1 октября в России отмечается День пожилого человека. По данным Росстата, число людей старшего поколения в стране неуклонно растет, в то время как рождаемость падает. Эксперты отмечают, что среди интеллектуальной и экономической элиты страны уже сейчас прослеживается тенденция к старению. Социологи не исключают, что в ближайшем будущем двигателем прогресса станет не молодежь, а "старая гвардия".
Демографы бьют тревогу: российское общество стареет. По итогам переписи 2010 года, доля людей в возрасте 70 и более лет составляет 10% от общей численности населения, что превышает показатели всех остальных возрастных групп. К таким же цифрам стремится и число 50-летних граждан, которые пополнят долю пенсионеров нашей страны. Уже сейчас в некоторых профессиональных сферах наблюдается недостаток молодых специалистов. "Научную элиту страны по большей части составляют высокообразованные и опытные люди старшего поколения, - говорит "НИ" старший научный сотрудник Института демографии ГУ-ВШЭ Никита Мкртчян. - Нынешняя молодежь не слишком охотно выбирает научную сферу деятельности. Сегодняшние светила науки - люди старше 60 лет".
Вне конкуренции сейчас люди "третьего возраста" в сфере инженерии, добавляет директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев. Возможно, через год пожилые люди обставят молодежь и в сфере охраны порядка. Депутат Госдумы Максим Рохмистров в четверг сообщил о том, что в парламент на обсуждение было внесено предложение о трудоустройстве военных пенсионеров: "Мы предлагаем возродить должность городового. На эту роль идеально подойдут люди, всю жизнь проработавшие в МВД и сейчас вышедшие на пенсию. Они прекрасно знают свое дело и гораздо опытнее молодых участковых".
Зрелость также добавляет бонусов и на производстве. "В 90-е годы в стране рухнула система ПТУ, зато начали разрастаться вузы. Сейчас любой школьник, как бы плохо он ни учился, имеет возможность получить высшее образование, - говорит г-н Мкртчян. - После обучения молодой специалист идет на непыльную работу в офис. На производстве сейчас основной персонал - это люди пенсионного или предпенсионного возраста". С этим согласна социальный психолог Наталья Варская: "Пожилые специалисты в области машиностроения, промышленности всегда будут на порядок выше в глазах работодателя, чем молодые специалисты. Молодых кадров вообще мало на рынке труда. Это связано как с демографическим кризисом, во время которого родилось нынешнее молодое поколение, так и с тем, что юношам и девушкам, как правило, не надо начинать работать рано".
Тенденция к старению ощущается в литературных кругах. В этом году независимая литературная премия "Дебют" увеличила возрастной ценз для соискателей с 25 до 35 лет. По словам члена жюри писателя Михаила Веллера, стоит ожидать, что призовые места будут занимать литераторы более зрелого возраста, нежели неоперившиеся юнцы, поскольку у первых больше опыта.
Через 15-20 лет общество может начать жить по принципу "старикам везде у нас дорога", вообще оттеснив молодежь на второй план. "Возрастная планка на рынке труда будет все сильнее подниматься, - полагает психотерапевт Елена Добробабенко. - Люди стали тщательнее следить за своим здоровьем, заниматься спортом. Женщины - посещать салоны красоты. Уже сейчас работнику нетрудно скрыть свой возраст и выглядеть моложе на несколько лет". Впрочем, это не отменяет общую для всех пожилых людей проблему: в таком возрасте тяжело перестраиваться под современные требования рынка и компаний, говорит "НИ" президент компании HeadHunter Юрий Вировец.
Анастасия СИДОРОВА, Ольга БОРОДИНА. «Новые известия», 30 сентября 2011 года
Компании начнут охоту за пожилыми работниками
Повышение пенсионного возраста и экономический кризис вынуждают менять подходы к подготовке кадров и найму персонала
В последние годы во многих странах мира активно внедряется принцип обучения в течение всей жизни. Эта концепция предполагает, что для поддержания профессионального уровня работника его образование не должно заканчиваться с получением диплома: он обязательно должен приобретать дополнительные навыки в течение всей трудовой карьеры. Этот принцип предельно просто описал профессор менеджмента Гарвардской бизнес-школы Билл Джордж. «Раньше люди представляли себе свою жизнь таким образом, что они будут учиться до 22–23 лет, потом работать лет 40, а после этого пойдут на пенсию. Сейчас это уже не работает. Люди продолжают оставаться в строю до 70–80 лет. Мир же при этом меняется так быстро, что знания, полученные, скажем, десять лет назад, уже будут устаревшими», — говорит он. В свете демографических тенденций, а также с учетом проблем, которые мировой экономический кризис породил в странах «золотого миллиарда», концепция обучения в течение всей жизни приобрела новое значение. Сегодня его рассматривают как главный инструмент для борьбы с длительной безработицей и продления трудовой деятельности людей старшей возрастной группы.
ТРУД, КОТОРЫЙ ОМОЛАЖИВАЕТ
«К середине XXI века средняя ожидаемая продолжительность жизни мужчин составит 80, а женщин — 85 лет. Возраст каждого десятого из живущих будет превышать 80 лет. Юридический пенсионный возраст, который для человека является важным показателем перехода в статус старика, очевидно, будет, как во времена Бисмарка, находиться на отметке 70 лет. Таким образом, в 2050 году 60-летние люди будут считаться молодыми — как статистически, так и в восприятии окружающими и самими собой», — рисует вдохновляющую картину профессор социологии Йенского университета (Германия) Штефан Лессених.
«Нынешнее поколение 60–70-летних людей несравнимо с предыдущими поколениями людей преклонного возраста», — заявляет «Шпигелю» авторитетный геронтолог из Гейдельбергского университета Андреас Крузе. По его словам, это поколение формировалось в иной дискурсивной культуре, в иных социально-экономических условиях — в их жизнь так или иначе вплетались экономический рост Европы в послевоенное время, бурные общественные дискуссии 1960-х и т.д.
Но этот скрытый «жизненный ресурс» пока остается невостребованным. «Сегодня еще мало кто видит потенциал, который труд раскрывает для продления молодости», — говорит эксперт австрийского Института будущего Андреас Штайнле.
По данным Организации экономического сотрудничества и развития, несмотря на то, что в странах — членах этой организации средний возраст выхода на пенсию до недавнего времени составлял 65 лет, во многих из них люди фактически прекращают активную трудовую деятельность уже в 55. Ведь те, кому больше 50, в случае увольнения с одной работы имеют минимальные шансы устроиться на новую с полной занятостью и выбирают возможность досрочно уйти на пенсию, если позволяет национальное законодательство. Одна из причин такого явления — банальное нежелание работодателей нанимать людей старшей возрастной группы. Как объясняет профессор Варшавской школы экономики Марек Гура, навыки и квалификация, которыми располагает большая часть работников к 50 годам, не устраивают потенциальных работодателей. «С тех пор как эти люди окончили свою учебу, технологии производства и способы организации труда радикально изменились», — говорит он.
Было бы полбеды, если бы на место «списанных» по возрасту кадров приходили молодые специалисты, квалификация которых соответствует требованиям времени. Согласно прогнозу Федерального агентства Германии по труду, к 2025 году трудоспособная часть населения страны сократится на 6,5 млн. человек. Чтобы избежать негативных последствий для экономики, немецкие политики предлагают увеличить трудовой ресурс либо за счет иммигрантов, либо за счет установления обязательной квоты для работодателей на трудоустройство людей старшего возраста. Впрочем, Михаэль Дикманн, глава правления немецкого страхового концерна Allianz, считает, что вводить такие квоты нет надобности. «Повышение пенсионного возраста, а также дефицит кадров сами собой удержат старших людей в профессиональной жизни. Я не удивлюсь, если вскоре мы развернем конкуренцию на рынке труда за квалифицированных специалистов почтенного возраста», — оптимистично заявляет он в интервью «Ди Цайт».
ВЕК УЧИТЬ ХОТЯТ НЕ ВСЕ
Таким образом, важность внедрения принципа обучения в течение всей жизни кажется очевидной, и в ряде стран уже имеется соответствующий опыт. К примеру, австралийский Департамент образования, трудоустройства и трудовых отношений реализует программу «Помощь работникам старшего возраста». Она предусматривает проведение совместно с работодателями оценивания уровня квалификации работников старшего возраста, после которого им предложат пройти обучение, восполняющее пробелы в знаниях и умениях. Работодатели, которые возьмутся организовать такие тесты и обучающие курсы, получат субсидии от правительства — 4400 австралийских долларов на человека. В свою очередь, Канада пытается повышать личную заинтересованность граждан в следовании принципу «век живи — век учись». Местное законодательство позволяет людям почтенного возраста использовать часть денег из взносов на обязательное пенсионное обеспечение на оплату обучающих курсов. Эти средства будут компенсированы правительством.
В Европе, как показали результаты исследования, проведенного в прошлом году фондом Бертельсманна, идея обучения в течение всей жизни лучше всего воплощена на практике в Дании, Швеции, Нидерландах и Финляндии. Хуже всего — в Греции, Болгарии и Румынии. Как говорится в отчете, Грецию постиг не только драматичный финансово-экономический кризис, но и «кризис обучения» — ситуация с профессиональным и последипломным образованием здесь наихудшая в Европе.
Впрочем, даже обеспечив идее обучения в течение всей жизни надлежащую государственную поддержку, никуда не деться от сугубо возрастных факторов, утрудняющих реализацию этой идеи. Во-первых, современные исследования показывают, что отдача от инвестиций в обучение тем ниже, чем выше возраст обучаемого. Во-вторых, для работников почтенного возраста компании обязаны создавать индивидуальный режим работы, что при сегодняшней культуре производственных отношений зачастую невозможно. «Предприятия будут все больше нуждаться в старших сотрудниках. Уже сейчас есть ряд компаний, пытающихся срочно вернуть тех, кто рано вышел на пенсию. Но это не всегда просто сделать, — рассказывает «Ди Цайт» геронтолог из Бременского университета Урсула Штаудингер. — Старшим нужна особая структура рабочего дня. А частичную занятость сегодня признают не все работодатели. Они аргументируют это низкой отдачей от такого сотрудника, не видя при этом, какую мотивацию и готовность к работе имеет тот, кто занят на 30%, по сравнению с тем, кто занят на 200% и, обессилев, влачит свои рабочие будни».
Ольга БЕРЕЗУЦКАЯ, Юрий РЫБАЧУК. «Комментарии», 30 сентября 2011 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)