Rambler's Top100

№ 309 - 310
12 - 25 ноября 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Российская газета» о нацпроектах в демполитике
«Smart Money» о повышении рождаемости, конкуренции за деньги и возможном недоборе роста ВВП
«Независимая газета» о попытках влиять на рождаемость в бывшей ГДР
«Известия» о домашних детских садах
«Новые известия» и «Известия» о попытке запрета частных детских приютов, патронатных и приемных семей
«Молодежь Эстонии» о положении многодетных семей в Эстонии
«Новая газета» и «Огонек» о новом приказе об ограничении абортов
«Независимая газета» об абортах и контрацепции
«Медицинская газета» о круглом столе по проблеме профилактики абортов
«Невское время» о новых предложениях по изменению российской Конституции
«Новые известия» о нехватке педиатров и проблемах педиатрии
«Новые известия» о грядущем переходе России на международные стандарты в области перинатальной медицины
«Коммерсантъ-Деньги» о бесплодии, ЭКО и суррогатном материнстве
«Frankfurter Rundschau» о влиянии экологии на врожденные патологии в Китае
«El Pais» о причинах нехватки женщин в Азии
«Итоги» о традиционном и гражданском браках в Европе
«Smart Money» о старении и «инфляции возраста»
«Российская газета» о российской миграционной политике глазами директора ФМС России

«Независимая газета» о статье Лужкова «Москва – не проходной двор»
«РБК» о проблемах миграции и интеграции в Москве
«Коммерсантъ» и «Россiя» о готовящемся пересмотре льготного режима пребывания граждан Украины в России и возможном ответе Украины
«Известия» об экономике нелегальной миграции в России
«Эхо» о легальной и нелегальной миграции в Азербайджане
«Независимая газета» о теме нелегальных иммигрантов в предвыборной борьбе в США
«La Repubblica» о волне нетерпимости к иммигрантам в Европе
«Le Monde» о расширении Шенгенской зоны
«Время новостей» о паспортах «с чипом»
«Бизнес-журнал» о банковских переводах мигрантов
«Российская газета» о переселении соотечественников в Россию
«Российская газета» о школе для мигрантов
«Ведомости» о дефиците и цене труда
«Метро» о тех, кто перебирается из Москвы в провинцию
«Коммерсантъ» о влиянии повышения МРОТ на доходы разных домохозяйств
«Московские новости» о пенсионной системе России
«Газета» о наследовании пенсионных накоплений
«Коммерсантъ» о рейтинге гендерной дискриминации
«Daily Telegraph» и «The Guardian» о потеплении климата и грядущих климатический войнах
«Independent» о прорыве в клонировании
«Московские новости» о презентации фонда «Русский мир»

… о дефиците и цене труда

Работать стало некому

Парадоксальная ситуация: формально дефицита кадров нет, а найти работоспособных специалистов почти невозможно

Данные нового исследования кадрового холдинга «Анкор» показывают, что зарплаты в Москве растут быстрее, чем в целом по стране: 15,5% в год. А рост зарплат в России заметно превышает инфляцию.
+15,5% средний рост заработных плат в Москве с октября 2006 г. по октябрь 2007 г., подсчитали в центре аналитических исследований кадрового холдинга «Анкор»

Кого считали
Обзор заработных плат кадрового холдинга «Анкор» рассматривает период 1.09.2006–1.09.2007. В опросе в 27 крупнейших городах России приняли участие 394 компании (103 из них имеют представительства в Москве), из которых 65% иностранных и 35% российских. Размер компаний: менее 150 сотрудников – 49,5%, от 150 до 500 сотрудников – 37%, более 500 сотрудников – 13,5%. По секторам рынка: FMCG – 29%, производство – 50%, строительство и девелопмент – 12,6%, фармацевтика – 12,6%, услуги – 30%, разработка ПО – 5,8%, IT/телеком – 9,9%.

За 12 месяцев к сентябрю 2007 г. рост потребительских цен составил 9,5%, сообщает Наталия Орлова из Альфа-банка. По данным «Анкора», за тот же период зарплаты увеличились на 11,82%. Цифру российских кадровиков подтверждают данные компании Ernst & Young, оценившей увеличение зарплат в России в 11%.
Рост доходов ускоряет монетарную инфляцию, продолжает Орлова, но вклад растущих доходов в инфляцию не так ощутим, если сравнивать его с притоком капитала или ростом потребкредитования.
Значительная часть увеличивающихся доходов идет на потребление импортных товаров, а цены на них растут не так быстро, соглашается Владимир Тихомиров из «Уралсиба». По его оценкам, вклад растущих зарплат в 10%-ную годовую инфляцию — в пределах 1-2%.
Куда большую проблему представляет не вклад растущих доходов в инфляцию, а то, что рост зарплат не компенсируется производительностью труда, которая, наоборот, снижается, констатирует Тихомиров и приводит данные Росстата: в 2005 г. производительность выросла на 5,5%, а зарплаты в реальном выражении (с учетом инфляции) — на 9,7%. В 2006 г., приводит Тихомиров оценку Минэкономразвития, рост производительности составил 6,2%, а рост зарплат — 13,4%, а на 2007 г. прогноз министерства таков, что производительность труда вырастет на 6,3%, в то время как рост реальных зарплат только за 10 месяцев года составил уже 16,6%, т. е. в 2,5 раза больше прироста производительности. «Мы работаем все медленнее, а получаем за это все больше», — афористичен Тихомиров.

Найти и сократить
А компании вовсе не спешат повышать производительность труда, говорит завлабораторией Института экономики переходного периода (ИЭПП) Сергей Цухло. По данным его исследования, в IV квартале 2007 г. об этом задумываются 23% предприятий. Это абсолютный минимум с 1998 г., утверждает Цухло, а максимума достигло количество жалоб на недостаток кадров как на главный фактор, сдерживающий рост производства: его упомянули 39% предприятий.
В исследовании «Анкора» говорится, что в 2008 г. 72% компаний планируют увеличить численность персонала. Но уже в 2007 г. 70% компаний, искавших себе работников, столкнулись с трудностями при подборе.
«Надо смотреть не на то, что предприятия говорят, а на то, что они делают», — возражает директор центра трудовых исследований ГУ-ВШЭ Владимир Гимпельсон: жалуясь на дефицит кадров, за последние 6-7 лет крупные предприятия и организации сократили 3-4 млн. человек, или порядка 8% персонала. Не хватает же не просто работников, а квалифицированных работников, уточняет он и продолжает: однако такая нехватка наблюдается прежде всего в самых неконкурентоспособных (в том числе по уровню зарплаты) отраслях — легпроме, машиностроении. Недостаток кадров в легпроме ощущают 67% предприятий, в машиностроении — 49%, подтверждает Цухло.

Самые дорогие
Быстрый рост окладов в столице объясняется, с одной стороны, более высокой ценой жизни, с другой — концентрацией бизнеса и, как следствие, более высокой конкуренцией на кадровом рынке, уверена Наталья Данина, директор центра аналитических исследований кадрового холдинга «Анкор». «Так было и раньше, — убежден Александр Казаков, замгендиректора компании Exclusive Personnel. — Не получив специалиста по одной цене, работодатели спешат предложить другую, считая материальный мотиватор волшебной палочкой».
По данным «Анкора», по целому ряду позиций прирост заработных плат за год составил 30-45%: директор по развитию бизнеса, региональный менеджер по продажам, торговый представитель, менеджер по связям с общественностью, главный инженер, механик, водитель-экспедитор, специалист по сетевому обеспечению, переводчик, оператор базы данных.
«Могу согласиться с тем, что названные “Анкором” позиции востребованы на московском рынке труда, — говорит Наталья Голованова, руководитель центра маркетинговых и социологических исследований кадрового дома “Суперджоб”. — По данным наших исследований, динамика роста средней заработной платы по Москве за тот же период составила в среднем 15%. Но 30-45%-ного прироста нет. Менеджер по связям с общественностью, персональный водитель получили, по нашим подсчетам, прибавку в 15%, менеджер по маркетингу — в 20%, бренд-менеджер — в 25%, в IT-отрасли системный администратор — в 20%, администратор Oracle — в 25%».

Они есть, но их нет
«Парадокс в том, что номинально дефицита по данным специальностям в Москве нет», — разводит руками Юрий Вировец, генеральный директор компании HeadHunter. Соотношение резюме/вакансий для категории директор по развитию- 11,7, главный инженер — 1,2, региональный менеджер по продажам — 1,4, торговый представитель — 1,3, оператор баз данных — 1,8, переводчик — 5,3, а менеджер по связям с общественностью — 6,2 (данные компании HeadHunter на основе размещенных вакансий компаний-работодателей и резюме соискателей).
«Однако найти свободных специалистов данных специальностей практически невозможно, — констатирует Елена Логачева, замгендиректора консалтинговой компании Delogys Group. — За последние три года мы подобрали 15 директоров по развитию компаниям с ежегодной выручкой свыше $100 млн. Из них ни один не был “свободен” — их приходилось перекупать».
«Позиция директора по развитию бизнеса подразумевает обширный функционал. Некоторое время назад специалист по бизнес-девелопменту занимался только подбором помещения и аналитикой. Сейчас же в связи с активной экспансией в регионы директора по развитию бизнеса отвечают за стратегию развития компании в регионе, подбор и охват целевой аудитории, документацию, внедрение полной логистической цепочки, даже за подбор персонала», — говорит Бэла Дзасохова, руководитель департамента консалтинговой компании Cornerstone.
«Что же до PR-менеджеров, то московские компании ставят непременным условием для кандидата опыт работы в профильной индустрии не менее 2-3 лет. На практике таких специалистов всего человека три на рынке», — качает головой Логачева.

Осознанная необходимость
«Рост зарплаты водителя-экспедитора связан с осознанием компаниями необходимости поднять зарплату. Еще полгода назад мы наблюдали на рынке разрыв между предложениями работодателей и ожиданиями соискателей по меньшей мере в 10000 рублей, в отрасли возник дефицит», — комментирует Сергей Новиков из кадрового центра «Виват персонал».
«Что касается IT, то изменяется представление работодателей о профессиональных качествах хорошего специалиста: IT-специалист, работающий в одном направлении, через год-два перестает быть интересен», — говорит Вировец.
Рост же зарплат маркетинговых специалистов, по его мнению, обусловлен тем, что в этой сфере остро не хватает нацеленных на результат профессионалов. Рынку недостает специалистов, способных правильно собрать и трактовать данные, на основе которых и принимаются все решения по маркетингу. Люди читают маркетинговые учебники, но не применяют на практике инструментарий или фокусируются лишь на сиюминутных задачах вроде заказа ручек с корпоративной символикой и рассылки пресс-релизов. «Поэтому спрос на опытных специалистов, умеющих мыслить стратегически, будет расти», — уверен Вировец.

Михаил МАЛЫХИН, Ольга КУВШИНОВА. «Ведомости», 13 ноября 2007 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.