
… о евгенических программах
в США

|
Евгеника в Америке
|
Секретная программа Северной Каролины по стерилизации
граждан, санкционированной властями штата
Евгеника, которая возникла на стыке веков, предлагала
соблазнительное будущее: будущее без нищеты, без наркомании и алкоголизма,
без преступности - и все благодаря магии науки. По мнению ученых,
занимавшихся евгеникой, большинство социальных пороков объяснялось
генетическими изъянами, передающимися из поколение в поколение.
Помешав людям с подобными изъянами - и особенно умственно неполноценным
- заводить детей, ученые рассчитывали решить эти проблемы раз и
навсегда. По крайней мере, 30 штатов США приняли эту теорию и начали
собственные программы; на протяжении XX века по приказам властей
штатов было стерилизовано, по грубым подсчетам 70 тыс. американцев.
Последняя из этих программ была отменена только в середине 1970-х.
Три десятилетия спустя и спустя три года после того, как Вирджиния
первой принесла официальные извинения за свою программу, те, кто
подвергся стерилизации и до сих пор жив, - никто не знает, сколько
их, - до сих пор ждут помощи. Менее чем полдесятка штатов последовали
по стопам Вирджинии. И только один штат, Северная Каролина, задумался
о предоставлении консультаций и медицинских услуг жертвам, нацеленных
на разрешение послеоперационных проблем, а также о выплате некоторой
компенсации за пережитую боль.
Евгеническая программа Северной Каролины была одной из самых агрессивных.
За четыре десятка лет было стерилизовано или кастрировано более
7 тысяч человек, причем некоторым было не более 10-11 лет. Причинами
для операций служили умственные заболевания и обвинения в сексуальной
распущенности, а также просто общение не с той компанией. Некоторые
из прооперированных получили серьезные осложнения, и несколько человек
скончалось в течение нескольких дней после операции.
Детали этой программы, вероятно, до сих пор хранились бы за семью
замками в архивах штата, если бы их не обнародовала Джоанна Шоен,
автор книги "Выбор и принуждение: контроль над рождаемостью,
стерилизация и аборты в системе общественного здравоохранения и
социальной заботы о населении" ("Choice & Coercion:
Birth Control, Sterilization and Abortion in Public Health and Welfare"),
которая выходит в этом месяце в издательстве The University of North
Carolina Press. С ней побеседовала журналистка Newsweek Ребекка
Синдербранд.
- Когда вы впервые узнали о существовании евгенической
программы в Северной Каролине?
- В середине 1990-х я начала изучение архивов штата
для своей дипломной работы. Я знала о существовании Комиссии по
евгенике, потому что я видела ее отчеты, писавшиеся два раза в год,
- просто статистика, никаких деталей - в медицинской библиотеке
Университета Северной Каролины. Но даже несмотря на то, что у меня
было разрешение, архивисты не позволили мне ознакомиться с этими
данными и резюме. Пару лет спустя я вновь оказалась в архивах штата,
когда работала над своей книгой. Когда я пришла туда, архивист передал
мне три рулончика микрофильмов. Я не знала, что это, но я не хотела
задавать лишних вопросов. Я взяла этот микрофильм, пошла в читальный
зал. И там я поняла, что у меня в руках золотая жила, так как то,
что он мне дал, было записями всех встреч Комиссии по евгенике.
- Что вы обнаружили в этих записях?
- Чтение этих материалов действительно ошеломило меня,
ибо на протяжении месяцев мне открывалась одна личная трагедия за
другой. Это истории о том, как государство игнорировало этих людей,
детей и невероятную нищету: потом они попадали в зону внимания,
и им делалось предложение о стерилизации. И одна из вещей, которую
я поняла, читая эти материалы, это то, что были законы, которые
хранили истории об этих людях в тайне. Читая эти материалы, я чувствовала,
что эти люди заслуживают общественного признания: что-то должно
быть сделано для того, чтобы эта информация была обнародована. И
когда штат Вирджиния стал первым, принесшим извинения за свою программу
стерилизации (в 2002 году), я подумала, что пришло время рассказать
правду.
- Изменялась ли программа Северной Каролины с течением
времени?
- Да, она изменялась, и довольно резко. В 1930 - 1940-х
большинство людей, кандидатуры которых предлагали на стерилизацию,
были белыми, так как афро-американцы почти не получали социальных
услуг на расистском Юге. В 1950 - 1960-х ситуация начинает меняться,
и эти программы начинают соединяться. Меняется и лицо подвергаемых
стерилизации. Ударение теперь делается на матерях-одиночках, особенно
молодых. И становится непропорционально много афро-американцев.
Еще одним отличием стало то, что в первые десятилетия упор делался
на страдающих серьезными умственными заболеваниями, при которых
медицина бессильна. А в 1950-х для многих из этих заболеваний наука
находит способы лечения, и заинтересованность психиатров в стерилизациях
этих людей отпадает. Тем временем резко увеличивается количество
стерилизаций по рекомендации социальных работников.
- Когда эти программы были завершены, предпринимались ли
какие-либо усилия для выплаты компенсаций или содействия жертвам
стерилизации?
- В 1970-х был ряд исков в нескольких местах, в которых
люди указывали на насильственную стерилизацию. Ни один иск успехом
не увенчался. Потом, в 1990-х и начале 2000-х, появилась новая волна
исков, и люди начали громко говорить об этом. Город Альберта в Канаде
выплатил репарации жертвам. В США такого не сделал никто. Северная
Каролина зашла дальше других: была создана комиссия по изучению
вопроса, которая рекомендовала штату оплатить медицинские услуги
и образование пострадавшим. Губернатор одобрил рекомендации, однако
они не были реализованы.
- Есть ли организации, которые регистрируют этих людей,
пытаются посчитать, сколько их может быть? Или они брошены на
произвол судьбы?
- Пока эти люди - сами по себе. Это связано с тем, что
данные, в основном, закрыты, так что этих людей сложно найти, даже
если очень того захочешь. Некоторые штаты выступили с извинениями
за евгенику и считают это достаточным для того, чтобы не открывать
данные, а некоторые даже начали уничтожать документы, что, на мой
взгляд, ужасно. Об этом почти ничего неизвестно - есть сотни вопросов,
на которые мы не можем найти ответ.
- Будет ли, по вашему мнению, в конце концов, создана программа
для содействия пережившим стерилизацию - в Северной Каролине или
других местах?
- Иногда я думаю, что есть люди, которые готовы приложить
к тому усилия и у которых есть политическая воля. А потом мне кажется,
что все, кто якобы предпринимает какие-то шаги в этом направлении,
- лицемеры. У меня такое ощущение, что ни у кого нет заинтересованности
в этом вопросе. Есть вещи и помимо финансовой компенсации, на которых
можно было бы сосредоточиться прямо сейчас, - например, создание
мемориала или музея. Ведь в какой-то момент и эта возможность исчезнет
навсегда.
Ребекка СИНДЕРБРАНД. "Newsweek", 21
марта 2005 года
Перевод с сайта: Inopressa.ru
|