… о новых тенденциях внешней миграции в Белоруссии
"Некачественное" переселение как проблема
Белорусы едут на российские стройки
К падению темпов роста ВВП может привести сохранение существующей тенденции в миграционных процессах в Беларуси.
Такой вывод делается в докладе "Влияние миграционных потоков на социально-экономические показатели Беларуси", который был подготовлен при поддержке Белорусского фонда публичной политики (BPPF -Белорусский фонд публичной политики (Belarus Public Policy Fund, BPPF) - совместный проект Белорусского института стратегических исследований (BISS, Литва) и словацкого фонда Pontis по поддержке экспертного сообщества Беларуси. Сайт BPPF http://bppf.eu ). Авторами доклада являются Александр Лученок и Ирина Колесникова.
Согласно официальной статистике Беларусь имеет положительное миграционное сальдо. Однако авторы исследования считают, что цифры официальной статистики недостаточно точны, так как далеко не все отъезжающие на постоянное место жительства за границу регистрируются в соответствующих службах. Например, белорусская статистика показывает положительное сальдо миграционного баланса с Россией, хотя, по данным Росстата, сальдо миграции стало для нашей страны отрицательным еще с 2007 года.
Объем трудовой миграции значительно превышает миграцию на постоянное место жительства. Неофициальные цифры трудовой миграции превышают более чем в 30 раз цифры зарегистрированной миграции. При этом почти 85% белорусских трудовых мигрантов выезжают в Россию. Склонность же граждан к трудовой миграции после девальвации белорусского рубля в нынешнем году резко увеличилась.
Авторы доклада подчеркивают, что из Беларуси выезжают более квалифицированные кадры, чем в нее въезжают. "И это вполне закономерный процесс: в борьбе за высококвалифицированных работников выигрывают более богатые страны", - отмечается в докладе.
Высококвалифицированные специалисты покидают Беларусь, так как не могут найти работу с достойной заработной платой. Вместо них в Беларусь приезжают малоквалифицированные трудовые мигранты из Украины, Молдовы, Кыргызстана и Таджикистана. Они в основном работают в сфере строительства и сельского хозяйства.
Сохранение подобной тенденции в миграционных процессах в Беларуси, по мнению авторов доклада, может привести к падению темпов роста ВВП на душу населения.
Между тем А. Лученок и И. Колесникова считают, что миграция не является злом сама по себе. Они обращают внимание на тот факт, что белорусские трудовые мигранты перечисляют в страну валюту. Другой вопрос, что большинство мигрантов не желают платить налоги, и поэтому привозят в Беларусь валюту или сами, или же через знакомых.
"Такая практика получила еще большее распространение после озвученных мер по "наказанию" мигрантов полной оплатой коммунальных платежей и лишением других льгот", - говорится в докладе.
Авторы доклада считают, что в Беларусь поступает валютных средств в 2-3 раза больше, чем показывает официальная статистика, и они составляют примерно 2% ВВП. "Это следует рассматривать как достаточно существенную поддержку национальной экономики", - отмечается в докладе.
Авторы исследования подчеркивают, что миграционные процессы стимулируют экономический рост страны только в случае привлечения квалифицированной и высококвалифицированной рабочей силы. Привлечение же низкоквалифицированных мигрантов и членов их семей создает дополнительную нагрузку на социальную сферу и может привести к обострению взаимоотношений с коренным населением.
Между тем в Национальной программе демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы, принятой 11 августа 2011 года, основной акцент делается как раз на привлечение в страну дешевой малоквалифицированной рабочей силы. Программой намечено активное привлечение мигрантов в сельскую местность и в районы с недостатком рабочей силы.
"Семьям мигрантов предусмотрено оказывать финансовую поддержку, от которой в современных условиях не отказалось бы и коренное население", - указывают в своем исследовании А. Лученок и И. Колесникова.
Вместе с тем, как отмечается в докладе, проблему недостатка рабочей силы внутри Беларуси было бы целесообразно решать путем ликвидации излишней занятости на промышленных предприятиях, в других сферах экономики и перераспределения их между отраслями.
В связи с этим авторы исследования приводят в пример российское законодательство по демографической безопасности. Так, в российском законе особое внимание уделяется привлечению именно высококвалифицированных специалистов из других стран с созданием препятствий для въезда низкоквалифицированных мигрантов. Аналогичный закон необходимо принять в Беларуси, уверены эксперты.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)