Кыргызстанский консул в Южной Корее Мирбек Эшалиев пришел в нашу редакцию. И... как бы приоткрыл дверь в одну из самых развитых стран мира.
- Мирбек, открытие нашего консульства в Республике Корея для многих прошло незамеченным, хотя, насколько мне известно, отношения между нашими странами имеют давнюю историю. К слову, в нашей стране работает не один южнокорейский инвестор.
- Консульство открылось в Сеуле ровно год назад. Возникает вопрос, чем мы занимаемся? Это прежде всего вопросы защиты прав наших граждан, организация двустороннего сотрудничества, выдача виз южнокорейским гражданам, выезжающим в Кыргызстан. Должен сказать, что количество туристов и бизнесменов, которым наша страна интересна, растет. И это радует. Однако пока даже нет основного межгосударственного договора о дружбе и сотрудничестве, имеется лишь совместная Декларация. Хотя Южная Корея входит в первую десятку самых развитых стран мира, а по темпам развития находится на шестом месте.
- Раз нет договора, видимо, торгово-экономические отношения оставляют желать лучшего?
- Задача консульства - восполнить этот пробел, выражаясь дипломатическим языком, обеспечить нормативно-правовую базу развития отношений. Ибо без защищенной юридической базы крупные южнокорейские компании, в том числе туристические, не могут быть представлены в Кыргызстане. Отсюда очень низкий уровень товарооборота. С тем чтобы как- то активизировать наши отношения, мы организовали официальный визит тогдашнего министра иностранных дел Аликбека Джекшенкулова, который встретился со всем высшим политическим руководством страны. Был подготовлен ряд проектов важных двусторонних соглашений, однако подписано только три - в области туризма, об установлении воздушного сообщения и программе сотрудничества между МИД.
- Сегодня довольно много наших граждан нелегально работают в Южной Корее, не ваша ли задача помочь им как-то легализоваться?
- Вы правы, наши граждане трудятся в промышленности и сельском хозяйстве, на рыболовных траулерах. Поэтому одним из основных направлений нашей работы мы посчитали получение лицензии от правительства Кореи на экспорт рабочей силы из Кыргызстана.
- Неужели в Корее такой дефицит рабочих рук?
- Дефицит существует. Из-за высоких темпов развития экономики постоянно не хватает около 300 тысяч человек, которые могли бы делать неквалифицированную работу. Недостаток, естественно, восполняется импортом рабочей силы.
- Какие страны являются поставщиками рабсилы?
- Это Китай - 30 тысяч человек, Индонезия - 22 тысячи, Вьетнам - 18 тысяч, Узбекистан - 7 тысяч, Монголия - 4,5 тысячи, Казахстан - 4,5 тысячи. Это те, кто работает легально, про нелегалов сказ особый, их тоже очень много.
- Вы можете назвать количество кыргызстанцев, работающих в Корее?
- По данным миграционной службы, их там около трех тысяч человек, и половина из них нелегалы.
- Для того, чтобы они стали "легалами", нужны двусторонние договоренности, значит, МИД должен шевелиться, или я не права?
- Скажу только об экономическом эффекте от легального экспорта рабочей силы в Южную Корею. Средняя заработная плата иностранного рабочего самой низкой квалификации - 1200 долларов. При этом, как правило, их обеспечивают бесплатным проживанием, питанием, спецодеждой. Если страна имеет возможность отправить сюда хотя бы 1000 человек легально, то она ежегодно получит от трудовых мигрантов около 10 миллионов долларов. Сумеем отправить не тысячу человек, а больше, денежные поступления соответственно вырастут. И будут работать на экономику Кыргызстана.
Заметьте, зарплата в Южной Корее выше, чем в России, тем более отношение к иностранцам здесь человеческое, уважительное, нет опасности подвергнуться насилию. И это, не говоря о том, что в Кыргызстане снимается проблема с безработицей, рабочий получает возможность кормить свою семью. С этого года в Южной Корее вводится новая система отбора рабочей силы из-за рубежа. И если раньше набором гастарбайтеров занимались профсоюзы, то сейчас этим намерено заняться само правительство.
- Кыргызстан попадает в число стран, которым разрешат на легальной основе ввозить гастарбайтеров?
- На первом этапе в конце марта правительство Южной Кореи определило 8 стран, откуда будет импортироваться рабочая сила. Это Филиппины, Вьетнам, Монголия, Пакистан, Узбекистан, Шри-Ланка, Индонезия, Таиланд. К сожалению, Кыргызстан не вошел в их число.
- Каковы причины?
- Все очень просто: мы сами не доработали многие вопросы. По словам южнокорейских специалистов, наш Госкомитет по миграции и занятости не занимается целенаправленной подготовкой, обучением и отправкой рабочей силы за рубеж, как это делают, например, в Минтруда Узбекистана. Увы, Госкомитет ограничивается только выдачей лицензий частным компаниям, которые занимаются отправкой наших граждан в Россию и Казахстан. Кстати, почему Узбекистан вошел в число перечисленных стран? Потому что сам президент Ислам Каримов во время официального визита решал вопрос получения лицензии. Президент Монголии лично пригласил президента Кореи Но Му Хена посетить Улан-Батор, в итоге переговоров Монголия также получила лицензию.
- Выходит, все заинтересованные в экспорте своей рабочей силы действуют на очень высоком уровне?
- Так и есть, поскольку экономический эффект для государства-отправителя огромен. После визита Джекшенкулова Кыргызстан включен в список стран-кандидатов.
Другое приоритетное направление сотрудничества: привлечение южнокорейских инвестиций, в основном строительных компаний, в Кыргызстан. По объемам строительства за рубежом Республика Корея занимает одно из первых мест в мире. В настоящее время одна из южнокорейских стройкомпаний "Артис Глобал" уже вошла на наш рынок с суммой прямых инвестиций 80 миллионов долларов. Многие другие компании намерены отследить, как пойдет бизнес "Артис Глобал", чтобы сделать для себя соответствующие выводы.
Анара СОЛТОЕВА. «Вечерний Бишкек», 3 апреля 2007 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)