Ровно месяц назад вступило в силу новое миграционное законодательство. Первые итоги его применения подвели вчера эксперты, представители правительства Москвы и сенаторы. «Мы поторопились, принимая законы, касающиеся мигрантов, - признался член Совета Федерации Владимир Слуцкер, - у них слишком много недостатков». Главный пробел, по мнению экспертов, - это отсутствие региональных квот для трудовых мигрантов.
Новое законодательство, вступившее в силу 15 января этого года, с одной стороны, предусматривает повышение штрафов в отношении работодателей, приглашающих на работу нелегалов, с другой - упрощает процедуру выдачи разрешений на работу. «За месяц Федеральная миграционная служба только в Москве поставила на учет 108 тысяч мигрантов, 31 тысяче человек было выдано разрешение на работу. Пока соответствующие документы мы выдаем всем желающим, конечно, если человек не совершил правонарушений и не находится в розыске», - заявил председатель Комитета межрегиональных связей и национальной политики правительства города Москвы Алексей Александров. Он признался, что пока выдача разрешений производится без учета установленных квот в размере 6,3 млн. человек из безвизовых стран: «Минздравсоцразвития должно было подготовить квоты для всех регионов еще до конца декабря, но никаких цифр до сих пор мы не получили. И выдаем разрешения исходя из того, что Москве необходимо не более 700 тысяч трудовых мигрантов из стран СНГ».
Упрощенная процедура выдачи разрешений на работу только на первый взгляд может показаться либеральной и демократичной. На самом деле правительство, разрабатывая данный законопроект еще в ноябре прошлого года, говорило о распределении 6,3 млн. рабочих мест, выделенных в соответствии с квотой среди тех, кто обладает дефицитной для России специальностью и подходящим уровнем квалификации. «В Канаде и США, где также существуют квоты, созданы многочисленные исследовательские центры, проводящие постоянный мониторинг рынка труда и составляющие долгосрочные прогнозы. У нас аналогичной структуры нет. Непонятно не только то, какие именно специалисты нужны в каких регионах, но и откуда возникла это загадочная цифра 6,3 млн.!» - возмутился Владимир Слуцкер.
Еще одна проблема, с которой все чаще сталкиваются регионы, - опустение рынков и, как следствие, резкий скачок цен в розничной торговле. Только в Москве, по словам Александрова, до 50% рыночных прилавков опустели 15 января. «Более половины мест на рынках мы зарезервировали за отечественным товаропроизводителем, но, как оказалось, наши сельчане не любят стоять за прилавком. Мы даже думаем о возврате к потребкооперации, иначе 1 апреля, когда последний мигрант исчезнет с рынков, многие из них придется закрыть», - отметил Александров.
Выслушав других участников круглого стола, Владимир Слуцкер настолько разгорячился, что даже назвал принятое миграционное законодательство «политическим популизмом» и призвал правительство «как можно быстрее принимать конкретные решения по его корректировке».
Правительство Москвы уже подготовило свои предложения. Они предусматривают введение административной ответственности для тех, кто сдает квартиры нелегалам, усложнение процедуры отбора иностранных рабочих перед выдачей им трудовых карт и заключение соглашений со странами СНГ об обмене трудовыми ресурсами. Этот пакет поправок пока относится только к столице, но Александров считает, что подобные поправки необходимо принять по отношению ко всем регионам.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)