Rambler's Top100

№ 255 - 256
4 - 17 сентября 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Новые известия» о вкладе властей и СМИ в разжигание ксенофобии
«Газета» о киберэкстремизме
«Коммерсантъ» о ксенофобии и безразличии
«Российская газета» о ксенофобии в России
«Российская газета» и «Время новостей» о конфликте в Кондопоге
«Независимая газета» о прогнозировании нацконфликтов в России
«Российская газета» о нововведениях в российской миграционной политике
«Газета» об ожиданиях от новых миграционных законов
«Российская газета» о нелегальной миграции и миграционной амнистии
«Gazeta.kz» о легализации трудовых мигрантов в Казахстане
«Эксперт», «Труд» и «Российская газета» об иноэтничных мигрантах в России и Москве
«Коммерсантъ» и «Российская газета» о миграции в мире
«Gazeta.kz» о миграционной политике Китая
«Российская газета» об иммиграции в Великобритании
«Российская газета» об иммигрантах в Испании
«Эксперт » о словацких сиделках в Австрии
«Новые известия» и «Труд» о миграционных предпочтениях россиян
«Украинская правда» о русском языке на Украине
«Независимая газета» о евреях в Китае
«Би-би-си» о демографических проблемах России

«Ведомости» о том, как потратить материнский капитал
«Новые известия» о жилье для молодых семей
«Время новостей» об образовании и рынке труда
«Российская бизнес-газета» о телеработе
«Коммерсантъ» о неравенстве
«Московский комсомолец» о доходах и расходах в разных странах
«Новые известия» и «Российская газета» о среднем классе
«Труд» о положении инвалидов в России глазами Сергея Миронова
«Итоги» о проблеме СПИДа
«Человек и труд» о СПИДе на рабочем месте
«Полит.ru» и «Труд» об отравлениях суррогатным алкоголем
«Новые известия» о потеплении и паразитарной заболеваемости
«Время новостей» о здоровье россиян
«Известия» о детской заболеваемости
«Время новостей» о положении детей заключенных мам
«Welt am Sonntag» и «Известия» о проблемах суррогатного материнства
«Новые известия» о брачных контрактах
«Газета» о религиозности россиян
«Коммерсантъ » об исламе в мире
«Время новостей» о вечной молодости и инфантильности

… о нелегальной миграции и миграционной амнистии

Амнистия с видом на жительство

Если нелегалы не преступники, зачем держать их за решеткой?

В коридоре Боткинской больницы лежит сухонькая пожилая узбечка, а рядом с ее кроватью в кресле молодой милиционер читает газету. Он охраняет "нелегалку", чтобы не сбежала.
Эту сцену довелось наблюдать через несколько дней после посещения вместе с Уполномоченным по правам человека Владимиром Лукиным московских спецприемников. В одном из них мы и познакомились с этой "нелегалкой" Розией Атаджановой из Хорезма. Она тогда безутешно рыдала и на все расспросы отвечала односложно: нужно найти ее дочку... Номер мобильника, записанный у нее на бумажке, был наглухо заблокирован. На следующий день дочь мы нашли, но мать с приступом уже увезли из спецприемника в Боткинскую больницу. Конечно, в сопровождении милиционера.
При всей своей экзотичности такая ситуация вполне органично вписывается в стиль того абсурдного спектакля, который называется "Борьба с нелегальной миграцией".
В последние пять лет, когда проблема миграции находилась в ведении милиции, приоритетом миграционной политики считалась именно борьба с нелегалами. Однако это была лишь видимость борьбы, поскольку резко ужесточившееся в 2002 году миграционное законодательство превратило в нелегалов миллионы наших соотечественников, приехавших законно, по безвизовому режиму, а теперь они стали "иностранцами", и милиция могла штрафовать и третировать их на каждом шагу. Честно, без взяток, легализоваться в России стало практически невозможно. Зато криминальные "гости" с легкостью получали и регистрацию, и паспорт. А вот добропорядочные трудовые мигранты множили ряды нелегалов.
Сегодня, по оценкам Федеральной миграционной службы, в России около 10 миллионов нелегальных мигрантов. Самые невезучие из них попадают в спецприемники, которые называются торжественно и чинно: центры для содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению или депортации (ЦСИГ). В Москве работает 8 ЦСИГов, такие есть и в каждом регионе России. Уполномоченный Лукин в сопровождении правозащитников и журналистов посетил два московских центра. Репортажи об этой акции дали (с повтором) все центральные телеканалы, информагентства и газеты. Всего 60 выступлений СМИ, и в каждом упоминалась "иммиграционная амнистия" (так в мировой практике называется легализация упрощенным способом сразу большого количества мигрантов, не имеющих правового статуса).
СМИ подавали как сенсацию: Лукин "подвел нелегалов под амнистию". Писали, якобы Уполномоченный, "поддавшись душевному порыву", предложил амнистировать "всех подряд" и "прямо сейчас". Ничего подобного не было. Во-первых, не столь эмоционален российский омбудсмен, чтобы сгоряча предлагать решения. А во-вторых, о каком экспромте может идти речь, когда Лукин вместе с правозащитниками уже пятый год пытается "пробить" идею иммиграционной амнистии.
Впервые о необходимости такой амнистии публично заявил Всероссийский чрезвычайный съезд в защиту мигрантов еще в июне 2002 года. Но резолюция съезда не возымела действия, и вновь принятые бессмысленно жестокие законы вместо того, чтобы упорядочить миграционную стихию, только усугубили хаос. А в 2003 году уже президент Путин с тревогой говорил о судьбе четырех миллионов наших соотечественников, которые давно переселились в Россию и успели интегрироваться, но из-за разных бюрократических препон не могут получить правового статуса.
"Лучший способ борьбы с нелегальной миграцией - это легализация", - под таким девизом в 2004-м в здании ФМС прошел "круглый стол" общественных организаций. Его результатом стало создание при Уполномоченном Лукине экспертной группы по разработке концепции иммиграционной амнистии. В этой группе успешно работали авторитетные ученые, юристы, а также представители госорганов.
В мае прошлого года проект был разослан, как положено, во все заинтересованные министерства и ведомства. Вскоре проект обсуждался в Белом доме трехсторонней комиссией под председательством вице-премьера Жукова и был в целом одобрен. А в декабре ФМС провела в 10 регионах эксперимент быстрой легализации трудовых мигрантов по упрощенной схеме. Хоть за один месяц удалось вывести из тени лишь 7 тысяч мигрантов, но и эта толика уже принесла в госбюджет в виде налогов 350 миллионов рублей.
А дальше дело почему-то застопорилось. И по-прежнему не легализация, а выдворение и депортация являются главным способом борьбы с нелегальной миграцией. Как это практически выглядит, своими глазами увидела делегация во главе с Лукиным и, честно сказать, большинство из нас ужаснулись. Эти ЦСИГи, почти ничем не отличающиеся от тюрьмы (те же решетки, замки, глазки в металлических дверях), исполняют роль угрожающей страшилки, а практической пользы от них почти нет.
Ну смотрите: за шесть месяцев этого года из всей России выдворено 50 тысяч нелегалов, в основном - не устану повторять - наших соотечественников. И как же это может повлиять на ситуацию с нелегальными мигрантами, если их у нас, как считает ФМС, более 10 миллионов?!
Право же, не борьба это, а имитация борьбы, спектакль, абсурдный и дорогостоящий. Содержание в ЦСИГе одного задержанного стоит государству примерно 1200 рублей в сутки. И это притом, что на питание уходит всего лишь 35-50 рублей в день, да и комфортом здесь не балуют. Значит, деньги идут в основном на "обслуживание", то есть на охрану, чтобы ЦСИГи были настоящей тюрьмой.
А сидят здесь месяцами. Посольства стран исхода не спешат идентифицировать личности своих сограждан. Работники центров с благодарностью отзываются о посольстве Таджикистана, которое старается помогать своим согражданам, а вот сотрудников посольств Узбекистана, Молдовы и Украины здесь никогда не видели.
Эсэнговские консульства, оформляя справки о возвращении своих граждан, берут (с России!) по 30 долларов за каждого. Оплата авиабилета (поездом выдворяемых не отправляют, тогда пришлось бы приставлять к каждому конвоира), тоже идет в основном за счет российского бюджета. Иногда, чтобы вызволить задержанного, деньги собирают родственники.
А если в течение года личность задержанного не установили или денег на отправку не хватило, то центр выпускает нелегала "обратно в город". Решение суда о выдворении действует только год, а потом - "гуляй Ваня...".
Некоторые журналисты поспешили написать, что принятые недавно либеральные поправки в закон о правовом положении иностранных граждан и новый закон о миграционном учете (они вступят в силу с 15 января) раскрепостят гастарбайтеров и иммиграционная амнистия вроде бы уже ни к чему. Увы, закон, как известно, обратной силы не имеет, и судьбу этих бедолаг никак не облегчит.
И совершенно не понятно, как быть с остальными, невыловленными (миллионами!), которые давно работают и живут в России и, возможно, остались бы на ПМЖ - помогли нашей стране преодолевать демографический кризис, но нет ведь у них такого права. Неужели, чтобы легализоваться по новому закону, всем этим миллионам придется бросать работу, срочно выезжать вон из России? С единственной целью - получить на границе заветную миграционную карту - и тут же обратно. "А почему б и не выехать, раз того требует закон?" - с легкостью необыкновенной заметил в разговоре со мной один известный политолог. Ну если ему совсем людей не жалко, пусть бы задумался хотя бы о том, чем грозит экономике России такой мощный финальный аккорд нашего затянувшегося спектакля. Разовый отъезд миллионов мигрантов немедленно прекратит работу многих производств и строек, остановит общественный транспорт и, что самое главное, навсегда уж отобьет у наших соотечественников охоту работать на благо России.
...Дочь той Розии Атаджановой, оказывается, работала поваром в подмосковном санатории и вызвала мать, потому что требовалась уборщица. Но теперь вот они обе уезжают из России, истратив на билеты все заработанные деньги. И так же, как и все другие выдворяемые, не смогут в течение пяти лет приехать в нашу страну. Таково требование закона.
А тем временем Россия, как известно, провозгласила новую миграционную политику, привлекательную для соотечественников. Сколько же еще нужно доказывать, что иммиграционная амнистия - тот первый шаг, с которого может реально начаться такая политика. Говорят, само слово "амнистия" властям не нравится: мигранты, мол, не преступники. Действительно, вопреки расхожим мифам на долю мигрантов приходится всего лишь 3 процента от совершаемых в России преступлений. А подавляющее большинство приезжающих к нам соотечественников - желанные, нужные для России люди, без участия которых остановится рост российской экономики и обеднеет буквально все население страны. Так зачем же этих, случайно выловленных, содержат за решеткой как настоящих преступников?

Р.S.

На днях узнала, что в Казахстане с 1 августа началась иммиграционная амнистия. У них всего 300 тысяч нелегальных мигрантов. Каждый день им удается легализовать по тысяче человек. Право же, позавидуешь.

Лидия ГРАФОВА, председатель исполкома "Форума переселенческих организаций".
«Российская газета», 31 августа 2006 года

Владимир Платонов: Я против любого упрощения

А что думают об этой проблеме столичные власти? Этот вопрос корреспондент "РГ" адресовал Владимиру Платонову, председателю Московской городской Думы. Он сказал:
- Нелегальная миграция и возвращение соотечественников - это две разные проблемы. Нелегалы для столицы в наши дни по сути - те же лимитчики, что раньше приезжали на работу в Москву. Но тогда город сам решал, сколько людей и каких именно профессий ему нужно. Приглашая их на работу, он отвечал за их трудоустройство, зарплату, жилье, медицинское и социальное обслуживание.
Что же стоит за проектом Лукина так называемого упрощения легализации? Появился человек в Москве и сказал: вот он я, приехал, прошу любить и жаловать. Что происходит дальше? Приезжие работники согласны на все. Тем самым они обесценивают зарплату и москвичей. Работодателю оказывается проще набрать десяток работников, согласных на все, чем брать столичного специалиста, знающего себе цену. Задача же исполнительной и законодательной власти любого города - дать работу прежде всего своему населению. Добиваться из года в год целенаправленно подъема минимальной зарплаты москвичей, увеличения прожиточного минимума в городе, всех доходов горожан в целом. Но все их усилия предлагаемое упрощение сведет насмарку. Но и это еще не все. Сведение легализации экономических мигрантов к заявительному порядку исключает саму возможность контроля и регулирования со стороны городских властей за миграционным процессом в Москве и может принести только вред. Если такой закон будет все-таки принят, Московская городская Дума и я лично будем бороться за его отмену.
Что же касается соотечественников, оказавшихся не по своей воле за границей в годы перестройки, то для их возвращения нужно не миграционные правила упрощать, а создавать специальную экономическую программу. А это уже дело прежде всего государства.

Любовь ПЯТИЛЕТОВА. «Российская газета», 31 августа 2006 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.