При минимальном уровне социальных услуг легализация мигрантов может принести только пользу
Проблема легализации мигрантов стоит на Западе и в США, пожалуй, еще острее, чем в России. Так, например, вчерашняя редакционная статья The Financial Times (FT) указывает на исследования, которые доказывают как пользу, так и вред для экономики от мигрантов. Согласно официальным оценкам британского правительства, которые приводит FT, иммигранты платят в госбюджет налогов больше, чем получают из него социальных пособий, на ?2,5 млрд. (около $4,7 млрд.). Поскольку, по официальным оценкам, в Великобритании насчитывается около 400 тысяч мигрантов, то выходит, что средний мигрант приносит бюджету около $12 тысяч в год.
В докладе Всемирного банка (ВБ) "Экономическое значение денежных переводов и миграции" вывод делается в пользу мигрантов: "Мы полагаем, что потребление общественных благ мигрантами компенсируется увеличением налоговых поступлений". По расчетам ВБ, благодаря мигрантам к 2025 году мировой доход увеличится в реальном выражении на 0,6% ($365 млрд.).
Наоборот, Стивен Камарота из американского Центра иммиграционных исследований в недавнем докладе "Влияние иммиграции на государственную казну" пессимистично оценивает вклад иммигрантов в экономику. По его расчетам, в случае легализации незаконных мигрантов дефицит госбюджета США увеличится на $29 млрд. – легализованные мигранты начнут платить налоги, но также начнут пользоваться государственными и социальными услугами, ранее им недоступными. Приезжающие в Америку будут поглощать государственные финансы в течение 20 лет после прибытия. Средний мигрант и все его потомки в течение 300 лет принесут чистую прибыль госбюджету всего лишь в $80 тысяч. По расчетам эксперта, гастарбайтер без среднего образования в течение жизни не принесет доходов госбюджету, а, наоборот, выкачает из него $89 тысяч. Человек со средним образованием обойдется бюджету дешевле – в $31 тысячу. И лишь иммигрант с высшим образованием в течение жизни пополнит госказну на $105 тысяч.
По предварительным оценкам ФМС РФ, звучавшим осенью 2005 года, легализация мигрантов могла бы принести в бюджет 22,7 млрд. рублей ($0,8 млрд.) в год. Впрочем, как сообщила Ъ ведущий научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Елена Тюрюканова, в России полномасштабных аналогичных исследований не проводилось. Для грубых оценок можно исходить из того, что средняя зарплата мигранта составляет $180 в месяц, а их количество – около 5 млн. человек (из них около 90% без разрешения на работу). Таким образом, теоретически средний мигрант может только подоходного налога платить около $280 в год, что принесет в бюджет приблизительно $1,3 млрд. в год. Социальные услуги, на которые может рассчитывать легальный мигрант в России, в отличие от тех же США, минимальны.
Однако налоги в России мигранты не платят не только потому, что трудно получить разрешение, но и потому, что значительная часть экономики находится в тени и в нелегализованном труде мигрантов заинтересован работодатель, сокращающий свои издержки. Однако упрощенная процедура легализации будет способствовать выходу части мигрантов из тени, и часть средств, уплачиваемых сегодня сотрудникам внутренних дел, перетечет все-таки в бюджет.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)