Корреспондент “МК” окунулся в гущу движения чайлд-фри — свободных от детей
Дарье 26 лет. Работает юристом. Третий год замужем. Счастливо. В ее планах на ближайшие полгода — завершить работу над кандидатской диссертацией и начать свой собственный учебник по конституционному праву РФ. Уже сейчас они вместе с мужем подумывают о предстоящем отпуске. Но не о декретном. Обзаводиться детьми пара не собирается. Ни в ближайшем будущем, ни в далеком. Никогда. Дарья, как и ее супруг, убежденные чайлд-фри (от английского child-free — свободный от детей).
По мнению социологов, каждая десятая бездетная семейная пара в России отказывается сегодня от радостей родительства не потому, что бесплодна, а из-за того, что сама так хочет. С каждым днем чайлд-фри становится у нас все больше.
“У меня не было желания рожать задолго до того, как я узнала, что не одинока в этом, — признается Дарья. — Все пыталась искусственно культивировать в себе инстинкт материнства, пока не поняла, что это бесполезное занятие. А когда я случайно наткнулась в Интернете на сообщество чайлд-фри, была просто счастлива. Я не одна такая! Ведь от настойчивых вопросов знакомых — когда родишь? — потихоньку начинает ехать крыша...”
* * *
45-летнюю администратора салона красоты Ирину Ивановну все клиенты до сих пор ласково называют Ирочкой и не верят, что она молодая мама двух взрослых дочерей. Старшей — 27, младшей — 22. Мама, которая не хочет становиться бабушкой. Она советует уже замужним дочерям ни при каких условиях не обзаводиться потомством.
— Я убеждена, что приводить невинные души в этот страшный мир, где то теракты, то авиакатастрофы, жестоко, — заламывая руки, рассуждает она. — Да и не факт, что в старости мои дети принесут мне стакан воды. Посмотрите, сколько одиноких стариков вокруг! А ведь у многих есть дети… Я теперь, когда дочери выросли, понимаю, как же это классно — жить для себя!
Ее ровесницы родом из советского прошлого, не заставшие эпоху памперсов и армии нянек, порой соглашаются с этим мнением.
Современное сообщество ЧФ — холеные, успешные, обеспеченные молодые люди, едва ли помнящие, что такое молоко по талонам и многометровые очереди за хлебом, — замешано явно на других ингредиентах. Им-то чего не хватает для воспитания нового гармоничного поколения?..
* * *
Девушка с интернет-форума ЧФ. Общается с себе подобными под ником Ola. У нее “большое горе” — она беременна от любимого супруга. Рожать не хочет категорически. “К несчастью”, муж ее взглядов не разделяет. Семья на грани распада. В форум она пришла за советом. И ей посоветовали. Либо не рожать совсем (“мужей много, а ты у себя одна”), либо, если уж решила обзавестись потомством, не кормить ни при каких условиях ребенка грудью. Иначе обязательно проснется материнский инстинкт. И сообщество лишится верного соратника и борца с демографией.
Кстати, примкнуть к сообществу этих людей очень просто. Нужно зарегистрироваться в “Живом журнале” в Интернете и оповестить соратников о своем явлении громким антидетским лозунгом. Чем-то вроде “Спасай планету от мерзких карапузов!” — или “Мы с мужем счастливы, потому что нас только двое!”.
На интернет-форумах чайлд-фри тусуются люди в возрасте от 20 до 35 лет. Чаще всего жители мегаполисов. Среди чайлд-фри много психологов, преподавателей, юристов, программистов, биологов. Женщин больше, чем мужчин. Как правило, это замужние дамы, имеющие высшее образование, высокооплачиваемую работу и... несокрушимое убеждение, что дети — вселенское зло. И они только мешают радоваться жизни. К тому же опустошают кошельки.
— Сегодня слишком много людей обзаводятся младенцами, не задумываясь, как будут выплывать дальше из финансовой трясины. Я за осознанный подход к этому делу, — считает 27-летняя ЧФ Алина. — Потому что детей я, пусть неожиданно прозвучит, люблю. Но что касается меня, то я лучше заведу себе котенка…
У 32-летней Жени другие причины считать себя убежденной ЧФ.
— Лично я вообще не очень люблю людей, — объясняет она. — Дело в том, что от людей я устаю. Меня безумно напрягает даже общение с родителями — хотя я их просто обожаю. И с мужем мы общаемся довольно дозированно, потому что 24 часа бок о бок — это слишком душно даже для самой огромной любви.
* * *
Конечно, чайлд-фри не бегают по улицам со своими лозунгами “Долой потомство!”. Проще всего отыскать их в виртуальном пространстве. Здесь не надо притворяться, что ты такая же, как все, и можно не скрывать своих истинных взглядов.
— В реальной жизни встретить единомышленников чайлд-фри гораздо сложнее, — считает одна из наших героинь, Дарья. — Это не те убеждения, которые откроешь близкой подруге. Наше общество привыкло “любить” детей. А на деле их мамы довольствуются крошечными пособиями, им даже не уступают место в метро. Вы все — ЧФ. Просто не признаетесь в этом. Мы-то по крайней мере не лицемерим!
Атмосфера в виртуальном пространстве, свободном от пеленок и детского питания, сбивает с толку уже в первые минуты. Здесь с восторгом обсуждается 68-летняя столичная ЧФ по имени Антонина. “Живет она одна, муж умер год назад. Детей никогда не было. Выглядит прекрасно. Работает в библиотеке и получает небольшую пенсию. У женщины есть большой черно-белый кот и рыжая дворняга. И вообще, она счастлива”, — захлебывается блог идиллической с точки зрения ЧФ историей жизни.
Вот он, образчик красивой и правильной старости. Да — Жучкам. Нет — внучкам.
Сайт бурлит от эмоций.
“Я как честный налогоплательщик категорически против кормить чужих детей. Потому что качество этих детей мне неизвестно. Может, из них вырастут воры и убийцы, предатели и хамы, и я совершенно не для того работаю, чтобы платить из своего кошелька их родителям за такое воспитание”, — считает один из мужчин-ЧФ.
“Если муж заведет дитя от другой женщины или усыновит, я возражать не стану. Его право. Главное — чтобы, несмотря ни на что, стиль моей собственной жизни остался прежним!” — откровенно строчит другая молодая особа.
“Вы получаете беспомощное существо, которое попросту умрет, если вы недодадите ему внимания. Оно орет, пищит, вопит, хрипит и визжит. Оно обделывается каждые полчаса. У него пучит живот, поднимается температура или просто ему хочется на руки. Вас задолбало его туда брать. Но оно неспособно даже держать голову, и, если его держать неправильно, голова запросто повиснет, и оно сломает себе шею”, — рассуждает еще одна ЧФ.
“Дети — это оно, средний род!” — на этом сходятся здесь многие.
* * *
Обычно “свободные от детей” категорически отрицают, что испытывают патологическую ненависть к этим маленьким человечкам. Некоторые даже помогают детским домам и малюткам, оставшимся без попечения родителей. Во всяком случае, они так утверждают. Другие подумывают на досуге усыновить кого-нибудь несчастного. На манер Анджелины Джоли, которая еще совсем недавно заявляла о том, что не хочет рожать своих детей, пока в мире страдают миллионы чужих. Впрочем, как показало время, это совсем не помешало ей обзавестись дочерью от Брэда Питта.
Представители этого сообщества – за здоровую контрацепцию. Самые непримиримые даже готовы решиться на добровольную стерилизацию, но жалуются, что медики отказываются ее делать. “МК” позвонил в одну из платных гинекологических клиник. — Можно у вас сделать стерилизацию?
— (Многозначительная пауза.) Мужчине? — Нет. Женщине. Конкретно мне.
— Подобные услуги молодым девушкам не оказываем.
Звонок в другую клинику — и тот же диалог. Только еще в более категоричной форме:
— Вы бы хоть узнали сначала, куда звоните! Это же Центр репродукции и планирования семьи, а не то, что вы там себе напридумывали!
— Да, стерилизацию делаем, — наконец неохотно признались “МК” в одной из клиник, — но вам откажем. Молодая вы — по голосу слышу. Мы, девушка, имеем право стерилизовать только женщин старше 35 лет, имеющих к тому же не менее двух детей. Ну и что с того, что вы вообще детей не хотите? Сегодня не хотите, завтра передумаете, а нам отвечать. — Не передумаю. Я — убежденная чайлд-фри.
— Насмотрелись мы на вас, убежденных. Даже взрослые женщины порой жалеют о стерилизации. Эта процедура необратима. А жизнь ведь такая сложная штука… Одна наша пациентка с мужем развелась. Вышла снова замуж, а новому супругу детей подавай. Вот и все ее убеждения закончились. Предохраняйтесь лучше! (Короткие гудки.)
Так что стерилизацию без медицинских показаний официально молодым женщинам в России не сделать. Те же ЧФ, которые умудрились все же стать бесплодными, называют цену своей “свободы” — 2 тысячи евро за операцию.
* * *
Себя, без лишней скромности, ЧФ величают одним из мощных механизмов регулирования численности “расплодившегося до чертиков человечества”. — Я не думаю, что причина распространения идеи ЧФ кроется в инфантильности нового поколения, — считает Евгений Шапошников, профессор психологии, доктор медицинских наук, врач-нейропсихотерапевт. — Эта социально-психологическая характеристика не влияет на потребность продолжать свой род. Хотя, безусловно, приверженцы идеи отказа от детей выделяются на фоне остального социума мировоззрением, философией жизни, социальным статусом. Главное отличие их стиля жизни — эгоизм и эгоцентризм. 20—30% склонны к аутизму. Социально ЧФ почти всегда состоявшиеся люди, карьеристы. Тенденция к бездетным бракам более распространена среди мужчин. У женщины стимул и импульс к рождению ребенка заложен на уровне физиологии.
Во все века считалось, что женщина, не ставшая матерью, в чем-то ущербна. В то время как бездетный мужчина, особенно если он здоров и богат, воспринимался как завидный жених. Сегодня степень отторжения обществом людей, не имеющих потомства, уменьшилась. Особенно стремительно вековые традиции рушатся в мегаполисах. ЧФ — наглядное тому подтверждение. Это “болезнь” постиндустриальных стран, которая в будущем, по мнению психологов, станет только прогрессировать.
В высокоразвитых странах Северной Европы и в США ЧФ проявляют себя скорее не пустыми болталками в “лайф-журналах”, а как оппозиционное политическое движение, с которым государство борется путем введения солидных пособий для матерей. То есть ЧФ реально помогают своим идеологическим противникам — тем, кто уже успел или только собирается стать родителями. А пока для привлечения в свои ряды новых сторонников и пропаганды бездетности ЧФ придумывают креативные эмблемы — от ветки сакуры, которая цветет, но не плодоносит, до орущего младенца, жирно перечеркнутого крест-накрест.
Российские чайлд-фри отстаивать свою позицию в реальной жизни, превратившись в официальное общественно-политическое движение, пока не спешат. Наверное, некогда: семья, муж, котенок...
Даша ДОБРИНА. «Московский комсомолец», 28 ноября 2006 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)