Соблюдение законодательства в сфере трудовой миграции имеет некоторые проблемы
Для Казахстана вопросы соблюдения законодательства в сфере трудовой миграции очень актуальны. И в первую очередь это проблемы трудовых мигрантов, приезжающих из-за рубежа.
Наша страна в связи с высокими темпами экономического роста оказалась на постсоветском пространстве одним из центров притяжения как легальной, так и нелегальной иностранной рабочей силы. Связанные с этим проблемы мы пытаемся преодолеть не один год.
Недавно были завершены очередные проверки применения законодательства, регулирующего привлечение иностранной рабочей силы (ИРС). Итоги этих проверок свидетельствуют о продолжающемся активном пополнении иностранцами казахстанского рынка труда, а также о недостаточном контроле со стороны уполномоченных государственных органов, в результате чего наблюдается рост фактов игнорирования иностранными работодателями требований законодательства. При этом нарушения встречаются почти на каждом этапе процесса привлечения ИРС.
В соответствии с законодательством Республики Казахстан привлечение иностранной рабочей силы осуществляется в пределах квоты, определяемой Министерством труда и социальной защиты населения на основании соответствующих обоснований территориальных управлений координации занятости и социальных программ. Однако областными управлениями при подготовке обоснований анализ внутреннего рынка труда должным образом не проводится, и обоснования базируются лишь на заявках работодателей. В результате в регионы выделяется фактически невостребованная квота на привлечение иностранной рабочей силы, которая в некоторых регионах составляет более 50 процентов.
Выявлены факты, когда уполномоченные органы выдавали разрешительные документы на привлечение иностранных рабочих, несмотря на предоставление работодателями неполного пакета документов, а также при несоответствии иностранцев предъявляемым квалификационным требованиям: они не имели соответствующего образования, опыта работы, специальности. Более того, разрешения выдавались даже при наличии необходимых специалистов на местном рынке труда, например, энергетиков, технологов различных производств, слесарей и других.
В целях дополнительной защиты внутреннего рынка труда законодательством установлено требование к казахстанскому содержанию в кадрах. Выдача уполномоченным органом разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы должна осуществляться при соблюдении 10-процентной нормы численности привлекаемых иностранных специалистов от общего числа работающих. То есть на одного работающего иностранца должно приходиться 9 казахстанцев. Данная норма введена с января 2012 года. Между тем из-за отсутствия механизма своевременного контроля со стороны уполномоченного органа работодатели фактически игнорируют указанное требование путем предоставления недостоверных сведений о составе работников.
Так, одно из предприятий в Жамбылской области получило разрешения на 47 иностранных работников, предоставив в уполномоченный орган сведения, согласно которым численность казахстанских работников составляла 430 человек, или 90,2 процента, а иностранцев – 47, или 9,8 процента. Фактически же установлено, что на момент подачи заявки в товариществе работало всего 60 казахстанских работников, или 69,2 процента от общего числа работающих.
Продолжают оставаться злободневными проблемы защиты граждан Казахстана от дискриминации в оплате труда. В отдельных компаниях при одинаковых функциональных обязанностях разница в заработной плате одной и той же категории казахстанских и китайских специалистов составляет 45 процентов от должностного оклада. В этих же компаниях установлена компенсация расходов по питанию по отношению ко всем работникам, однако удержание у иностранных специалистов на эти цели не производится.
В целях защиты внутреннего рынка труда законодательством предусмотрены особые условия привлечения иностранцев. То есть взамен на разрешение привлечь иностранную рабочую силу работодатель берет на себя обязательства обучить нескольких казахстанцев либо создать для них дополнительные рабочие места, а также в последующем заменить иностранцев на местных работников.
Работодатели пытаются обходить требования законодательства. Мы выявили несколько схем уклонения предприятий от исполнения взятых на себя обязательств.
Схема № 1
Работодатели, получая разрешение на привлечение иностранной рабочей силы определенной профессии, отсутствующей на местном рынке труда, фактически используют ее по другим специальностям (при этом обладатели таких специальностей могут присутствовать и на местном рынке труда).
К примеру, в Восточно-Казахстанской области ТОО «Казахцемент» четырех граждан КНР фактически использовало в качестве поваров, тогда как эти люди должны были работать в качестве электромонтажника, слесаря и наладчика (4-я категория).
Схема № 2
Организации получают разрешения на привлечение иностранных работников, предоставляя в уполномоченный орган фиктивные либо не подтвержденные официально (на иностранном языке) документы о стаже, образовании, профессии и т.д.
К примеру, уполномоченным органом выдано 125 разрешений на привлечение иностранной рабочей силы ООО «Чендуский научно-исследовательский и проектный институт строительных материалов». При этом в уполномоченный орган представлены справки, подтверждающие наличие у привлекаемых иностранцев необходимого 10-летнего стажа работы в ТОО «ЮНИСЭ» (Гонконг). Однако проведенная технико-криминалистическая экспертиза показала, что указанные справки изготовлены путем монтажа.
Схема № 3
Действующим законодательством предусмотрена возможность для организаций, зарегистрированных в одном регионе, получать разрешения на привлечение иностранной рабочей силы в уполномоченном органе другого региона, если организация представит подтверждающие документы о наличии контрактов на осуществление объемов работ в данном регионе.
Схема уклонения от исполнений требований законодательства путем использования этой нормы состоит в следующем. Компания, зарегистрированная в области «А», обращаясь в уполномоченный орган области «Б» за получением разрешений, представляет фиктивные контракты на проведение порядных работ с другой компанией на территории области «Б». Уполномоченный орган, не проверяя достоверность представленных контрактов (так как у них нет таких полномочий), выдает им разрешения.
К примеру, прокуратурой Астаны установлено, что ТОО «Восток нефть и сервисное обслуживание», зарегистрированное в Актюбинской области, в подтверждение осуществления деятельности в городе Астане в уполномоченный орган предоставило копию договора на строительные работы «Научно-образовательного комплекса в городе Астане», заключенного с филиалом турецкой компании. На основании указанных документов ТОО выдано 175 разрешений на привлечение иностранной рабочей силы на территории города Астаны и Актюбинской области. Между тем встречной проверкой установлено, что филиал турецкой компании никогда деловых отношений с ТОО «Восток нефть и сервисное обслуживание» не имел, а предъявленная копия договора, так же, как подпись и печать на нем, являются поддельными.
Схема № 4
Эта схема позволяет обойти ограничение в виде соблюдения 10-процентной нормы численности привлекаемых иностранных специалистов от общего числа работающих. Для этого предприятия, нуждающиеся в дополнительной иностранной рабочей силе, но по разным причинам не имеющие такой возможности, пользуются услугами рекрутинговых агентств.
К примеру, в Казахстанском филиале «Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В». (КПО) осуществляет трудовую деятельность значительное количество иностранных работников, заключивших индивидуальные трудовые договоры с ТОО «Bolashak Atyrau ltd». По этой схеме разрешение на привлечение иностранной рабочей силы получает ТОО «Bolashak Atyrau ltd» (причем такие разрешения ТОО получает на основании контрактов с «Карачаганак Петролеум»), а фактически функции работодателя по отношению к иностранным специалистам осуществляет КПО. При этом формально КПО не нарушает требования по 10-процентному ограничению числа иностранцев, не обременяется особыми условиями, обязательными к выполнению в связи с получением разрешений, хотя может привлекать практически неограниченное количество иностранцев.
Таким образом, помимо проблем с неисполнением требований законодательства мы сталкиваемся и с его несовершенством. В этой связи в представлении об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих, которое Генеральная прокуратура внесла в правительство Республики Казахстан, помимо вопросов неисполнения законодательства и вопросы о его совершенствовании.
Асель САТВАЛДИНОВА, начальник управления департамента по надзору за законностью в социально-экономической сфере Генеральной прокуратуры, советник юстиции. «Liter.kz», 29 ноября 2012 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)