… о миграционных квотах и наших знаниях об экономике миграции
Квоты, взятые с потолка
В последнее время, пожалуй, наибольшие изменения произошли в сфере миграционного законодательства. Оно настолько сильно обновилось, что многие именуют эти изменения революционными. Однако, как и все новое, миграционное законодательство не лишено шероховатостей. О его плюсах и минусах размышляет член Совета Федерации, представитель от исполнительного органа государственной власти Чувашской Республики, заместитель председателя Объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений при Совете Федерации Владимир СЛУЦКЕР.
- Не ошибусь, если скажу, что миграционную политику и действия государства по регулированию вопросов в данной сфере надо рассматривать как неотъемлемую часть национальной политики, которая должна проводиться в России в целом. Поэтому подход здесь должен быть особенно осторожным, бережным и продуманным.
Прежде чем переходить к практическим действиям, важно определиться концептуально. Однако сейчас концептуальная база, по существу, отсутствует. А действия налицо.
Обратимся, например, к Постановлению Правительства РФ от 15 ноября 2006 года №683 "Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации". Фактически это нормативный акт исполнительной власти о введении квотирования объемов миграционных потоков, количества рабочих мест для мигрантов.
Впрочем, это не единственная квота. Другими постановлениями Правительства РФ установлено, что получить разрешение на работу в нашей стране могут порядка 6,3 миллиона иностранных граждан, из которых 6 миллионов - из безвизовых стран, а остальные - из стран с визовым режимом. При этом объясняется, что данные цифры определены из соображений занятости, необходимой ресурсной базы рабочей силы. Но, насколько мне известно, на региональном и федеральном уровнях никакой серьезной статистической работы, связанной с анализом и изучением рынка труда и миграционных потоков, не проводилось. А значит, неизбежны серьезные проблемы.
Начнем с того, что количество нелегальных иммигрантов в России сегодня находится на уровне 13-15 миллионов человек. При этом существует вполне оправданное мнение о том, что рынок труда для мигрантов не заполнен до конца. Введением квоты в 6,3 миллиона человек фактически ополовинивается миграционный ресурс, который уже находится внутри страны. К чему это приведет? Ответ на этот вопрос, к сожалению, достаточно очевиден.
Как известно, в США, Канаде, ряде стран ЕС в течение длительного времени проводится серьезная работа по изучению прогноза рынка труда. Это необходимо для принятия правильных решений в сфере привлечения специалистов и малоквалифицированных рабочих в те или иные сферы занятости, в профессиональные "ниши", в регионы, которые нуждаются в трудовых ресурсах. У нас такая работа отсутствует. Что мы хотим получить на выходе через несколько лет? С уверенностью этого сказать не может никто. Для чего же тогда в постановлениях Правительства указываются такие точные квоты? Почему именно 6,3 миллиона, а, например, не 6,5, не 5,8 и не 12,7? Об этом можно только догадываться.
Думаю, что, обращаясь к вопросам миграции, следует очень аккуратно подходить к политическим аспектам. И прежде всего никак не привязывать законодательное решение миграционных вопросов с предвыборным периодом.
К чему привели последние правительственные законодательные инициативы, ограничивающие доступ нелегальных мигрантов на рынок розничной торговли, известно. В частности, в Москве были вынуждены придумывать специальные методики для того, чтобы обойти федеральные нормативные акты, дабы предоставить дополнительный объем услуг жителям столицы и оживить рынки, которые опустели на 70 процентов.
Но если в Москве справились с трудностями, то совершенно неизвестно, как они будут преодолеваться, в частности, в регионах Дальнего Востока и к каким социально-политическим последствиям это приведет.
Надо всегда помнить, что миграционная политика - это эффективнейший инструмент геополитики в целом. И все что делается у нас в отношении мигрантов, неизбежно сказывается и на взаимоотношениях национально-конфессиональных, этнических групп, и на отношениях России с теми странами, откуда исходят миграционные потоки.
Наконец, повторю еще раз, необходимо четко определить, что миграционная политика - это составляющая часть национальной политики, которая должна быть понятна каждому гражданину нашей страны.
Никто в стране сегодня не занимается системным анализом текущей ситуации, составлением необходимых рекомендаций. Иными словами, в России нет такого органа власти, который бы взял на себя ответственность за разработку комплекса миграционных вопросов. Правда, при Совете Федерации работает Объединенная комиссия по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений, созданная по инициативе Председателя Совета Федерации Сергея Миронова. Она появилась не от хорошей жизни, а потому, что никакого другого межведомственного органа в данной сфере жизни сегодня не существует. Мы пытаемся интегрировать деятельность комиссии и руководителей соответствующих федеральных ведомств, например Министерства регионального развития. Только осуществляя такой комплексный подход, можно надеяться на осмысленное и правильное решение всех вопросов.
Записала Татьяна ВЛАДИМИРОВА. «Парламентская газета», 3 апреля 2007 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)