Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 1035 - 1036
11 июня - 24 июня 2024

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

"News.ru" о мерах поддержки рождаемости
"Если быть точным" о региональном рейтинге демографического развития
"РБК" и "ТАСС" о миграционной политике в ЕС
"Независимая газета" об ужесточении миграционной политики в США
"Новые известия" об иммиграции в Израиле
"Российская газета", "Новые известия" о выдворении соотечественников и нелегалов
"Коммерсантъ" о школьном экзамене по русскому языку для детей мигрантов
"Если быть точным" об изучении дачной миграции с помощью спутниковых данных
"Новые известия" о росте зарплат мигрантов
"Коммерсантъ" о запросе соискателей получать зарплату в конверте
"Коммерсантъ" о дефиците рабочих профессий
"Коммерсантъ" о росте спроса на аутсорсинг

"Новые известия" о неравенстве доходов учителей
"Независимая газета" о снижении доходов при выходе на пенсию
"Коммерсантъ" о трендах платформенной занятости
"Эксперт" о лекарственном суверенитете
"Коммерсантъ" о заболеваемости инфекциями, передающимися половым путем
"РБК" о распространении инфекционных заболеваний в России
"Коммерсантъ" о заболеваемости корью
"РБК" об антипрививочниках
"Коммерсантъ" о снижении расходов на закупку антиретровирусных препаратов
"РБК" о мониторинге состоянии плода у беременных
"Новые известия" о росте стоимости обучения в вузах
"ТАСС" о возможностях оформить совместную опеку над детьми после развода в Японии

о неравенстве доходов учителей

Зарплатная пропасть: разница в доходах учителей в Москве и регионах достигла 400%

Разница в доходах педагогов, живущих в столице и в регионах, достигла невиданных размеров: за тот же самый труд учителям в других областях платят вчетверо меньше, чем их столичным коллегам. Вот такими стали итоги очередного учебного года.
Довольствуйтесь четвертью
Такие сведения обнародовали в открытых отчетах Минпросвещения и Росстат. Согласно свежим данным двух ведомств, в Москве школьный учитель работает в среднем на 1,3 ставки и получает за свой труд 111 700 рублей в месяц. А в близлежащей Костромской области для того, чтобы заработать 36 200 рублей в месяц (что ниже даже медианной зарплаты), учитель должен работать на 1,65 ставки.
За одну ставку "чистыми" он получает лишь "минималку" - порядка 19 200 рублей. Таким образом, ценность ставки педагога в Костроме примерно вчетверо ниже, чем у его коллеги в столице. Редакция "НИ" попросила администрацию Костромской области прокомментировать сложившуюся ситуацию в школьном образовании, однако официальный ответ пока не получен.
Если же сравнивать данные с Ивановской областью, не беря в расчет доплату в 5000 рублей за классное руководство, то здесь учителя общеобразовательных школ за свою непосредственную работу получают и того меньше - 33,9 тысячи рублей в месяц.
В Брянской области школьный учитель, работающий на 1,3 ставки, может заработать 36 200 рублей в месяц, а его коллега в Тамбове при той же нагрузке - 35 600 рублей. Учитель в Волгоградской области, работающий на 1,5 ставки, может рассчитывать на 37 200 рублей. Их коллеги из Владимирской и Самарской областей, "везущие" на себе нагрузку 1,6 и 1,75 ставки, заработают 42 300 и 45 300 рублей соответственно.

Таким образом, в большинстве регионов Центральной России при работе на одну ставку школьный учитель с высшим образованием получает лишь 20-25 тысяч рублей "чистыми". И только в том случае, если педагог соглашается увеличивать нагрузку до полутора ставок, он может "подтянуть" доход до 35-38 тысяч рублей - той суммы, что получает продавец без базового образования в продуктовом магазине.
Как следует из данных Минпросвещения, такую нищенскую зарплату, нередко не дотягивающую до уровня средней по региону, получают высококлассные педагоги. Согласно ведомственной статистике, свыше 60% школьных учителей имеют первую или высшую квалификационную категорию и обладают более чем десятилетним стажем работы. Те же, кто приходит в школы сразу после студенческой скамьи, получают и того меньше.
Стоит ли удивляться, что профессия учителя становится у молодежи все менее и менее престижной.
"Омолодить" учителя
"Новые Известия" пообщались с педагогами и выяснили, с какими проблемами они сталкиваются в работе, и что они хотели бы изменить.
"Мой педагогический стаж - более 50 лет. Всю жизнь я работала в школе с повышенной нагрузкой, как минимум на 1,5 ставки. Естественно, не от хорошей жизни. Не зря у нас бытует поговорка: "На одну ставку есть нечего, на две - некогда". Несмотря на такую нагрузку, выходя на заслуженный отдых, получила мизерную пенсию. В этом году мне исполняется 80 лет, а я до сих пор продолжаю работать, потому что прожить на учительскую пенсию невозможно", - говорит учитель истории и обществознания из Ярославской области Ольга Семенова.
По словам педагога, молодежь в таких условиях в школе не задерживается. Средний возраст коллектива в ее учебном заведении - около 50 лет.
"Кто будет работать, когда наше поколение уйдет, я не знаю. Чтобы "омолодить" учителей, надо, конечно, поднимать зарплаты и уменьшать бюрократическую нагрузку на педагога. Возможно, в таких условиях молодежь пойдет в школы", - полагает учитель.
"Других условий для вас нет"
В начале года в Минпросвещения отчитались, что после педагогических вузов в школы идут 79% выпускников. Однако каждый второй из них увольняется, не проработав и пяти лет.
Молодежь не устраивает высокая нагрузка при грошовой зарплате, а также многочисленные бюрократические требования. В итоге педагогов не хватает в 80% регионов страны.
Там, где ситуация не выглядит катастрофической, кадровые "дыры" закрываются зачастую не притоком молодых специалистов, а увеличением нагрузки на имеющийся персонал. А это в итоге приводит к эмоциональному выгоранию и возникновению у педагогов проблем со здоровьем.
По данным Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, педагогический состав в стране стремительно стареет: в прошлом учебном году моложе 30 лет были лишь 14,6% сотрудников, 31,5% - от 30 до 45 лет, 41,3% - от 45 до 59 лет.
О том, почему молодежь не задерживается в школах, "НИ" рассказала педагог из Костромы Елена Коваленко.
"У меня высшее педагогическое образование, но после окончания вуза по специальности я поработать не успела: так получилось, что вышла замуж и попала "из декрета в декрет". Когда младший ребенок подрос, я решила, что пора выйти на работу. Обратилась на биржу труда, мне дали направление в школу. Но когда я туда пришла, то директор предложила только "минималку". Когда я ее спросила, как можно прожить на 1 МРОТ матери с двумя детьми, та жестко ответила, что других условий нет, и эта работа считается "подходящей"", - вспоминает костромичка.
По ее словам, общение с потенциальным работодателем оставило у нее неприятный осадок.
"Директор школы меня предупредила, что если я от предложенных мне кабальных условий откажусь, то и пособие по безработице мне не дадут. Работа в школе за "минималку" для молодой мамы, несмотря на наличие двух маленьких детей на иждивении, у нас, оказывается, считается "приемлемой". Я решила, что для человека с высшим образованием это издевательство. Загонять себя в "рабство" за такие копейки я не захотела. В итоге окончила курсы и стала мастером ногтевого сервиса. Оформила самозанятость. Работаю на себя и ни о чем не жалею. В школу на "минималку" идти не собираюсь", - рассказала Елена Коваленко.
Эксперты убеждены, что избавить страну от кадрового голода в образовании невозможно без повышения стоимости учительской ставки. По данным на конец 2023 года, она составляла в среднем 312 рублей в час, в то время как зарплата рабочего среднего уровня квалификации достигала 314 рублей.
"Это свидетельствует о квалификационном провале и несоразмерности оплаты труда в образовательной сфере. Инвестиции в образование педагога таким образом обесцениваются", - приводит Forbes мнение главного научного сотрудника Центра финансово-экономических решений в образовании НИУ ВШЭ Ирины Абанкиной.

Алина ШУВАЛОВА. Новые известия, 29 мая 2024 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887