитета миграции Министерства труда и социальной защиты населения РК. В случае невозможности личного обращения закон допускает обращение с таким заявлением от имени заинтересованного лица его представителя на основании нотариально заверенной доверенности.
Поступившее заявление рассматривается в двухмесячный срок. В обязательном порядке к заявлению должны быть приложены документы, исчерпывающий перечень которых утвержден Правительством республики. Лица, получившие статус оралмана, могут приобретать гражданство Казахстана в упрощенном порядке.
Официальный статус оралмана дает право на: помощь в трудоустройстве, повышении квалификации и освоении новой профессии; создание условий для изучения государственного и, по желанию, русского языков; отсрочку от службы в рядах Вооруженных сил в порядке, установленном законодательством республики; квоту для поступления в средние и высшие учебные заведения; места в школах, дошкольных учреждениях; пенсию в соответствии с законодательством Казахстана или международными договорами; пособие по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в соответствии с Законом РК «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан».
Оралманы также имеют право на специальные государственные пособия, согласно Закону РК «О специальном государственном пособии»; восстановление в гражданстве, право на компенсацию, установленные Законом РК «О реабилитации жертв массовых политических репрессий»; гарантированный объем бесплатной медицинской помощи в соответствии с действующим законодательством; государственную адресную социальную помощь в соответствии с Законом РК «О государственной адресной социальной помощи».
В настоящее время с учетом единовременного пособия, средств, выделяемых на аренду или покупку жилья, возмещения расходов по проезду и провозу имущества каждой семье, в среднем состоящей из пяти человек, государством выделяется 833 тыс. тенге.
В стране функционируют 14 центров временного размещения оралманов. С 2008 года начали работу центры адаптации и интеграции оралманов в Караганде, Шымкенте и с. Аксукент Южно-Казахстанской области. Ведется строительство типового центра адаптации в Актау.
В настоящее время в республике осуществляются проекты по решению жилищных вопросов этнических иммигрантов. Так, в Шымкенте реализуется план по переселению из Узбекистана около двух тысяч семей этнических иммигрантов. Для организации их компактного проживания на основе привлечения к строительству самих переселенцев и использования местных стройматериалов ведется сооружение двух тысяч коттеджей. В Алматы реализуется проект «Байбесік» по возведению 185 домов, в Сарыаркинском районе Астаны разработан план строительства микрорайона «Нурбесік».
Несмотря на предпринимаемые меры, система социальной поддержки оралманов требует дальнейшего совершенствования. Основная часть социальных выплат направляется на жилищную поддержку и переезд семей, включенных в квоту иммиграции. Не соответствует требованиям сегодняшнего дня механизм жилищного обустройства, вследствие чего около половины оралманов не имеют собственной крыши над головой.
Отсутствуют комплексный подход и координация действий органов государственного управления, занятых решением миграционных вопросов. По данным местных исполнительных органов, треть этнических иммигрантов трудоспособного возраста не занята трудовой деятельностью. Оралманы испытывают затруднения в получении профессионального образования, устройстве детей в дошкольные учреждения.
Все эти факторы предопределили разработку программы «Нурлы кош на 2009–2011 годы», утвержденной постановлением Правительства РК от 2 декабря 2008 года. Целью программы является рациональное расселение и содействие в обустройстве и интеграции этническим иммигрантам, бывшим гражданам Казахстана, прибывшим для осуществления трудовой деятельности на территории республики.
Также принимаются меры по совершенствованию миграционного порядка. Так, Министерством труда и социальной защиты населения разработан проект нового закона «О миграции». В нем определены механизм взаимодействия всех государственных органов по вопросам миграции, а также меры по повышению ответственности исполнительных органов власти. В ближайшее время законопроект будет представлен Правительством в Мажилис Парламента.
Марат БЕКЕТАЕВ, вице-министр юстиции Республики Казахстан. «Казахстанская правда», 3 ноября 2009 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)