… об азербайджанских требованиях для трудовых мигрантов
Трудовые мигранты должны знать азербайджанский язык
Это, по мнению экспертов, уравняет шансы иностранцев и местных кадров устроиться на работу
Таджикистан заинтересовался азербайджанской методикой тестовых экзаменов. В связи с этим эта страна намерена прислать в Баку делегацию для изучения нашего опыта работы. Об этом "Эхо" сообщил директор Образовательного комплекса имени Гейдара Алиева, кандидат педагогических наук, доцент Рагим Гусейнов, который на днях участвовал в работе двухдневной международной конференции в Киеве на тему "Влияние результатов вступительных экзаменов на улучшение работы школ", где выступил с докладом. "Во многих странах есть своя действующая модель тестовой системы, но Таджикистан начинает с нуля и заинтересовался нашей моделью", - сообщил Гусейнов. Среди докладов любопытным оказалось сообщение об эффективности модели прибавочной стоимости в образовании, которая применяется в Англии и Польше. "Для того, чтобы процент успеваемости учеников был выше, совсем необязательно, чтобы школа была центральной, городской. На первое место по результатам мониторинга может выйти сельская школа, даже если его показатели будут ниже, чем у многих лицеев. В Польше и Англии проводят исследования, в ходе которых определяется коэффициент прибавочной стоимости (КПС) школ. Выявляется лучшая по успеваемости и в соответствии с КПС, педагогическому составу повышают заработную плату. Таким образом, каждая школа получает стимул к развитию. Это очень хорошая практика", - отметил Р.Гусейнов. В целом в мире наблюдается тенденция увеличения процента высшего образования. Однако в Азербайджане ситуация иная. "Например, у нас в стране, следуя логике выступающего представителя из Великобритании, прием абитуриентов должен осуществляться не на 25000 мест, а минимум на 50000. Потому что в прошлом году, например, заявления подали 100000 поступающих. А количество мест, как считают британцы, должно равняться 40-50% от числа выпускников школ. Но мы сегодня не готовы к увеличению мест в вузах, это приведет к возникновению больших проблем, и не только материальных", - заявил Р. Гусейнов. Нонсенс заключается в том, что количество поступивших в вузы и число окончивших их через 4 года прямо противоположно. Известно, что в 2006 году заявления подали 100000 человек, 23000 с лишним поступили, а сколько их окончит через 4 года? Не секрет, что учиться в азербайджанских вузах проще, чем поступить туда. Но за дипломом должно стоять образование. К сожалению, сегодня не каждый азербайджанский выпускник вуза может похвастаться солидным багажом знаний. Во всем мире же тенденция такова, что если на факультет права принимают 100 человек, то через 5 лет его оканчивают в два раза меньше учащихся. Остальные отсеиваются на каждом курсе обучения.
С другой стороны, сегодня в Азербайджане остро стоит проблема научных педагогических кадров, которая рождает проблему безработицы в стране в связи с необразованностью многих граждан. Сегодня наши специалисты не способны на должном уровне конкурировать с иностранными.
Между тем Европа обеспокоена нашествием иностранных трудовых мигрантов, особенно китайцев и индийцев, которые чаще всего с высшим образованием. Известно, что Китай уделяет особое внимание и соответствующе финансирует образование своих граждан. Чтобы как-то защитить свой рынок от трудовых мигрантов, в Польше обязательным требованием, предъявляемым иностранцу, является знание польского языка и истории государства. Это же правило есть и в других странах Европы.
Специалисты говорят, что и в Азербайджане должна быть разработана государственная программа по защите родного языка. Иностранцы, которые работают в республике, должны знать азербайджанский язык. Так у нашего специалиста будет больше шансов устроиться на работу, нежели у мигранта. Сегодня же у отечественных специалистов, не знающих английского языка, практически нет никаких шансов, устроиться на высокооплачиваемую работу в иностранные фирмы, офисы, гостиницы. Эти места заняты китайцами, японцами, вьетнамцами и другими иностранными гражданами, а могли бы принадлежать нашим, которые работают там же шоферами, дворниками, сторожами. Это, кстати, окажет определенную помощь и в реализации Государственной программы по занятости населения и борьбы с бедностью. Поэтому если мы не повысим уровень педагогических кадров в вузах, то вакантные места займут, образно говоря, китайцы.
По словам председателя Лиги по защите трудовых прав граждан Сахиба Мамедова, в Азербайджане не уважают один из атрибутов государственности - язык. "Мы пренебрежительно относимся к своим гражданам. Наша республика является участником международных конвенций по защите прав мигрантов и других нормативных актов и должна создавать условия для мигрантов. Но это не говорит о том, что мы не можем требовать от них знания государственного языка. А то, что бизнес-структуры и госструктуры не уважают язык - это вина государства".
По данным Центра правовой помощи мигрантам, в настоящее время в Азербайджане трудятся около 50000 трудовых мигрантов и только 5010 из них получили лицензию на свою деятельность.
Для Азербайджана трудовая миграция является актуальной проблемой и государство четко должно регулировать проблемы трудоустройства. У нас своих трудовых ресурсов больше, чем рабочих мест в стране, и при нынешней ситуации получается, что отечественные специалисты иностранным не конкуренты.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)