Rambler's Top100

№ 397 - 398
9 - 22 ноября 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Газета» о российском рынке труда
«Новые известия» о возобновлении роста регистрируемой безработицы
«Российская газета» о замораживании размера пособия по безработице
«Газета» о пособиях по безработице для занятых у физлиц
«Газета» о влиянии образования на занятость в ЕС во время кризиса
«Эксперт» о пенсионном возрасте
«Ведомости» о софинансировании пенсий
«ИТАР-ТАСС» о проблемах инвалидов в России
«The Daily Telegraph» о реформе здравоохранения в США
«Газета» и «Ведомости» о начале вакцинации против свиного гриппа
«Русский репортер» о свином гриппе в России и мире
«Ведомости», «Business New Europe» и «Белорусские новости» о свином гриппе в России Украине и Белоруссии
«Sueddeutsche Zeitung», «Газета» и «Русская служба Би-би-си» о проблемах профилактики и лечения СПИДа в России
«Ведомости» об алкоголе и здоровье
«Коммерсантъ-власть» о «поколении кризиса»
«WSJ» о кризисе и крепости семей
«РБК» о миграции в мире
«Сельская жизнь» о проблемах миграции в России

«Российская газета» о предложении аннулировать разрешения на работу через 15 дней, если мигрант не заключил договор с работодателем
«Газета» о квотах для иностранных работников в Москве
«Новые известия» о самоорганизации иностранных работников
«Вечерний Бишкек» о проблемах человеческого развития и миграции в Киргизии
«Эксперт-Казахстан» о миграционной политике Казахстана
«Казахстанская правда» об оралманах в Казахстане
«Экспресс-К» о нелегальной миграции в Южном Казахстане
«Зеркало» о проблемах миграции в Азербайджане
«Наша версия» о работорговле в России и на постсоветском пространстве
«Трибуна» о семейной политике
«Аргументы и факты» о финансовой поддержке семей в России и других странах
«La Stampa» и «Daily Mail» об опасности увлечения репродуктивными технологиями
«Комсомольская правда» о мифах о вреде ЭКО
«Эксперт» о гендерном равенстве, в т.ч. в бизнесе
«Белорусские новости» и «Беларусь сегодня» о проблемах проведения переписи в Белоруссии
«Ведомости» о городах - моторах роста экономики
«Новые известия» о крупнейших городах
«Коммерсантъ-власть» о переносах столиц

… о проблемах миграции в России

Понаехали тут!

По разным данным, в России живут и трудятся 11-12 миллионов мигрантов. Впрочем, официально трудятся всего 4,5 миллиона. Остальные либо ищут работу, либо перебиваются случайными заработками. Кажется, они везде: метут улицы, водят автобусы, строят дома, сторожат, торгуют и вечно набиваются со своими услугами: "Хозяин, нет ли работы?" И отчего-то милосердие и сострадание стало покидать россиян. И все чаще слышишь ворчливое: "Понаехали тут!.."
Благо или зло мигранты - над этим вопросом, кажется, бьются с тех пор, когда границу пересек первый переселенец. Но ответа до сих пор нет. Видимо, у этой проблемы, как у медали, есть две стороны. Прежде всего, без мигрантов не обходится ни одна цивилизованная страна. В благополучной Швейцарии каждый четвертый трудоспособный житель - выходец из другой страны. В США мигрантов втрое (!) больше, чем в России. Но острой вражды между "коренными" и "некоренными" жителями нет. А вспышки вражды, случившиеся во Франции или Германии, имели не национальные, а экономические причины. У приезжих есть своя определенная ниша: они занимают те места, на которые охотников из местного населения нет. И во всем мире используют труд мигрантов с огромной пользой для себя. Но у нас, как всегда, свой особый путь: сам не "ам" и другим не дам.
В России жесточайший демографический кризис. Мы все последние годы теряем чуть ли не по миллиону человек в год. Рождаемость поднялась, но смертность не снизилась, причем в категории трудоспособного населения она даже подросла. Россиян косят болезни, алкоголизм, наркомания, суицид. Население катастрофически стареет, и скоро пенсионеров просто некому будет кормить. Какой выход из этого положения? Больше рожать? Не пить? Перестать раньше срока умирать? Все это скорее из области фантастики. А реальный путь пока все-таки один - воспользоваться приезжей рабочей силой. По России не хватает почти миллиона рабочих рук - В промышленности, строительстве, сельском хозяйстве. Есть регионы, где положение вообще катастрофическое. За последние 15 лет число жителей Дальнего Востока, например, снизилось на 1,5 миллиона человек - это численность населения Хабаровского края! Уезжают люди образованные, молодые, классные специалисты. Эксперты бьют тревогу: наблюдается социальная деградация территории и при сохранении этой тенденции создается реальная угроза национальной безопасности страны. Рядом Китай, где безработных больше, чем все население России. Тем не менее спасение региона именно в привлечении рабочей силы из соседней страны.
- Парадокс, но реальный источник трудовых ресурсов для развития дальневосточных территорий находится там, откуда, по мнению многих, исходят главные угрозы и вызовы, - считает директор АНО "Азиатско-Тихоокеанский институт миграционных процессов" Юрий Авдеев.
Программа по добровольному переселению соотечественников в регионы Дальнего Востока сегодня не работает. Число "добровольцев" не превышает нескольких десятков человек в год. Да и кто поедет? Здесь самый плохой в стране уровень обеспеченности жильем, медобслуживанием, низкий уровень доходов. Появились безумные идеи сдать в аренду Владивосток. Но так кардинально решать проблему тоже нельзя. Есть реальный способ исправить положение, и связан он с сельским хозяйством. В сельхозпроизводстве Приморского края занято сегодня менее 20 тысяч человек. При этом половина угодий не используется. Задача заключается в том, чтобы привлечь сегодня земледельческих переселенцев, дав им возможность в течение определенного срока наладить производство сельхозпродукции и экспортировать эту продукцию на рынки стран Северо-Восточной Азии.
- Только реализовав этот проект, край уже в ближайшие годы может получить прирост населения в 100 тысяч человек, - убежден председатель общественно-консультативного совета при УФМС России по Приморскому краю Сергей Пушкарев.
Значит, благо или зло мигранты, целиком зависит от нас, от того, как мы намерены ими распорядиться. Если организовать дело по-умному, "и овцы будут целы, и волки сыты". И то, что приезжие отнимают хлеб у россиян, - сущий бред. Они приезжают заработать деньги, чтобы прокормить свои семьи, а вовсе не за тем, чтобы пить или грабить. То, что среди мигрантов растет пре: ступность, тоже небылицы. По официальным данным, преступность мигрантов составляет всего 3,8 процента от всероссийской. Обществу сознательно внушают мысль о том, что мигранты - это криминальная среда. Между тем эту среду создаем мы сами - неумелой политикой, беззаконием, равнодушием, а то и полным беспределом.
- Не нужно морочить людям голову, - прямо высказался по этому поводу на недавней встрече с журналистами директор Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский. - Если объяснить "на пальцах": возьмем 100 преступлений - и только 3-4 из них совершают иностранцы, а 96-97 - россияне. И то большая часть от этих 3-4 процентов - преступления, связанные с подделкой документов или незаконным их использованием.
Ежу понятно, что сами приезжие документы себе не "рисуют", это услужливо делают те, кто давно свил на мигрантах свой бизнес. По всей стране действует огромная криминальная сеть, которая зарабатывает баснословные барыши - более миллиарда долларов в год! И хотя порядок регистрации давно на государственном уровне упрощен, занимает даже не дни, а часы, и стоит две сотни рублей, полная юридическая безграмотность приезжающих толкает их в объятия мошенников.
- У нас до сих пор нет никакой миграционной политики - вот в чем беда! - говорит начальник отдела по проблемам миграции Аппарата Уполномоченного по правам человека РФ Сергей Ягодин. - Семь ведомств официально занимаются проблемой мигрантов - это Федеральная миграционная служба, МВД, Минздравсоцразвития, Министерство по развитию регионов, Роструд, Красный Крест, органы местного самоуправления. А у семи нянек, известно, дитя без глаза.
По мнению специалистов, начинать надо с того, сколько вообще мигрантов нужно России. Эксперты провели такие расчеты. Если каждая женщина будет рожать по два ребенка (сейчас и одного не насчитаешься), если продолжительность жизни приблизится к 80 годам (сейчас 66 лет), то нам необходимо принимать по 700 тысяч трудоспособных людей "со стороны". Максимум мигрантов мы принимали в 90-е годы прошлого века, когда в Россию перебиралось по полмиллиона человек каждый год. Сейчас их гораздо меньше - 40-50 тысяч ежегодно. Но, как ни странно, и они вызывают резкий протест населения. И он нарастает.
- Почти 80 процентов граждан так или иначе затронуты ксенофобией - враждебным отношением к беженцам, мигрантам, людям другого этноса и другой культуры, - отмечает член Общественной палаты РФ Александр Брод.
Привычная фраза: "Понаехали тут!.." не так уж безобидна. За ней не просто недовольство, но часто страх, ненависть, экстремизм. Посмотрите, что пишут на заборах вместо привычных коротких бранных слов? Самый безобидный лозунг: "Россия - для русских!". Есть и похлеще, бывают и откровенные призывы к насилию. За словами - дело. Случаи преступлений на национальной почве растут с каждым годом: в 2004 году было 130 таких преступлений, в 2008 году - 460. За первое полугодие нынешнего года зафиксировано уже 266. За неславянскую внешность в супермаркете избили известную певицу Земфиру. Банды скинхедов гуляют по всей стране. Из стихийных группировок они структурируются в большие организации. По данным МВД, их уже сотни. Недавно судили банду "Белые волки", на счету которой более 20 убийств - все на национальной почве.
Однако наивно было бы полагать, что жертвы такого разгула будут молча терпеть издевательства. Действие всегда равно противодействию. И вот уже собирает силы "вся мигрантская рать". Появились "черные ястребы" - это в основном выходцы с Кавказа. Их лозунг: "Бей русских!".
- Общество на глазах дичает, - считает экономист и политолог Михаил Делягин. - Бесправные мигранты, живущие в нечеловеческих условиях, - почти рабы. Мы в XXI веке живем даже не в феодальном, а в рабовладельческом обществе, и наше молчаливое согласие с этим на нас влияет - мы морально перерождаемся.
- Создалась ситуация, когда проблемы миграции не решаются, а потому приобретают форму хронического заболевания, - считает председатель региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам Светлана Ганнушкина.
Пока мы не только не ищем лекарства от этого хронического заболевания, но, по сути дела, даже не поставили ему диагноз. Мы путаемся в терминах, называя мигрантов беженцами, не различая лиц без гражданства с вынужденными переселенцами - все валим в одну кучу, а потом хотим в ней же разобраться, разгрести.
Во всем мире существует строгая квалификация людей в миграционном потоке. Беженцы - это люди, которые находятся вне страны своей гражданской принадлежности или вне страны своего постоянного места жительства, имеют основания стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства. Есть категория лиц или группа лиц, которые вынуждены были покинуть свои дома в результате вооруженных конфликтов, нарушений прав человека либо катастроф. Их называют лицами, перемещенными внутри страны. Есть вынужденные переселенцы - это российское "ноу-хау", которого нет нигде в мире. В этом потоке трудовая миграция - особая статья.
- У этой миграции нет политических причин, - считает доктор социологических наук Владимир Мукомель. - В Россию едут в основном за "длинным рублем".
Рубль этот действительно длинный. По данным 2007-2008 годов (вместе с прогнозируемыми неучтенными деньгами, полученными от тех работодателей, которые уклоняются от налогов), общая сумма переводов от иностранных рабочих в свои страны составляет около 15 миллиардов долларов. Как сообщил директор ФМС Константин Ромодановский, в ходе специальных исследований подсчитали: каждый заработанный ими доллар приносит России около 6 долларов. То есть 1 доллар мы отдали, 6 получили. К сожалению, часто эти деньги идут мимо кассы. Нелегальное использование рабочей силы уводит их деятельность от налогов, приносит барыш одним работодателям. Однако проблема нелегальной службы худо-бедно решается: в прошлом году было выявлено 214 тысяч нелегалов - это всего 14 процентов. Другой вопрос - сколько не выявлено? На нелегальную миграцию местные власти просто закрывают глаза. Все знают, что работают цеха по пошиву одежды-контрафакта, копчению рыбы, выделке сыров и прочего. Знают - где. Но от проверок "подпольщики" почему-то ускользают. Почему - тоже ни для кого не секрет.
Кризис усугубил ситуацию с трудовыми мигрантами. На их места - дворников, водителей, строителей, нянь и прислуги - стали претендовать россияне. Но возникли непримиримые противоречия: наши не хотят горбатиться за гроши, работодатели не привыкли платить больше. И зачем им один соотечественник, если они легко могут нанять за те же деньги десять, например, таджиков. А раз так, жить нам в соседстве еще долгие годы. А значит, учиться терпимости, толерантности и политкорректности. По-другому никак нельзя, поскольку худой мир все-таки лучше доброй ссоры.

***
СФЕРА
приложения труда приезжих - строительство (30 процентов), торговля (несмотря на запреты, 40 процентов), транспорт (10 процентов), лесное хозяйство (10 процентов), промышленность (10 процентов). Сфера деятельности нелегалов - чаще всего услуги нянь, садовников, гувернанток, прислуги, сиделок, помощниц по дому, поваров - учету не поддается.

***
МЕЖДУНАРОДНАЯ
организация по миграции (МОМ) провела исследование российского мигранта и нарисовала его портрет. Приезжают в Россию на заработки люди 30-40 лет. На родине они зарабатывают от 10 от 50 долларов в месяц, в России - от пятисот и выше.

***
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
кризис изменил ситуацию с трудовыми мигрантами, но не сильно, как ожидалось. Только 3,8% опрошенных сразу после потери работы решили вернуться домой. Остальные, оставшись в России, используют несколько стратегий: ищут работу после увольнения (46,6 процента), берут в долг, чтобы переждать тяжелые времена (26,2 процента), продолжают работу на новых условиях (16,9 процента), ждут выплаты зарплаты и в целом улучшения ситуации (6,2 процента), отправились в поисках работы в другие регионы РФ (1,5 процента). Опрос проводился среди самой многочисленной группы мигрантов - выходцев из Таджикистана.

***
"РЕАЛЬНОСТЬ
такова, что положение мигрантов в России сейчас схоже с положением рабов в Римской империи. Люди низведены до уровня орудий. Если нужны рабочие руки, нанимают таджика, если нужно женское тело - "снимают" украинку. Сами по себе люди будто не существуют. Такова позиция нынешнего общества: абсолютное безразличие к тем, кто приезжает на заработки".

Ольга АКУЛОВА. «Сельская жизнь», 3 ноября 2009 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.