Rambler's Top100

№ 255 - 256
4 - 17 сентября 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Новые известия» о вкладе властей и СМИ в разжигание ксенофобии
«Газета» о киберэкстремизме
«Коммерсантъ» о ксенофобии и безразличии
«Российская газета» о ксенофобии в России
«Российская газета» и «Время новостей» о конфликте в Кондопоге
«Независимая газета» о прогнозировании нацконфликтов в России
«Российская газета» о нововведениях в российской миграционной политике
«Газета» об ожиданиях от новых миграционных законов
«Российская газета» о нелегальной миграции и миграционной амнистии
«Gazeta.kz» о легализации трудовых мигрантов в Казахстане
«Эксперт», «Труд» и «Российская газета» об иноэтничных мигрантах в России и Москве
«Коммерсантъ» и «Российская газета» о миграции в мире
«Gazeta.kz» о миграционной политике Китая
«Российская газета» об иммиграции в Великобритании
«Российская газета» об иммигрантах в Испании
«Эксперт » о словацких сиделках в Австрии
«Новые известия» и «Труд» о миграционных предпочтениях россиян
«Украинская правда» о русском языке на Украине
«Независимая газета» о евреях в Китае
«Би-би-си» о демографических проблемах России

«Ведомости» о том, как потратить материнский капитал
«Новые известия» о жилье для молодых семей
«Время новостей» об образовании и рынке труда
«Российская бизнес-газета» о телеработе
«Коммерсантъ» о неравенстве
«Московский комсомолец» о доходах и расходах в разных странах
«Новые известия» и «Российская газета» о среднем классе
«Труд» о положении инвалидов в России глазами Сергея Миронова
«Итоги» о проблеме СПИДа
«Человек и труд» о СПИДе на рабочем месте
«Полит.ru» и «Труд» об отравлениях суррогатным алкоголем
«Новые известия» о потеплении и паразитарной заболеваемости
«Время новостей» о здоровье россиян
«Известия» о детской заболеваемости
«Время новостей» о положении детей заключенных мам
«Welt am Sonntag» и «Известия» о проблемах суррогатного материнства
«Новые известия» о брачных контрактах
«Газета» о религиозности россиян
«Коммерсантъ » об исламе в мире
«Время новостей» о вечной молодости и инфантильности

… об исламе в мире

Ислам завоевывает новых сторонников в Европе, Америке и Африке

В телеобращении, распространенном вчера через один из радикальных исламистских сайтов, "Аль-Каида" призвала жителей западных стран в массовом порядке принять ислам. Зачитать телеобращение было доверено не Айману аз-Завихири, "человеку номер два" в "Аль-Каиде", а Адаму Гадану – американскому гражданину, принявшему ислам и примкнувшему к террористам. Обращение "Аль-Каиды" можно было бы счесть бредом оторванных от реальности фанатиков, если бы не цифры, говорящие о растущей популярности ислама в западных странах.
Ислам, по словам Сэмюэля Хантингтона, является сейчас "наиболее быстро растущей религией в мире". Он насчитывает, по разным оценкам, от 1,2 млрд. до 1,5 млрд. последователей. Быстрыми темпами растет мусульманское население традиционно христианских регионов – Западной Европы и Северной Америки. С 1950 по 2000 год доля мусульман в населении Западной Европы утроилась, а в американском – выросла в 14 раз. Сейчас в Западной Европе мусульман, по разным данным, насчитывается от 14 млн. до 20 млн. человек, то есть от 4 до 6% населения. В США, по данным американского бюро переписи, проживает около 6-7 млн. мусульман. То есть около 2,5% населения страны, что, впрочем, в разы меньше, чем во Франции или Нидерландах.
Продолжается экспансия ислама и в Африке, говорит Дмитрий Бондаренко из Института Африки. Например, очень заметно растет число мусульман на традиционно христианском юге Нигерии. Тем не менее, обращение в ислам идет здесь в основном в пограничных районах и облегчается практически полным отсутствием в Африке моноконфессиональных этносов. Для большинства африканцев принадлежность к определенному клану или племени важнее, чем конфессиональная принадлежность, и потому обращение в другую религию не означает разрыва со своей традиционной этнокультурной средой.
Точных данных о числе обращенных в ислам в России нет – по словам независимого эксперта Георгия Энгельгардта, оценки колеблются от 20 тысяч обращенных, по версии отдельных радикальных активистов, до 2 тысяч, по версии консервативных экспертов. Цифры эти включают и значительное число женщин, которые обратились в ислам, выйдя замуж за представителей традиционно мусульманских этносов.
Увеличение численности мусульман в Западной Европе происходит в основном за счет иммиграции и естественного прироста мусульманского населения. Оценить же, насколько часто обращаются в ислам представители традиционно немусульманских этносов, сложнее. Например, экстраполируя данные по Шотландии, где при проведении переписи граждан спрашивают о вероисповедании, на всю страну, английский Исламский центр говорит о 14 тысячах обращений в Великобритании в год. Французские статистические органы склонны считать, что в Европе каждый год обращается в ислам не меньше 50 тысяч человек. В США число новообращенных в ислам растет гораздо быстрее при более скромных масштабах мусульманской иммиграции. По данным Американского мусульманского альянса, ежегодно в ислам обращается 135 тысяч человек. От 20 до 30% мусульман – новообращенные.
Впрочем, ситуация в США сложнее, чем можно было бы судить на основе этих цифр. Дело в том, что ислам уже несколько десятилетий назад пустил корни среди афроамериканцев, поясняет независимый эксперт Георгий Энгельгардт. Если первоначально, во времена "Черных пантер" и Мухаммеда Али, он был для чернокожих американцев религией протеста, то сейчас становится все более традиционной и респектабельной конфессией. Так что хотя 64% принявших ислам в США – афроамериканцы, американские мусульмане в целом и по образованию, и по уровню жизни стоят выше среднего американца, 58% из них имеют высшее образование.
Но есть и новые тенденции. Ислам все больше становится "религией обиженных" для других групп американского населения – в том числе белых, на которых приходится 27% новообращенных в США. Актуальна эта проблема и для России. Как и в Западной Европе, у нас представители традиционно неисламских этносов принимают ислам в его наиболее радикальной, ваххабитской форме. Молодые люди, стремящиеся к самореализации через социальный протест, поясняет Энгельгардт, обращаются к радикальному исламу. Традиционные европейские конфессии практически полностью утратили свой догматизм, а коммунизм и маоизм, служившие в последние десятилетия идеологической основой для социального протеста, дискредитированы. На этом фоне радикальный ислам – новая религия террора – представляет для европейцев привлекательную альтернативу их собственной цивилизации. Поэтому участие новообращенных русских и европейцев в терактах вполне закономерно.

«Коммерсантъ», 4 сентября 2006 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.