Еврокомиссар по вопросам занятости и социальной политики Владимир Шпидла: Нужно работать, а не защищать рабочее место
– На последнем саммите главы государств ЕС поставили перед собой цель до 2010 года увеличить на 10 млн. количество рабочих мест. За счет чего будет проходить это увеличение?
– Рынок труда современной Европы стремительно меняется. Количество безработных сокращается, а уровень занятости увеличивается. Думаю, что экономические условия, особенно в Средней и Восточной Европе, дают предпосылки для того, чтобы достичь поставленной на общеевропейском уровне цели. ЕС движется в рамках реализации «Лиссабонской стратегии», которая предусматривает работу по завершению формирования внутреннего рынка ЕС. В первую очередь рынка труда, на котором не должно быть никаких ограничений. Нам необходимо выполнить обещание, что молодые люди будут получать поддержку, особенно в первые полгода работы. Их необходимо поддерживать при поиске работы и при переквалификации. Молодежь же должна использовать все предлагаемые возможности. У нас есть общая большая цель — Европейский Союз должен в полной мере мобилизовать и пользоваться своими основными ценностями. Это известные четыре свободы — движение товаров, капитала, рабочей силы и служб.
Каждый работник — ценность для экономики – В дискуссии о развитии европейского рынка труда часто упоминается термин flexsecurity (от англ. flexibility — гибкость и security — защита, уверенность. — «ДЕЛО»). Что означает этот новый термин? – Это комбинация подходов гибкости и уверенности. В определенном смысле это новая концепция, но некоторые формы ее реализации в Европе уже существуют. Концепция предполагает, что меньше делается акцент на защите одного рабочего места, но больше защищается возможность работать как таковая.
В данном случае необходимо обратить внимание на три аспекта. Первый: приучить людей гибко реагировать на те вызовы, которые им преподносит жизнь, и быть решительными в смене профессии или квалификации. Эти изменения могут быть хорошо или плохо подготовлены. Но, в конечном счете, необходимо, чтобы у людей была определенная уверенность в том, что без работы они не останутся.
Другой аспект касается того, что каждый работник оригинален и представляет определенную сумму капитала, чрезвычайно ценную с точки зрения экономики. Мы считаем нерациональной ситуацию, когда уволенному работнику предоставляют финансовую поддержку, а дальше он сам заботится о своей дальнейшей судьбе.
Третий аспект носит этический характер. Необходимо поддержать тех людей, которые находятся в сложной обстановке, в которой они сами не виноваты. Мы не можем давать гарантии каждому человеку. Но мы должны укрепить осознание того, что каждая смена рабочего места будет поддержана с нашей стороны. – Имеет ли данная концепция развития европейского рынка рабочей силы отношение к нелегалам из Украины, которые работают в странах ЕС? – Неотъемлемой частью создания рабочих мест является стремление перевести всех на легальную работу и максимально ограничить все нелегальные работы. В первую очередь тех рабочих, которые приезжают к нам из государств, не являющихся членами Евросоюза. Это касается всех людей, работающих на территории ЕС. В отношении украинцев действуют законы тех отдельных стран, где они работают.
Реформа образования для пенсионеров – Для ЕС насущной проблемой является старение населения. Как Европа намерена ее решать?
– Старение населения — это проблема не только ЕС, но и всего мира. То же самое происходит, например, в Китае, США, Украине, где процесс старения населения очень четко виден. Для ЕС эта проблема является серьезной потому, что по статистическим прогнозам в 2040 году в Европе будет на 20 млн. рабочих меньше, чем сегодня. Одновременно растет доля пенсионеров на количество работающих. С этим нужно что-то делать.
Мы предлагаем следующие решения этой проблемы. Прежде всего, необходимо увеличить пенсионный возраст. Это можно сделать двумя путями. Первый — держать больше пожилых людей на их рабочих местах. Второй — эффективно продлевать окончание рабочей деятельности. Я сознательно не употребляю слово «пенсия», потому что этот процесс будет более сложным, чем только административное решение увольнения рабочих в связи с достижением ими определенного возраста. В Германии люди должны уходить на пенсию, когда им исполняется 65 лет, но реально они уходят, когда достигают 59 лет. – Как сделать так, чтобы они продолжали трудиться?
– С помощью реформ в образовании. Один из главных факторов, почему люди уходят на пенсию, это не их неспособность физически работать, а то, что их знания не отвечают современным требованиям. Ведь в среднем каждые десять лет происходят серьезные качественные изменения в экономике, промышленности. Если, к примеру, говорить о производстве стали, то сегодня эта отрасль выпускает 70% товаров, которых десять лет назад вообще не было. Люди должны оперативно повышать свою квалификацию. Второе — мы должны позаботиться о том, чтобы защитить здоровье человека в период его работы. Люди должны трудиться дольше и при этом сохранять хорошее состояние здоровья. – Можно ли это сделать только усилиями Европейской комиссии?
– Необходимо, чтобы отдельные государства активно поддерживали идею создания свободного рынка и двигались в этом направлении. Сегодня существует определенный дисбаланс: если одно государство задействует на своем рынке рабочей силы до 76% работоспособного населения, то другое — 55%. Неотделимой частью этой реформы является повышение продуктивности труда. В 1920 году в сельском хозяйстве было занято около 20-30% работоспособного населения Европы. Сейчас этот показатель составляет 3-4%. Определенная часть большой реформы рынка труда будет осуществляться за счет трудовой эмиграции. Поэтому очень важно, чтобы уже сегодня развивались интеграционные программы. – Подобные реформы не могут не вызвать жесткой реакции со стороны общества. Ведь вы заставляете европейцев больше работать.
– Демократическое общество должно вести очень широкую дискуссию и создать определенную степень политического согласия. Этот процесс длится очень долго, иногда десятилетиями. Мы уже достигли определенного согласия в обществе. Некоторые страны с большим трудом, другие — с меньшим, но все же постепенно увеличивают возрастной порог для пенсионеров. Это иногда легкий, иногда драматичный процесс. Но само понимание того, что нужно продлевать рабочую деятельность, принято везде в Европе. – Выступления во Франции, связанные с изменением трудового законодательства, вы также воспринимаете как демократический диалог общественности и реформистов? – Общественное мнение везде, не только во Франции, является неотделимой частью демократии. Трудно предположить с большой долей вероятности, чем закончится пенсионная реформа в Европе. Но этот процесс должен быть доведен до конца.
Мы плохо используем женский потенциал – «Евростат» опубликовал данные, согласно которым европейская женщина работает больше, она более образована и при этом меньше зарабатывает, чем мужчина. – Здесь необходимо вернуться к вопросу старения населения, так как вы коснулись проблематики гендерного и так называемого несимметрического различия между мужчинами и женщинами. Одним из основных наших приоритетов является последовательное достижение равенства возможностей при оценке распределения труда не только официально, но также неофициально. Приведу один пример. Так как все большая часть населения Европы переходит в категорию зависимой, забота за такими людьми очень неравномерно распределена между мужчинами и женщинами. К примеру, в Испании мужчины занимаются заботой о зависимых людях 52 млн. рабочих часов в год, а женщины — 200 млн. рабочих часов в год. И при этом значительная доля — 70% — приходится на заботу за пенсионерками. Нужно сделать так, чтобы эти цифры уравнялись. – Также мы часто сталкиваемся со случаями, когда женщинам отказывают в приеме на работу. Что делать против того? – Этот стереотип необходимо преодолеть. Сейчас мы просто не используем огромный творческий потенциал женской половины нашего населения. Больше всего женщин, занятых на рынке труда, живут на Мальте, меньше всего — на Кипре. Интересно, что эти две страны долгие годы жили под британским культурным влиянием, а различия на рынке труда огромны.
Чтобы найти пути в достижении гендерного равенства, необходимо определить причины, почему его нет сейчас. Приняв «Лиссабонскую стратегию», мы согласились предпринимать шаги, чтобы быть конкурентоспособными качественно, а не количественно. Нам необходимо использовать эту креативность и среди женщин, считаю преступным не сделать этого. – Украина может чем-либо помочь Евросоюзу в реализации его амбициозных задач на рынке труда?
– Бесспорно. Украина — большая страна, и мы видим, какие процессы там происходят. Очевидно, что она является частью общеевропейской трансформации. Ее опыт, экономическая мощь и, прежде всего, возможности всегда интересны нам.
– Вы как еврокомиссар известны своими радикальными инициативами. Чего бы вам хотелось достичь в итоге своей работы на этом посту?
– У меня есть несколько целей. Во-первых, сформулировать комплексный экономическо-социальный подход, который бы решал демографическую проблему старения населения. Во-вторых, достичь того, чтобы общее видение будущего принималось как шанс. Надо преодолеть пессимистические взгляды на будущее. Это проще выразить анекдотом. Не знаю, как в Украине, но у нас довольно распространены анекдоты об «Армянском радио». Радио спрашивают: «Когда будет лучше?» Радио отвечает: «Надо хорошо подумать, но одно можно сказать сразу: хорошо уже было».
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)