Rambler's Top100

№ 255 - 256
4 - 17 сентября 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Новые известия» о вкладе властей и СМИ в разжигание ксенофобии
«Газета» о киберэкстремизме
«Коммерсантъ» о ксенофобии и безразличии
«Российская газета» о ксенофобии в России
«Российская газета» и «Время новостей» о конфликте в Кондопоге
«Независимая газета» о прогнозировании нацконфликтов в России
«Российская газета» о нововведениях в российской миграционной политике
«Газета» об ожиданиях от новых миграционных законов
«Российская газета» о нелегальной миграции и миграционной амнистии
«Gazeta.kz» о легализации трудовых мигрантов в Казахстане
«Эксперт», «Труд» и «Российская газета» об иноэтничных мигрантах в России и Москве
«Коммерсантъ» и «Российская газета» о миграции в мире
«Gazeta.kz» о миграционной политике Китая
«Российская газета» об иммиграции в Великобритании
«Российская газета» об иммигрантах в Испании
«Эксперт » о словацких сиделках в Австрии
«Новые известия» и «Труд» о миграционных предпочтениях россиян
«Украинская правда» о русском языке на Украине
«Независимая газета» о евреях в Китае
«Би-би-си» о демографических проблемах России

«Ведомости» о том, как потратить материнский капитал
«Новые известия» о жилье для молодых семей
«Время новостей» об образовании и рынке труда
«Российская бизнес-газета» о телеработе
«Коммерсантъ» о неравенстве
«Московский комсомолец» о доходах и расходах в разных странах
«Новые известия» и «Российская газета» о среднем классе
«Труд» о положении инвалидов в России глазами Сергея Миронова
«Итоги» о проблеме СПИДа
«Человек и труд» о СПИДе на рабочем месте
«Полит.ru» и «Труд» об отравлениях суррогатным алкоголем
«Новые известия» о потеплении и паразитарной заболеваемости
«Время новостей» о здоровье россиян
«Известия» о детской заболеваемости
«Время новостей» о положении детей заключенных мам
«Welt am Sonntag» и «Известия» о проблемах суррогатного материнства
«Новые известия» о брачных контрактах
«Газета» о религиозности россиян
«Коммерсантъ » об исламе в мире
«Время новостей» о вечной молодости и инфантильности

… об образовании и рынке труда

От учебы к работе

Для России актуальность проблемы перехода «учеба - работа» возрастает ввиду того, что за последние десять лет произошло значительное увеличение числа учащихся в средних специальных и особенно в высших учебных заведениях. Число студентов в вузах выросло с 2791 тысячи в 1995/96 учебном году до 6456 тысяч в 2003/04 учебном году.
В середине 1990-х годов рынок труда явно просигнализировал, что существует значительная положительная отдача от профессионального образования. Вероятность трудоустройства и заработки работников с высшим профессиональным образованием стали повышаться относительно заработков работников с меньшей квалификацией, особенно с учетом того, что предшествующий трудовой опыт в условиях формирования новой системы хозяйствования обесценился и позиции молодых работников и работников старших возрастов уравнялись. Однако следствием расширения масштабов выпуска специалистов стало то, что в настоящий момент по разным причинам направления на работу не получают около 10% выпускников разных уровней, причем в это число не входят те, кто трудоустраиваются самостоятельно.
Традиционная модель, которая существовала в дореформенный период, предполагала, что переход «учеба - работа» совершается после окончания учебного заведения. Учащиеся, как правило, не работали, или работа имела характер редких приработков. Но за 1990-2000 годы произошли существенные изменения в занятости молодежи. С одной стороны, наблюдалось снижение уровня ее экономической активности. На эту тенденцию оказывали влияние как экономические факторы, связанные с увеличением напряженности на рынке труда в 1990-е годы, так и уже отмеченное увеличение доли учащихся средних специальных и высших учебных заведений, что означало переход к более позднему вступлению в трудовую активность. Образование выступило как альтернатива трудовой деятельности, сформировался механизм «отложенного» предложения труда.
С другой стороны, происходило увеличение занятости и экономической активности среди учащихся. Оценки показывают высокий уровень экономической активности учащейся молодежи. Так, например, занятость студентов фиксируется в среднем на уровне 40-50%.
Можно предположить, что эти противоположно направленные тенденции как раз свидетельствуют о переходе к новой модели. При расширяющихся инвестициях в человеческий капитал, в образование переход к трудовой деятельности все чаще начинается не после завершения обучения, а во время него. Таким образом формируется новая модель перехода «учеба - работа». В рамках этой модели для части молодежи переход «учеба - работа» начинается уже во время обучения и завершается после окончания учебного заведения.
В советское время работа во время учебы имела целью исключительно получение дополнительного дохода. О накоплении профессионального опыта никто не беспокоился, поскольку существовали гарантии трудоустройства. В некоторой степени такое положение сохранялось и в период начала экономических реформ. Но постепенно, с середины 1990-х, появилось стремление работать не только ради заработка, но и с целью найти постоянное место работы. Сегодня мы сталкиваемся с тем, что работа на полный рабочий день, особенно у студентов старших курсов вузов, зачастую вытесняет учебу.
Появление большого числа новых вузов, расширение масштабов обучения привело к частичному снижению качества обучения и контроля за учебным процессом. У студентов появилась возможность больше работать и, соответственно, больше зарабатывать. Постепенно выяснилось, что в тех сферах, где возможно получение высокого заработка, оказываются востребованными именно молодые люди, пусть не имеющие законченного образования, но зато обладающие высокой адаптивностью, не испытывающие страха перед рынком.
Востребованность молодых в середине 1990-х годов привела к тому, что поколение, вступавшее тогда на рынок труда, заняло многие «хорошие» рабочие места, что существенно ограничивает карьерный рост «новых молодых», вступающих на рынок труда в 2000-х годах. Начал действовать принцип старшинства при продвижении по службе, существенно возросла роль опыта для занятия рабочего места и последующего профессионального роста.
К тому же снижение качества образования и увеличение числа молодых людей с дипломом на рынке труда привели к тому, что образование, диплом стали рассматриваться работодателями как фоновая характеристика. В ответ на все эти изменения стала нарастать тенденция более раннего начала работы, еще во время учебы.
Конечно, совмещение учебы и работы создает не только положительные, но и отрицательные моменты, связанные с тем, что работающие учащиеся зачастую получают менее качественное образование. 70% работающих студентов приходится пропускать занятия, а их успеваемость, как правило, ниже, чем у неработающих. Приобретенный опыт помогает при первоначальном трудоустройстве, но в дальнейшем недостаток полученных знаний может сдерживать профессиональный рост, а соответственно, и рост заработков молодого работника. Так что новая модель перехода от учебы к работе вряд ли полностью вытеснит традиционную.

Сергей РОЩИН. «Время новостей», 29 августа 2006 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.