Квоты на миграцию: Госплан учитывает все, кроме реальности
Тот, кто первым предложил государственные квоты на прием иностранцев, наверное, истово верил в торжество разума и порядка, без поправок на неопределенность, без поправок на коррупцию и бюрократию. Судя по результатам, из всех ограничительных мер трудно придумать более бессмысленную. Россия тридцатикратно перевыполняет годовой план по приему гостей, волей-неволей заменяя демографические проблемы межэтническими.
Плановый беспорядок
Правда, в последнее время за миграцию с демографией взялись всерьез и с другого бока, поощряя возвращение русскоязычных из ближнего и прочего зарубежья. На Всемирном конгрессе соотечественников президент Путин обещал им всяческое содействие в легализации и трудоустройстве.
Но об этом новом курсе чуть позже; поворот власти лицом к "родным" иммигрантам на практике себя еще не проявил, находится в стадии программных документов и разработок.
Зато во всей красе неэффективности проявили себя ограничительные меры, система квот, которой на протяжении последних лет пытались сдержать приток иностранных рабочих и поселенцев. Цифры - одно, действительность другое; этот механизм не дал ничего, кроме нелегально-миграционного хаоса, расцвета мздоимства и спекуляции.
Миграционные квоты - это ежегодная всероссийская разнарядка: из каких стран и сколько гастарбайтеров принимаем в целом, сколько отмеряем на каждый регион. В 2006 году общее число по России определено в неполных 330 тысяч рабочих мест. То есть на всю страну - треть миллиона. А сколько их, иностранных граждан, трудится у нас в стране на самом деле - не на бумаге, во плоти? От десяти миллионов и выше, по данным Федеральной миграционной службы. То есть на каждого официально зарегистрированного и оформленного иностранца приходится двадцать-тридцать нелегалов.
Если между размером квот и масштабом иммиграции и есть связь, то она обратно пропорциональная. Когда квоты снижают, поток просто переходит в нелегальный сектор со всеми его прелестями, с бесправием и криминалом. Кстати, для раздумья: прошлогодний лимит разрешений по Петербургу (десять тысяч мест на весь пятимиллионный мегаполис) наниматели иностранцев не выбрали полностью. Хотя стройплощадки и торговые ряды на рынках от этого не опустели.
Как считают в бизнесе, система квот и разрешений запрограммирована на то, чтобы плодить нелегалов. Нанимателю иностранной рабсилы, не вхожему к чиновникам с черного хода, нужны железные нервы и огромное количество лишнего времени. Оформить все честь по чести - это от трех до шести месяцев мороки и стопка бумаг толщиной в руку. А разрешение выдается на год, то есть вслед за его получением нужно вновь начинать всю бодягу по новой. Можно еще обратиться к профессионалам, которые возьмут с нанимателя за решение вопросов с ФМС по 10-20 тысяч рублей с каждой трудовой единицы.
Можно и не обращаться. Откупаться от проверок выходит дешевле и проще. Говорят, что, когда милиция прихватывает строительную бригаду из нелегалов, возвращение их на объект стоит хозяину пятьсот рублей за "душу".
Закон суров, но бессилен
Однако сейчас расценки должны увеличиться пропорционально новым драконовским мерам. "Партия власти" проводит в Госдуме уже принятый в первом чтении закон, по которому хозяин строительной фирмы заплатит за каждого нелегала штраф в полмиллиона рублей. А владельцам рынка не оформленный, как положено, торговый работник обойдется в 800 тысяч рублей. Можно трубить победу над хаосом? Вот примут закон окончательно, вот вступит он в действие, и будет... И будет пшик. Меры ужесточают не в первый раз. Какая разница, сколь тяжела длань закона, если карать ею некого? За пойманных на стройке нелегалов генподрядчик не в ответе: единственное, за что можно привлечь фактического работодателя, так это за нахождение на его территории посторонних лиц - почувствуйте разницу. А с кого драть за использование незаконного труда, кто официальный наниматель? Субподрядчик, рекрутинговая фирма-однодневка. Эта имитация нещадной борьбы с нелегалами длится уже несколько лет.
Спросите у Кейнса
В октябре министр здравоохранения и соцразвития Михаил Зурабов призвал перейти на новую систему квотирования, по образцу европейской: ограничивать приток низкоквалифицированной рабочей силы, но приглашать без лимита представителей высоких технологий (и высокой культуры). Разнарядку по регионам, видимо, предполагается сохранить в том же виде.
Бывает механизм, который нельзя улучшить по причине его изначальной ущербности. Вместо возрождения института лимитчиков разумнее приспособить к миграционной политике идею кейнсианства - экономическое стимулирование. Если гибкой системой налогов и льгот можно регулировать положение в различных секторах экономики, то и в случае с мигрантами можно тем же способом влиять на их состав и географию расселения. Бесплатная легализация в "депрессивных" регионах и непомерно высокий сбор в "богатых". И такой же дифференцированный подход к потенциальным работникам разной квалификации: льготы, или полный отказ, или налоговый барьер. Вот вам и источник средств на соцгарантии, на контроль, на выдворение нежелательных личностей.
Самораспределение
Кстати. Именно такой механизм самораспределения по регионам - только не фискальный, а поощрительный - задуман в новой программе репатриации. Согласно Указу "О мерах по оказанию содействия по добровольному возвращению в РФ соотечественников", Россия готова взять на себя часть их расходов: компенсировать затраты на переезд к будущему месту проживания и на оформление документов на территории России, выплатить единовременное пособие, а в некоторых случаях государство может частично или полностью возместить расходы на детский сад, школу, лечение, поиск работы. Места приема "возвращенцев" разделят на три категории. Те, кто выберет благополучный регион, не смогут рассчитывать на материальную помощь государства. На территориях, где реализуются крупные инвестпроекты, им выплатят только подъемные. А полную предусмотренную программой господдержку они получат только в случае расселения на стратегически важных приграничных территориях. Судя по сходству, за образец при разработке положений президентского указа было взято германское законодательство: там много лет назад отработан порядок приема, поддержки и обучения репатриантов.
А почему иностранным рабочим нельзя установить зеркально схожий порядок самораспределения - "фильтры", налоги и штрафы в зависимости от региона? Кто хочет зарабатывать в Петербурге, а не в Кургане - в добрый путь, если захочет пополнять "миграционную" казну по двойному тарифу. И никаких вам лимитов, с неизбежной бюрократией в придачу. Что мешает отказаться от административной разнарядки?
Мешает инерция. В сознании уже на генетическом уровне укоренилась привычка к госплану. И еще подражательный рефлекс понуждает: как же, квоты применяют в Европе...
Применяют. Но без особого успеха, судя по межкультурным столкновениям, "турецким кварталам" Берлина, умножению нахлебников. Или что немцам отрава, то россиянам лекарство?
P.S. Программа репатриации, как объясняют в Петербургском Управлении ФМС, это пока лишь предварительный костяк, на который нужно наложить конкретные мероприятия и нормативные документы.
Во что она выльется в своем конечном воплощении и насколько массовым будет возврат русскоязычных домой - остается вопросом. На материальной помощи многие захотят погреть руки. Нет такой благой идеи, которую нельзя извратить и изгадить.
Дмитрий ПОЛЯНСКИЙ. «Тайный советник», 20 ноября 2006 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)