Китайская миграционная политика уже длительное время настораживает сопредельные страны, которые испытывают определенного рода трудности в демографическом росте своего населения.
Между тем в самой Поднебесной Империи наблюдается бурный рост последнего. Так, согласно статистическим данным официальной государственной переписи, если в 1966 году население КНР составляло чуть более 700 млн. человек, то, по состоянию на 2003 год народонаселение Китая насчитывало более 1,3 млрд. То есть, практически за каких-то 40 лет население Китая увеличилось почти вдвое.
Кроме того, меры по сдерживанию и контролю роста населения, предпринимаемые правительством Китая, в настоящее время являются малоэффективными. В результате чего в отдельных регионах Китая можно наблюдать большую плотность населения на 1 кв. км.
Вместе с тем постановление Госсовета КНР "О мерах по дальнейшей стабилизации проблемы занятости и распределения трудовых ресурсов" ясно указывает на основные усилия, которые должны быть направлены на расширение экспорта рабочей силы из густонаселенных регионов Китая в малозаселенные сельскохозяйственные районы (в основном приграничные области) сопредельных стран.
В данном случае речь идет о том, что разработанная стратегия имеет в своем активе несколько направлений развития:
инициирование китайскими предприятиями создания совместных предприятий с обязательным участием китайских рабочих;
участие китайских специалистов на производстве в сопредельных странах с изысканием возможности пролонгации трудовых контрактов;
при длительном нахождении на территории другого государства китайские специалисты должны находиться в зоне компактного проживания;
взятие китайскими предприятиями в аренду земель, расположенных в приграничных областях сопредельных странах.
В подтверждение последнего тезиса можно вспомнить о предоставлении Пекину в аренду 800 гектаров кыргызской земли.
В настоящее время в Дальневосточных регионах (Россия) отмечается деятельность нелегальных финансово-кредитных систем, включающих подпольные китайские банки, финансирующие торговые операции китайских мигрантов.
При этом действие данной системы довольно простое:
аккумулирование китайскими банками выручки торговых фирм, размещенных на территории сопредельных государств;
нахождение/создание посреднических коммерческих фирм;
размещение заказов на лес, рыбу, цветные металлы;
транспортировка заказов в Китай.
Кроме того, Пекин учитывает и демографическую ситуацию в сопредельных странах, особенно в приграничных с ним регионах, что иногда играет на пользу Китаю.
Так, например, данные Госкомстата РФ указывают, что население ключевых пограничных регионов Дальнего Востока постепенно вымирает на фоне сокращения продолжительности жизни. А это в свою очередь влияет на состояние пограничной безопасности востока России.
Коэффициент естественного прироста населения пограничных регионов Дальнего Востока (на 1000 чел.)
Субъект РФ
1990 год
1998 год
2002 год
Приморский край
5,6
- 3,5
- 4,8
Хабаровский край
5,9
-3,5
- 5,4
Амурская область
7,5
- 1,7
- 4,2
Дальний Восток
7,3
-1,6
-3,1
Вместе с тем по Дальневосточному региону России постоянно снижается численность экономически активного населения.
В 1992 г. эта цифра составляла 4352 тыс. чел., в 1999 г. - 3769 тыс. чел., в 2002 г. - 3722 тыс. чел. Это, в свою очередь, создает условия для низкоэффективного, малопрофессионального использования имеющихся ресурсов региона.
При этом потребительские настроения населения способствуют расхищению природных богатств региона, продаже его сырьевых ресурсов с целью скорейшего обогащения при минимальных трудовых затратах.
Не стоит упускать из внимания и другие векторы политики Китая. Так, политика Пекина, направленная на увеличение числа ханьцев (племенно-коренные китайцы IX века) в Северном Китае (упор делается на СУАР), способствовала миграции тюркоязычного населения в Кыргызстан и Казахстан (в том числе уйгуров, маньчжур, монголов, корейцев и др.).
Другой отличительной чертой активности Пекина по отношению к своим соседям является создание на сопредельных территориях совместных зон, в одном случае они (зоны) носят экономический в другом - таможенный статус.
Так, попытки Китая на территории России направлены на создание совместных экономических зон площадью 5-10 кв. км., что соответствует программе Пекина по заселению Северного Китая.
В 2005 году в Синьцзяне создана вторая зона приграничной торговли между городами Китая и Казахстана (70% от всего объема казахстанско-китайской торговли приходится на СУАР).
Ранее в китайском Зимунай, расположенном в нескольких километрах от таможенного поста Казахстана "Майкапчагай", также была открыта зона приграничной торговли.
В районе территориально близком к Китаю в Казахстане были созданы два свободных экономических района - район озера Алаколь и город Жаркент (бывший Панфилов).
Что касается Казахстана, то представители Правительства СУАР (КНР) для активизации торговых связей с Казахстаном уже предложили принять ряд мер направленных на:
1. Создание органа управления особой экономической зоной на двусторонней или многосторонней основе, образование транснациональных финансовых групп.
2. Разработка этим органом правил пользования землей в пределах СЭЗ при сохранении права собственности на землю за государством-участником договора.
3. Принятие специального "Закона межгосударственного экономического района" в качестве основного юридического обоснования его функционирования, который установит единые правила формирования бюджета, налогообложения и денежного обращения.
4. Приведение таможенных налогов в соответствие с практикой свободных экономических зон.
5. Осуществление хозяйственной политики более высокого уровня интеграции, при которой финансово-коммерческая деятельность выступает в роли главного катализатора экономического роста, стимулируя развитие других отраслей и создание финансовых, коммерческих и информационных центров на всем протяжении транспортного моста.
Вполне вероятно, что подобные инициативы Китая по отношению к своим соседям носят только миролюбивый характер, направленный на углубление двухсторонних торгово-экономических связей.
В то же время появляется много вопросов относительно сохранения в будущем суверенитета и территориальной целостности некоторых соседних с Китаем стран.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)