Rambler's Top100

№ 255 - 256
4 - 17 сентября 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Новые известия» о вкладе властей и СМИ в разжигание ксенофобии
«Газета» о киберэкстремизме
«Коммерсантъ» о ксенофобии и безразличии
«Российская газета» о ксенофобии в России
«Российская газета» и «Время новостей» о конфликте в Кондопоге
«Независимая газета» о прогнозировании нацконфликтов в России
«Российская газета» о нововведениях в российской миграционной политике
«Газета» об ожиданиях от новых миграционных законов
«Российская газета» о нелегальной миграции и миграционной амнистии
«Gazeta.kz» о легализации трудовых мигрантов в Казахстане
«Эксперт», «Труд» и «Российская газета» об иноэтничных мигрантах в России и Москве
«Коммерсантъ» и «Российская газета» о миграции в мире
«Gazeta.kz» о миграционной политике Китая
«Российская газета» об иммиграции в Великобритании
«Российская газета» об иммигрантах в Испании
«Эксперт » о словацких сиделках в Австрии
«Новые известия» и «Труд» о миграционных предпочтениях россиян
«Украинская правда» о русском языке на Украине
«Независимая газета» о евреях в Китае
«Би-би-си» о демографических проблемах России

«Ведомости» о том, как потратить материнский капитал
«Новые известия» о жилье для молодых семей
«Время новостей» об образовании и рынке труда
«Российская бизнес-газета» о телеработе
«Коммерсантъ» о неравенстве
«Московский комсомолец» о доходах и расходах в разных странах
«Новые известия» и «Российская газета» о среднем классе
«Труд» о положении инвалидов в России глазами Сергея Миронова
«Итоги» о проблеме СПИДа
«Человек и труд» о СПИДе на рабочем месте
«Полит.ru» и «Труд» об отравлениях суррогатным алкоголем
«Новые известия» о потеплении и паразитарной заболеваемости
«Время новостей» о здоровье россиян
«Известия» о детской заболеваемости
«Время новостей» о положении детей заключенных мам
«Welt am Sonntag» и «Известия» о проблемах суррогатного материнства
«Новые известия» о брачных контрактах
«Газета» о религиозности россиян
«Коммерсантъ » об исламе в мире
«Время новостей» о вечной молодости и инфантильности

… о проблеме СПИДа

Впереди - ВИЧность

Сумеет ли Россия так использовать мировой опыт борьбы с "чумой века", чтобы ВИЧ не превратился в финансовую удавку для страны?

Двадцать пять лет прошло с того момента, когда в крови человека был обнаружен вирус, позднее получивший имя ВИЧ. На XVI Международной конференции по СПИДу, которая прошла недавно в Торонто (Канада), много говорили о рекордах. Более двадцати тысяч участников, три тысячи журналистов, видные политики в качестве почетных гостей, специальная монета, выпущенная к этому событию, астрономические средства, выделяемые на создание вакцин... Почему мир уделяет так много внимания ВИЧ? Ведь в "горячей десятке" болезней-киллеров СПИД всего лишь пятый после заболеваний сердца, рака, инсультов, пневмонии... "Понимаешь, - сказала мне одна знакомая, - в этой хвори как-то сошлись все стороны человеческого бытия: любовь, смерть, кровь, деньги, бедность... Как в романе. И всем хотелось бы, чтобы он был со счастливым концом". Неизбежно появится в этом увесистом томе и наша, российская страничка. Да, советская эпоха с ее закрытостью и тотальным контролем дала нам отсрочку: ВИЧ пришел в нашу страну позже, чем на Запад. Теперь все изменилось. Борьба со СПИДом становится одним из приоритетов России, выделившей в этом году на эти цели аж три миллиарда рублей. Между тем эпидемиологи заговорили о "второй волне" ВИЧ-инфекций. Весь мир с опаской смотрит на Россию, Индию, Китай. Сегодня, когда западные страны подводят итоги четвертьвековой борьбы с болезнью, России стоит повнимательнее изучить чужой опыт, чтобы не повторять трагических ошибок.

Кошелек или жизнь
Первый урок всемирной борьбы со СПИДом касается "вечного двигателя" - денег. Принцип "главное - ввязаться в бой, а там посмотрим" тут не проходит. Единожды выделив деньги на борьбу с ВИЧ/СПИДом, страны начинают хаотично тратить еще, еще и еще. Ошибочность этого подхода понимаешь, побродив по залам и коридорам гигантского Metro Toronto Covention Centre, где проходила конференция. Сотни разных программ, преследующих одни и те же цели, множество источников финансирования, спонсоров, волонтеров... Почему же всей этой армаде никак не удается покончить с ВИЧ? Знаменитый ученый Питер Пиот, исполнительный директор Объединенной программы ООН по СПИДу, еще до начала конференции заявил о кризисе менеджмента в этой области. Действительно, проблема есть. Сейчас мировое сообщество тратит на борьбу с ВИЧ/СПИДом 8 миллиардов долларов в год. Но это еще не предел: денег нужно гораздо больше, минимум 15 миллиардов. К 2008 году потребность возрастет до 22 миллиардов... Пока неизвестно, как эту дыру удастся заполнить. Нет, конечно, Питер Пиот не взял обратно свои слова, сказанные когда-то о финансировании борьбы с ВИЧ/СПИДом: "Вложения в СПИД тысячекратно окупятся спасенными жизнями и сохраненными сообществами". Но двадцать пять лет попыток раз и навсегда закрыть проблему убедили всех: если не тратить деньги на ВИЧ с умом, их не хватит никогда.
Самый очевидный способ сэкономить - умерить аппетиты фармацевтических корпораций, производящих препараты для антиретровирусной терапии и получающих сверхдоходы. С 2000 года и Всемирная организация здравоохранения, и Объединенная программа ООН по СПИДу, и некоторые лидеры государств ведут переговоры с фирмами и Всемирной торговой организацией. Цель их - заставить производителей лекарств снизить цены и разрешить некоторым странам производство дженериков для лечения СПИДа до истечения срока действия патентов. Однако все это касается только старых лекарств первой линии - стоимость годового курса лечения ими в некоторых странах сейчас составляет меньше 200 долларов. Совсем не так обстоит дело с более современными препаратами второй линии: на рынке у них нет конкурентов, а годовой курс лечения может обойтись и в 500, и в 5000 долларов. Поэтому громких заявлений о необходимости дальнейшего давления на фармацевтические корпорации на конференции прозвучало немало. К этому призывал даже французский президент Жак Ширак, приславший в ее адрес зажигательное послание. Наш президент письма не прислал, хотя надо было бы.
В России ситуация с ценами на лекарства, мягко говоря, странная. Еще совсем недавно мы закупали препараты по ценам, в несколько раз превосходившим те, что были у стран - соседей по СНГ. Да и ныне среднюю стоимость годового курса лечения в нашей стране трудно назвать щадящей - она составляет 1500-1700 долларов. Что делать? Торговаться с компаниями, а не идти у них на поводу, говорит опыт западных стран. Кстати, российских врачей, занимающихся ВИЧ/СПИДом, часто удивляет и подбор закупаемых препаратов. По их словам, складывается впечатление, что чиновники очень любят конкретные фирмы. Интересно только, за что...
Впрочем, как ни снижай стоимость препаратов, сэкономить невозможно, если не составить бизнес-план борьбы с вирусом иммунодефицита. Основатель корпорации Microsoft Билл Гейтс, выступая на конференции, с присущей ему деловой хваткой набросал контуры такого плана и сделал вывод: решить проблему не удастся, пока финансирование лечения попросту не поспевает за распространением ВИЧ. Между 2003 и 2005 годом мировое сообщество путем финансовых вливаний предпринимало беспрецедентные попытки наладить лечение пациентов в бедных странах - количество получающих терапию возрастало на 450 тысяч в год. Однако в это же время ВИЧ ежегодно заражались до 4,6 миллиона человек. Выходит, что на каждого человека, получающего лечение, приходилось как минимум 10 вновь инфицированных. Их в скором времени тоже надо будет лечить. Какой же выход из ситуации? Постоянно увеличивать траты? Но любые ресурсы небеспредельны. Решений проблемы может быть два: создание вакцины от ВИЧ или снижение темпов развития эпидемии с помощью профилактических мер.

Вакцина надежды
"Вакцинный" путь короче и привлекательнее. Интересно, что для решения данной проблемы впервые был создан "проект века" по примеру бизнес-предприятия. Его задумали в 2003 году, когда стало ясно, что вакцинные разработки буксуют из-за разобщенности ученых и недостатка средств. Тогда появилась идея Международной компании по созданию вакцины против ВИЧ ("Итоги" подробно рассказывали об этом в номере от 22 мая 2006 года). Компания объединяет несколько групп ученых, занимающихся этой проблемой. Участники конференции не раз говорили: "Время научных споров закончилось. Мы знаем, куда двигаться и что делать". Руководитель группы по регуляции ретровирусных инфекций в парижском Институте Пастера Франсуаза Баррэ-Синусси, когда-то открывшая вирус иммунодефицита человека, объявила о тридцати кандидатных вакцинах, безвредность которых для людей уже доказана. Еще 85 вакцин прошли проверку на животных. А разработок больше тысячи... В шорт-лист из тридцати вакцин вошла, кстати, одна российская.
Надо сказать, в России в этом году впервые нескольким научным учреждениям выделили серьезные средства на разработку вакцины от ВИЧ. Только имеет ли этот проект свои приоритеты и бизнес-план? Ведь группа наших ученых, детище которой оказалось в мировой "тридцатке", как раз денег на исследования не получила. "К сожалению, у нас еще не поняли простую истину, которую давно усвоили на Западе: нужно аккумулировать научные силы и средства", - говорит член координационного комитета Международной компании по созданию вакцины против ВИЧ, руководитель лаборатории иммунохимии НИИ вирусологии им. Д.И. Ивановского РАМН Эдуард Карамов. Результат отсутствия концентрации усилий? Российских научных докладов на конференции было очень мало. "Исследователи из вашей страны действительно не сильны сейчас в области ВИЧ, - говорит авторитетная Хелин Гейл, президент Международного общества борьбы со СПИДом и сопредседатель Глобальной рабочей группы по предотвращению ВИЧ. - Даже если это хорошие ученые, у них нет технической возможности вести эксперименты". Неудивительно, что самая перспективная разработка в области вакцин против ВИЧ сейчас совсем не наша. Ученые Питтсбургского университета в США использовали для вакцинации протеины ВИЧ, которые можно получить, создав в пробирке "суп" из вирусов иммунодефицита и разновидности иммунных клеток человека, так называемых Т-клеток. Уже доказано, что при введении этой вакцины у ВИЧ-положительных пациентов развивается иммунитет. Идея питтсбургских ученых понравилась всем. Загвоздка одна - цена... Вакцина может оказаться слишком дорогой и будет доступна лишь немногим. Так что научного чуда, способного спасти человечество от СПИДа, увы, не произошло. Пока.
Показ коллекции платьев из презервативов бразильского модельера Адрианы Бертини - одно из событий своеобразной культурной программы конференции. Может, понравится не всем, но запомнится наверняка

Лечить по-русски
Что остается? Простая, нудная, скучная профилактическая работа, направленная на то, чтобы снизить темпы развития инфекции. Другого пути нет. Увы, пока в России такие вещи всегда приобретают характер кампанейщины. Помню время, когда Москва была увешана постерами, пропагандирующими презервативы как символ безопасного секса. Позже выяснилось, что безопасного секса не бывает. Сегодня по телевидению идут ролики, рассказывающие о том, что только настоящее чувство и верность партнеру могут защитить человека от СПИДа. Возникает вопрос: а если сам партнер неверен или у него ВИЧ? По последним данным обрезание, практикуемое во многих культурах, способно в два с половиной раза снизить для мужчины риск заражения ВИЧ. Так что же мы увидим на московских плакатах завтра? Ученые, занимающиеся проблемами распространения ВИЧ, считают любой однобокий подход неправильным и признают только комплекс мер, в который, кстати, включают и пропаганду своевременного тестирования на ВИЧ, и информирование детей в области СПИДа. Наши сторонники "настоящего чувства и верности" часто кивают на США, где сейчас тоже поднимают на щит эту доктрину. Но на конференции не было практически ни одного специалиста в области профилактики ВИЧ, не лягнувшего США за это. Более того, есть пример Уганды, которой администрация Буша выделила деньги на борьбу с ВИЧ, обязав начать пропаганду "настоящего чувства и верности" в ущерб другим средствам безопасности. В результате кривая ВИЧ в стране поползла вверх. "Не думаю, что России нужно подходить к профилактике ВИЧ однобоко, - говорит исполнительный директор Бразильской ассоциации междисциплинарных исследований в области СПИДа Кристина Пимента. - Я была у вас и знаю, что вы часто концентрируетесь на чем-то одном: то на молодежи, то на проблеме презервативов. Но смотреть надо шире".
Может, все эти проблемы не так уж важны? В конце концов, нынешняя статистика ВИЧ в России не выглядит ужасной. По официальным данным, у нас зарегистрировано чуть больше 340 тысяч случаев ВИЧ-инфекции. Даже если учесть неофициальные оценки некоторых экспертов - от 800 тысяч до полутора миллионов, - окажется, что носителями инфекции являются 1-2 процента взрослого населения страны. Это еще совсем не Африка, где в некоторых странах до 30 процентов населения живут с ВИЧ. Однако похоже, что Россию в ближайшем будущем здесь ожидают большие проблемы. Вадим Покровский, руководитель российского Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом, говорит, что ВИЧ, который у нас привыкли считать "вирусом грешников", выходит из групп риска в популяцию. Что это значит? Дальше его распространение будет происходить, как тлеющий пожар на торфяниках, который невозможно остановить. В Африке проблемы возникли именно из-за того, что СПИД там никогда не концентрировался в среде потребителей наркотиков или однополых меньшинств. В результате ситуация зашла так далеко, что ВИЧ изменил даже структуру общества. Если еще в начале 90-х здесь, как во всех странах с низким доходом, самой высокой была смертность среди стариков и младенцев, то сейчас СПИД выбивает людей активного возраста. Что получится, если хоть что-то похожее случится в России, где демографическая яма и так грозит превратиться в пропасть? С этим связано много других проблем. Кордоны для мигрантов скоро будут открыты, но о программах лечения у них СПИДа пока никто не говорит. А внутренние российские мигранты, для которых возможности российской медицины заканчиваются в месте их прописки? Рядом с Россией Китай и другие азиатские страны, где ситуация с ВИЧ неясна до конца, а население огромно. "Мы тестируем на ВИЧ всех отбывающих за границу, - уверяет меня доктор Цзунь Ву из Китайского центра по СПИДу и социальным заболеваниям. - Но есть много китайцев, которые привозят ВИЧ из России. И о том, что они получили его, узнают уже дома. Так что это большая проблема и для вас, и для нас". Как решить ее? Конечно, можно по старой русской привычке делать вид, что вопросы, с которыми мы сталкиваемся, уникальны. А можно использовать опыт той же Европы, которая решает проблемы миграции уже много лет. Но экономнее будет второе. И тогда мы не будем изобретать велосипед.

Алла АСТАХОВА. «Итоги», 28 августа 2006 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.