Для России актуальность проблемы перехода «учеба - работа» возрастает ввиду того, что за последние десять лет произошло значительное увеличение числа учащихся в средних специальных и особенно в высших учебных заведениях. Число студентов в вузах выросло с 2791 тысячи в 1995/96 учебном году до 6456 тысяч в 2003/04 учебном году.
В середине 1990-х годов рынок труда явно просигнализировал, что существует значительная положительная отдача от профессионального образования. Вероятность трудоустройства и заработки работников с высшим профессиональным образованием стали повышаться относительно заработков работников с меньшей квалификацией, особенно с учетом того, что предшествующий трудовой опыт в условиях формирования новой системы хозяйствования обесценился и позиции молодых работников и работников старших возрастов уравнялись. Однако следствием расширения масштабов выпуска специалистов стало то, что в настоящий момент по разным причинам направления на работу не получают около 10% выпускников разных уровней, причем в это число не входят те, кто трудоустраиваются самостоятельно.
Традиционная модель, которая существовала в дореформенный период, предполагала, что переход «учеба - работа» совершается после окончания учебного заведения. Учащиеся, как правило, не работали, или работа имела характер редких приработков. Но за 1990-2000 годы произошли существенные изменения в занятости молодежи. С одной стороны, наблюдалось снижение уровня ее экономической активности. На эту тенденцию оказывали влияние как экономические факторы, связанные с увеличением напряженности на рынке труда в 1990-е годы, так и уже отмеченное увеличение доли учащихся средних специальных и высших учебных заведений, что означало переход к более позднему вступлению в трудовую активность. Образование выступило как альтернатива трудовой деятельности, сформировался механизм «отложенного» предложения труда.
С другой стороны, происходило увеличение занятости и экономической активности среди учащихся. Оценки показывают высокий уровень экономической активности учащейся молодежи. Так, например, занятость студентов фиксируется в среднем на уровне 40-50%.
Можно предположить, что эти противоположно направленные тенденции как раз свидетельствуют о переходе к новой модели. При расширяющихся инвестициях в человеческий капитал, в образование переход к трудовой деятельности все чаще начинается не после завершения обучения, а во время него. Таким образом формируется новая модель перехода «учеба - работа». В рамках этой модели для части молодежи переход «учеба - работа» начинается уже во время обучения и завершается после окончания учебного заведения.
В советское время работа во время учебы имела целью исключительно получение дополнительного дохода. О накоплении профессионального опыта никто не беспокоился, поскольку существовали гарантии трудоустройства. В некоторой степени такое положение сохранялось и в период начала экономических реформ. Но постепенно, с середины 1990-х, появилось стремление работать не только ради заработка, но и с целью найти постоянное место работы. Сегодня мы сталкиваемся с тем, что работа на полный рабочий день, особенно у студентов старших курсов вузов, зачастую вытесняет учебу.
Появление большого числа новых вузов, расширение масштабов обучения привело к частичному снижению качества обучения и контроля за учебным процессом. У студентов появилась возможность больше работать и, соответственно, больше зарабатывать. Постепенно выяснилось, что в тех сферах, где возможно получение высокого заработка, оказываются востребованными именно молодые люди, пусть не имеющие законченного образования, но зато обладающие высокой адаптивностью, не испытывающие страха перед рынком.
Востребованность молодых в середине 1990-х годов привела к тому, что поколение, вступавшее тогда на рынок труда, заняло многие «хорошие» рабочие места, что существенно ограничивает карьерный рост «новых молодых», вступающих на рынок труда в 2000-х годах. Начал действовать принцип старшинства при продвижении по службе, существенно возросла роль опыта для занятия рабочего места и последующего профессионального роста.
К тому же снижение качества образования и увеличение числа молодых людей с дипломом на рынке труда привели к тому, что образование, диплом стали рассматриваться работодателями как фоновая характеристика. В ответ на все эти изменения стала нарастать тенденция более раннего начала работы, еще во время учебы.
Конечно, совмещение учебы и работы создает не только положительные, но и отрицательные моменты, связанные с тем, что работающие учащиеся зачастую получают менее качественное образование. 70% работающих студентов приходится пропускать занятия, а их успеваемость, как правило, ниже, чем у неработающих. Приобретенный опыт помогает при первоначальном трудоустройстве, но в дальнейшем недостаток полученных знаний может сдерживать профессиональный рост, а соответственно, и рост заработков молодого работника. Так что новая модель перехода от учебы к работе вряд ли полностью вытеснит традиционную.
Сергей РОЩИН. «Время новостей», 29 августа 2006 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)