Одной из главных проблем, которые волнуют москвичей, является обилие «выходцев из южных республик». По данным опроса «Левада-центра», проблема среди наиболее актуальных для горожан делит третье место с проблемой дороговизны товаров первой необходимости. Более чувствительны москвичи лишь к пробкам на дорогах и росту тарифов ЖКХ.
В таких условиях и городским властям приходится учитывать и проблему миграции. Тем более, что одними нелегальными мигрантами она не ограничивается: есть таже мигранты более или менее легальные, а есть и те представители так называемой маятниковой миграции - сотни тысяч людей, которые едут в столицу из Подмосковья и соседних областей на день или на рабочую часть недели. Об этом и шла речь в ходе совместного экспертного семинара «Полит.ру» и РАНХиГС о миграции как вызове и ресурсе для столицы. «Москва поглощает две трети внутренней миграции в России», - оценивает роль столицы в миграционных процессах председатель Общественного совета Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, эксперт Всемирного банка Сергей Градировский.
Меж тем россияне далеко не всегда готовы мигрировать из места, где они живут. По словам Никиты Мкртчяна из Высшей школы экономики, результаты исследования по безработным показывают, что непременным условием для трудовой миграции люди называют повышение зарплаты в 3-4 раза. Причем, меньше, чем на 30 тысяч рублей не готовы ехать даже люди из сельской глубинки. Нет для этой группы мигрантов и фонда жилья. Мигранты же с Кавказа или из Средней Азии поставляют на столичный рынок труда дешевую рабочую силу. По словам эксперта, Москве в целом выгодна вахтовая схема миграции, ведь мигранты в таком случае не пользуются медицинскими услугами в столице – социальная нагрузка ложится на регионы стабильного проживания. Обсуждение, впрочем, продемонстрировало, что эта маятниковая форма может со временем превратиться в фактически постоянную – в Москве снимается стабильное жилье. Малую родину навещают несколько раз в год – на длинные праздники.
Отдельная проблема — проблема интеграции мигрантов, особенно иноэтничных. По оценке заведующего сектором изучения ксенофобий института социологии РАН Владимира Мукомеля, на интеграцию более всего настроены мигранты с высшим образованием, менее всего — наиболее неблагополучные. Однако через два-три года работы в столице ментальность мигранта приближается к местной. Причем, местной в узком смысле. При этом, по словам Сергея Градировского, селятся зарубежные мигранты, как правило, в наиболее маргинальных районах города и Подмосковья — по причине дешевизны — и модели поведения они перенимают соответствующие.
Миграция постепенно становится политической проблемой. «В Европе основной электоральной базой для новых правых становились представители низшей части среднего класса, которые не смогли самоизолироваться от мигрантов», - говорит ведущий научный сотрудник Лаборатории общественной географии и страноведения Географического факультета МГУ Андрей Трейвиш. Есть примеры воздействия миграции, связанные с повышенными рисками и другого рода. - Москва может повторить судьбу Детройта, где существуют целые гетто, населенные преимущественно бедными афроамериканцами.
Как считает Никита Мкртчян, проблемой интеграции мигрантов не должно заниматься государство, оно должно делегировать решение этой проблемы общественным организациям. Государство же может поддерживать НКО грантами, но самому в столь сложную сферу лезть ему не стоит. Понятным исключением, как отметили участники семинара, является форсированное обучения русскому языку детей мигрантов, чем власти, впрочем, занимаются и сейчас.
По мнению экспертов, государство вообще вряд ли должно, да и может активно управлять миграционными процессами. «У властей есть иллюзия, что миграцией можно управлять», - отмечает Никита Мкртчян. «Возможность управления миграциями близка к нулю», - вторит ему Владимир Мукомель. Попытки ограничения миграций носят командно-приказной характер, что сильно ухудшает их результат. Например, меры по регулированию числа мигрантов-иностранцев имеют вполне понятные негативные последствия. По мнению Мкртчяна, последствием сокращения потока мигрантов из ближнего зарубежья станет запустение российской провинции — многие города в соседних с Москвой регионах просто начнут исчезать с карты России, поскольку их жители будут перебираться в столицу.
Общей позицией стало то, что власти должны определиться с целями развития и своей политикой по отношению к мигрантам. «Миграционной политики по сути нет», - считает Вячеслав Глазычев. «У власти есть два дискурса по отношению к мигрантам. Первый — публичный — заключается в том, что число мигрантов нужно уменьшать. Второй — по отношению к бизнесменам — мигранты выгодны и никто не собирается их прогонять», - говорит Сергей Градировский. Эксперты не вполне могут оценить масштабы проблемы — нет хорошей статистических данных по миграции — даже по маятниковой. Хотя исследователи постепенно придумывают новые остроумные способы подсчета по косвенным параметрам.
Эксперты в целом не склонны видеть в миграционных процессах в столице что-то катастрофическое. «Миграция — общий тренд для «мировых городов», крупнейших агломераций. Миграционные процессы в Москве как раз говорят о том, что Москва стала «мировым городом», - полагает доктор искусствоведения, профессор Московского архитектурного института, член Общественной палаты Вячеслав Глазычев. По словам Сергея Градировского, миграция — это тот процесс, где нельзя однозначно сказать, плох тот или иной фактор или хорош. «Что-то прибыло, что-то убыло», - полагает он.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)