… о программе по содействию в переселении российских соотечественников
Великое переселение
Президент России Владимир Путин, как обычно по понедельникам, пригласил в Кремль основных министров кабинета. Открыли совещание с сезонных вопросов - начало страды и сельскохозяйственная перепись, - а закончили национальными. Президент объявил о своем указе "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом". За несколько месяцев разработана детальная государственная программа переселения, рассчитанная на шесть лет и состоящая из трех этапов. На первом этапе предполагается разработать необходимую законодательную базу и оценить потребности регионов в трудовых ресурсах. На втором — начать переселение. На третьей стадии будут даны оценки эффективности программы и внесены необходимые коррективы.
Президент напомнил основные тезисы своего послания к Федеральному собранию: чтобы улучшить демографическую ситуацию, нужно увеличить рождаемость, снизить смертность и "навести порядок в сфере миграции". Этим будет заниматься межправительственная комиссия во главе с помощником президента Виктором Ивановым. При "активном участии правительства" разработаны план и программа переселения. Президент предложил министрам "договориться о том, что администрация президента и контрольное управление выработают механизм контроля" за ходом переселения.
Программа рассчитана на период с 2006 по 2012 год. Решающими станут 2007 и 2008 годы, когда начнется непосредственно переселение. Сперва регионы должны оценить свои потребности в трудовых ресурсах и — самое главное! — свою готовность принять людей. Переселенцы получат компенсацию расходов на переезд и на оплату госпошлины. В программе досконально прописано все, вплоть до билетов на разные виды транспорта, которые соотечественники могут выбрать при переезде. Людям компенсируют расходы на перевоз имущества, семья из трех человек может претендовать на бесплатный 5-тонный контейнер, если в семье больше трех человек — им будет оплачено уже два контейнера.
Предусмотрены "подъемные" выплаты переселенцам и месячное пособие при отсутствии дохода, но только до получения российского гражданства. Соотечественники смогут выбирать из нескольких предложенных вариантов, в какой регион им ехать. Сами регионы поделены на три условные категории — в зависимости от потребности в специалистах и необходимости заселения.
Еще предстоит учредить представительства Федеральной миграционной службы за рубежом, а также расширить полномочия и финансирование службы для реализации программы переселения. В стадии разработки бланк свидетельства участника Госпрограммы переселения, который станет на время главным документом для решивших вернуться. В планах также уменьшение до одного месяца срока рассмотрения заявлений о гражданстве.
План работы правительства по осуществлению переселения состоит из 45 пунктов и заканчивается "прогнозированием объемов средств федерального бюджета" для компенсаций транспортных расходов, выплаты "подъемных" денег и ежемесячных пособий. Подсчитывать расходы с августа текущего года и до окончания реализации программы будут три ведомства — Федеральная миграционная служба, Минфин и Минэкономразвития.
Президентская инициатива должна решить демографические проблемы России, связанные с низкой рождаемостью и высокой смертностью. И в самом деле пришла пора, как сказал Владимир Путин, начать "объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития российских регионов". Из программы по содействию соотечественникам:
"Воспитанные в традициях российской культуры, владеющие русским языком и не желающие терять связь с Россией, соотечественники в наибольшей мере способны к адаптации и скорейшему включению в систему позитивных социальных связей принимающего сообщества".
"Участие в госпрограмме дает соотечественнику и членам его семьи в приоритетном порядке право на получение разрешения на временное проживание, вида на жительство и на приобретение российского гражданства".
"Участник госпрограммы вправе выбирать территорию вселения... Устанавливаются три категории территорий вселения... Категория "А" — стратегически важные для России приграничные территории, характеризующиеся сокращением численности населения. Категория "Б" — территории, где реализуются крупные инвестиционные проекты, требующие массового привлечения переселенцев в связи с отсутствием соответствующего предложения рабочей силы на территориальном рынке труда. Категория "В" — территории с устойчивым социально-экономическим развитием, на которых в течение последних трех и более лет наблюдается сокращение общей численности населения и (или) миграционный отток".
Виктория СОКОЛОВА. «Известия», 27 июля 2006 года
Избирательная гостеприимность
Миллионы переселенцев из стран СНГ живут на птичьих правах, а чиновники приглашают новых
Через месяц начнется реализация государственной программы «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом». 1 сентября главы 12 регионов, куда, по замыслу чиновников, скоро хлынут соотечественники из СНГ, должны отчитываться на заседании правительства о подготовке к приему «переселенцев».
Но уже сейчас в России проживают несколько миллионов соотечественников, которые вернулись на родину в 90-е годы и до сих пор находятся здесь в положении непрошеных гостей. У людей нет жилья и постоянной регистрации, а значит, они лишены доступа к образованию, медицине, не получают пенсии и пособия. Их пример вряд ли соблазнит соотечественников возвратиться на Родину.
Как сообщил «НИ» член комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин, программа разрабатывалась в правительстве, в Федеральной миграционной службе и к этому также была причастна администрация президента. Согласно новой программе переселенцам полностью оплатят переезд к месту проживания, выдадут единовременное пособие на обустройство и в течение полугода до получения гражданства будут ежемесячно выдавать денежные пособия. Предусмотрен и социальный пакет, включающий получение образования и медицинских услуг, плюс льготное жилье.
Но есть и ограничения. Переселенцам предлагается выбирать регионы из трех категорий. «А» – стратегически важные приграничные территории, «характеризующиеся сокращением численности населения». «Б» – территории, где реализуются крупные инвестиционные проекты, требующие массового привлечения переселенцев в связи с отсутствием соответствующего предложения рабочей силы на территориальном рынке труда. «В» – территории с устойчивым социально-экономическим развитием, на которых наблюдаются сокращение общей численности населения и миграционный отток. И только в категории «А» переселенец вправе рассчитывать на полную господдержку. Зато те, кто решит отправиться на территорию класса «Б», не будут получать пособие по безработице. «В» означает для соотечественников, что и «подъемных» им не видать. Стоит также отметить, что в течение двух лет покидать выбранный регион нельзя. То есть можно, конечно, но придется тогда вернуть «подъемные».
По идее программа позволит приехать в Россию практически всем выходцам из СССР и России, проживающим за рубежом. Как сообщили «НИ» в Департаменте МИД по работе с соотечественниками, в бывших советских республиках сегодня проживают около 22 миллионов соотечественников. Однако, как уже писали «НИ», социологи ВЦИОМ выяснили, что до сих пор не ясно, кого именно считать соотечественником. Большинство респондентов (40%) считает таковыми только русских, проживающих за рубежом. 33% считают таковыми всех граждан бывшего СССР. И лишь 22% опрошенных готовы признать соотечественниками всех говорящих по-русски и связанных с русской культурой (то есть в том числе представителей других национальностей).
В самой программе нет каких-либо жестких ограничений относительно того, кого считать соотечественником. Но вместе с тем отмечается, что «воспитанные в традициях российской культуры, владеющие русским языком и не желающие терять связь с Россией соотечественники в наибольшей мере способны к адаптации и скорейшему включению в систему позитивных социальных связей принимающего сообщества». В МИД предлагают ориентироваться на закон «О госполитике РФ в отношении соотечественников за рубежом». Согласно документу таковыми считаются не только граждане России, постоянно проживающие за границей, но и бывшие граждане СССР и получившие гражданство стран, входивших в состав Советского Союза, эмигранты из СССР, РСФСР и России, ставшие гражданами других иностранных государств. Соотечественниками признаются и их потомки за исключением потомков «лиц титульных наций иностранных государств». «И сам Владимир Владимирович, и все, вместе взятые, никто, конечно, не может дать точное определение соотечественника, – сказали «НИ» в Департаменте МИД по работе с соотечественниками за рубежом. – Но то, что написано в законе, вполне в принципе внятно. К этой категории можно отнести три вида соотечественников. Это зависит от самоопределения и ситуации».
В то же время эксперты говорят о том, что госпрограмма не приведет к наплыву соотечественников. По словам Константина Затулина, со времен распада СССР в Россию вернулись 5–6 миллионов человек. «Я бы не переоценивал возможности этой программы, – сказал он «НИ». – Но сегодня она не является привлекательной для соотечественников настолько, насколько это кажется тем людям, которые эту программу составляли. Страхи первого периода, когда люди бросали все и бежали в Россию, давно прошли». Об этом же «НИ» сообщил и президент межрегионального общественного объединения «Гуманитарный центр помощи беженцам и вынужденным переселенцам» Юрий Федяев. По его словам, основной наплыв россиян из этих стран пришелся на 90-е годы, когда в этих странах происходили беспорядки на национальной почве. В основном люди едут из Таджикистана, Киргизии, Узбекистана, Казахстана.
Член Экспертного совета при Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, заведующая лабораторией анализа и прогнозирования миграции Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Жанна Зайончковская также считает, что в принципе возлагать на эту программу большие надежды не стоит, хотя «лучше поздно, чем никогда». «Сейчас приток очень небольшой, например, за 2005 год Госкомстат оценивает миграционный прирост в 130 тыс. человек, что очень мало», – рассказала она «НИ». – На мой взгляд, будет некоторый всплеск, но опять же все будет зависеть от того, насколько подключатся регионы».
Вряд ли наших соотечественников соблазнит пример тех, кто уже вернулся в Россию, не дожидаясь специальных программ. Здесь ситуация выглядит традиционно, то есть плачевно. Президент Гуманитарного центра помощи беженцам Юрий Федяев, в свое время приехавший из Таджикистана, утверждает, что сейчас в России проживают 15 миллионов наших сограждан, приехавших в Россию из-за рубежа, которые не знают, куда себя деть. И примерно 10 миллионов из них не имеют постоянной регистрации. «То есть они как бы не учтены или учтены в качестве бомжей, то есть людей без определенного места жительства», – сказал «НИ» г-н Федяев. Он не понимает, зачем чиновники занимаются этой программой, когда уже давно приехавшие граждане брошены на произвол судьбы. «Нашего президента элементарно подставили, – полагает он. – Время упущено. С 90-х мы уже давным-давно здесь. Сейчас надо решать вопрос с теми людьми, которые находятся здесь в бесправном положении. Граждане России имеют регистрацию по месту пребывания, то есть гостевую регистрацию. Это временная регистрация. С ней толком на работу невозможно устроиться, пенсию невозможно получить, пособие на детей». Он говорит о том, что люди находятся в статусе полуграждан. «Гражданство у нас есть, а получить постоянную регистрацию можно лишь в том случае, если у тебя имеется постоянное жилье, – объясняет он. – У нас такого нет. Выходит замкнутый круг».
В основном истории переселенцев очень схожи. Вот, к примеру, семья Ефремовых из Таджикистана. Они приехали, жили в общежитии, им дали оформить в собственность комнату. «Но встать на улучшение жилищных условий они не могут, хотя они вынужденные переселенцы, – сказал г-н Федяев. – Чиновники под всякими предлогами их футболят. Они готовы заплатить, и ничего не получается. И еще семья Снежиных, тоже из Таджикистана. У них глава семьи умер от рака легких в 55 лет. Остался двенадцатилетний ребенок, ни пособий, ничего не оформляли, так как он имел временную регистрацию. Из школы его тоже попросили. Сказали: «Дай регистрацию постоянную либо выгоним». Еле-еле конфликт решили, нашлось место, где нам удалось этого мальчика прописать».
Юрий Федяев утверждает, что такая ситуация, «где вопрос не решается никак», существует практически во всех регионах России. Причина, по его мнению, в том, что до сих пор нет внятного закона о вынужденных переселенцах, миграционной концепции, хотя миграционная служба работает с 1992 года. В свою очередь, демограф Жанна Зайончковская утверждает, что миграционная служба не собирает информацию о том, сколько сейчас неустроенных мигрантов, и никто не может назвать точную цифру. «Сейчас на учете числится небольшое количество вынужденных переселенцев и беженцев, – говорит она. – По закону, через пять лет после приезда их должны были снимать с учета, но поскольку государство перед многими не выполнило свои обязательства, то люди просто не приходили перерегистрироваться. А если они не пришли, то они автоматически снимаются с учета». Большинство из них действительно так и не смогли устроиться. По данным г-жи Зайончковской, из всех, кто стоял на учете, только 10–12% было обеспечено хоть каким-то жильем, считая общежития и безвозвратные ссуды, которые выдавались семьям. А остальные устраивались сами.
Депутат Затулин уверен, что по отношению к тем, кто уже находится в России, должна быть проведена самая широкая амнистия либо легализация. «На начальном этапе именно они стали главной жертвой, – рассказал он. – Один из недостатков этой программы – замкнутость – недостаточное привлечение общественности к обсуждению этой проблемы. Были сделаны какие–то шаги, но они остаются формальными. Создан в правительстве совет, который занимается миграционными проблемами, и он остается до сих пор формальным. У нас до сих пор не могут прийти к мысли, что работа с соотечественниками за рубежом и работа с миграционными потоками внутри должна быть объединена». Соотечественники на Украине выбирают между Россией и Европой
Политическая нестабильность на Украине и разочарование властью сегодня заставляют многих задуматься о гостеприимности России. При этом первый вопрос, который возникает у людей: правда ли это? Вопрос второй: каков будет размер подъемных и не придется ли потом бежать обратно на Украину? В консульстве РФ в Харькове «НИ» заявили, что не успевают отвечать на эти и другие вопросы соотечественников: «Каждый день звонят и приходят. В день не меньше 20 человек. Мы поясняем, что закон еще не принят, а если и будет принят, то не раньше сентября. Только тогда будет ясно, что и как, ведь в разных регионах будет по-разному». На вопрос, чем мотивируют люди свое желание уехать в Россию, не пожелавшая назвать себя сотрудница консульства ответила: «Тем, что условия жизни плохие. Здесь не жизнь, а каторга. Много обращается пожилых людей, которые недовольны низкими пенсиями». Что касается южных областей Украины, то там на подобные предложения реагируют слабо. К примеру, русских из Одесской области, где самый низкий на Украине уровень безработицы (около 1%), ПМЖ в России совсем не привлекает. «У нас же огромные возможности в сельском хозяйстве. А сейчас, в период созревания овощей, к нам на работу приезжают из России! Только в этом году на сезонку в наше хозяйство приехали 800 россиян», – рассказал «НИ» Николай Петрович – представитель местной агрофирмы. Кроме того, в Одесской области достаточно высокий уровень средней зарплаты. К примеру, в Южном он составляет почти 600 долларов, в Ильичевске – 500. В западных областях Украины, где безработица самая высокая в стране и казалось бы, люди должны быть рады любой открывшейся возможности поправить свое положение, предложение переехать жить в Россию вообще не вызывает интерес. «У нас живет очень много российских военных с семьями. Многие здесь получают российскую пенсию, но никто из них и их детей не хочет возвращаться в Россию», – утверждает жительница Ивано-Франковска Дарина Назарчук. Действительно, многие прикарпатцы мечтают в поисках лучшей жизни уехать за границу. Но никак не в Россию, а в Германию, Италию, Испанию, Португалию.
Яна СЕРГЕЕВА, Киев
Марьям МАГОМЕДОВА, Евгения ЗУБЧЕНКО. «Новые известия», 1 августа 2006 года
Россия будет прирастать соотечественниками
Утвержденная президентом программа возвращения соотечественников далеко не идеальна. Однако она важна хотя бы тем, что впервые в новейшей российской истории руководство страны предлагает осмысленную миграционную стратегию
Владимир Путин вновь обратился к теме демографии — как и в последнем послании. Президентский указ «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», вступивший в силу на прошлой неделе, предусматривает первые реальные шаги по реализации идеи, которая обсуждается уже по меньшей мере десяток лет. Речь идет о привлечении в Россию русскоязычного населения из-за рубежа.
Президентским указом утверждена государственная программа содействия переселению. Пожалуй, впервые в документе такого статуса открытым текстом о миграции сказано то, по поводу чего уже давно имеется согласие в обществе, но что власть долго стеснялась говорить вслух. О том, что Россия теряет население в стратегически важных регионах, что миграционный поток практически не контролируется и это приводит к диспропорциям на рынках труда, что привлечение мигрантов должно предполагать четкую организацию их расселения и занятости, говорили и раньше — в частности, последний миграционный закон исходил именно из этих принципов. Однако до сих пор власть говорила о мигрантах вообще, здесь же прямо заявлено, что первоочередная задача — привлекать не просто мигрантов, а людей, «воспитанных в традициях российской культуры, владеющих русским языком, не желающих терять связей с Россией».
Что же касается конкретных механизмов, то указ президента требует от региональных властей представить проекты региональных программ содействия переселению до начала следующего года. Несколько регионов Сибири и Дальнего Востока должны представить свои программы еще раньше — к сентябрю. Иными словами, именно эти регионы будут заселяться в первую очередь. По госпрограмме, переселенцам обещают оплатить проезд, выплатить подъемные, в течение шести месяцев платить пособие, обеспечить здравоохранение и образование. Территории, на которых предполагается расселять мигрантов, будут разделены на три категории в зависимости от стратегической важности, экономических перспектив, демографической ситуации. С учетом категории будет предоставляться тот или иной набор обещанных государством благ. Переселенцам, участвующим в госпрограмме, также в приоритетном порядке будет предоставлено право на получение разрешения на временное проживание, вида на жительство, гражданства России. В качестве меры по закреплению мигрантов на тех территориях, где они более всего требуются, госпрограмма предполагает, что, если мигрант решит покинуть «территорию вселения» раньше двух лет после приезда, он должен будет вернуть государству подъемные.
Пять миллионов наших людей Та часть экспертного сообщества, которая в течение последних лет рисует апокалиптические картины демографической катастрофы и видит спасение страны в привлечении масс мигрантов «числом поболее, ценою подешевле», восприняла президентскую инициативу весьма критически. Общий их пафос сводится к тому, что при всем желании Россия уже не привлечет на свою территорию все 25 млн. русскоязычного населения, которые, как считается, остались за пределами России после распада СССР. Большинство из них вполне освоилось в новых независимых государствах. Многие уже вернулись сами, без всяких государственных программ. В итоге максимум, который может привлечь государственная программа, — 4–5 млн. А если учесть, что страна теряет едва ли не миллион жителей в год, от программы едва ли стоит ожидать решения демографической проблемы в масштабах страны.
Однако, во-первых, и 4–5 млн. адаптированных к российскому менталитету и российской культуре (бытовой и производственной) граждан — это тоже немало и при реализации мер по стимулированию рождаемости (программу мер по этому направлению предложил президент в своем послании), а главное, по борьбе со смертностью (этим пока всерьез никто не занимается) может дать очень значимый эффект. Во-вторых, стремление переселиться в Россию все еще сильно среди соотечественников за рубежом. «Миграционный потенциал соотечественников велик, уехали в Россию далеко не все, кто хотел, — говорит эксперт Института стран СНГ Екатерина Роберова, — и с этой точки зрения государственная программа весьма актуальна».
Впрочем, у программы есть и реальные узкие места. Несмотря на попытки принять меры по закреплению мигрантов-соотечественников в регионах, где они более всего нужны, механизм этот может оказаться весьма неэффективным. Что помешает переселенцам, получившим льготы и подъемные, через два года покинуть гостеприимный регион и отправиться в ту же Москву или другие преуспевающие регионы России? А это будет лишь способствовать той самой стихийности миграционного потока и дисбалансу на рынке труда, на предотвращение которых, по идее, направлена госпрограмма. По логике указа, за эти два года мигранты должны обжиться и пустить корни, но, судя по опыту других стран, два года — срок для этого недостаточный. Так что, по мнению экспертов, возможно, придется либо увеличить срок возврата подъемных, либо предусмотреть дополнительные льготы или субсидии, на которые переселенцы могут рассчитывать по истечении двух лет.
Кроме того, по мнению Екатерины Роберовой, в программе не хватает представления о неоднородности сообщества соотечественников. Между, например, русскоязычным студентом из Латвии, русскоязычным специалистом из Казахстана и русскоязычным пенсионером из Узбекистана различий больше, чем сходства. У них совершенно разные представления о личных перспективах, сумме подъемных и привлекательной «территории вселения». «Программа могла бы быть более эффективной, если бы она учитывала такие различия», — считает г-жа Роберова.
И еще один аспект. Есть два разных подхода к работе с соотечественниками за рубежом. Первый — содействовать переселению в Россию. Второй — развивать русскоязычные диаспоры внутри самих стран. Причем оба направления одинаково важны. И делая акцент на переселении, важно, чтобы параллельно не была прекращена и работа по развитию диаспор, которые являются важным инструментом распространения российской культуры и российского влияния. И если сегодня вопрос эффективности диаспор для конкретных задач России еще вызывает сомнения, то в качестве вложения на будущее эта политика может быть совсем не бесполезна.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)