Одним из хитов очередной мюнхенской конференции по безопасности стало выступление британского премьера Дэвида Кэмерона, признавшего провальной политику мультикультурализма и призвавшего к «мускулистому либерализму» в деле построения национальной идентичности. В октябре прошлого года провал идеи мультикультурализма в Германии констатировала канцлер Ангела Меркель. Но если Меркель в большей степени посмеялась над устаревшей идеей внутриполитических противников, в полной мере никогда не воплощенной, то Кэмерон совершенно серьезно говорил о вызове, стоящем перед западными демократиями, и предлагал конкретные ответы.
Эти ответы, вероятно, многим понравятся. Точные ли они - еще вопрос.
Кэмерон считает, что мультикультурализм как государственная доктрина в Британии привел к снижению национальной идентичности. Раздельное существование культур, толерантность к любым проявлениям иной культуры привели, в частности, к распространению экстремистской идеологии в сообществах, искаженно интерпретирующих ислам.
Мусульманская молодежь находит ответы на вопросы идентичности в этой идеологии, поскольку государство и общество другой идентичности - гражданской и национальной - ей не предлагают. Этому, по мнению Кэмерона, надо положить конец. Вместо игнорирования экстремистской идеологии правительство и общество должны противодействовать ей в любой ее форме. Вместо поддержки раздельного существования культур нужна ясная идея общей национальной идентичности, которая открыта для каждого. На это будут работать не только прагматичные иммиграционные решения - языковые, образовательные, квалификационные программы, - но и жесткие требования соответствия традиционным ценностям западного общества. Вплоть до запрета деятельности общественных организаций, проповедников, которые эти ценности - универсальные права человека, равенство перед законом, демократию, свободу слова - не разделяют. В противовес пассивной толерантности, оставляющей каждого наедине с собой, «мускулистый либерализм» должен пропагандировать конкретные ценности всем.
Речь Кэмерона уже вызвала скандал в Британии, поскольку совпала по времени с демонстрацией ультраправой «Лиги английской обороны», прошедшей под антимусульманскими лозунгами.
Попытки реформировать или перевоспитать общество всегда напоминают прогулку по минному полю; вероятность ошибки, неверного движения очень велика. Понятно, что британский премьер мечтает вернуть гражданскую национальную идентичность, нормально работавшую в европейских государствах XX в. Но при желании «мускулистый либерализм» Кэмерона можно сравнить и с советскими планами построения «новой исторической общности» - в данном случае британского народа. Очень важно, кто и как будет судить не признающих ценности Кэмерона.
Британский премьер в своей речи решительно отделяет ислам от радикального исламского экстремизма, тем не менее нельзя не заметить, что отстаиваемые им универсальные ценности западного общества имеют христианское происхождение, и уйти здесь от конфликта двух мировых религий и культур вряд ли удастся.
Очевидно, что сейчас испытывает серьезные проблемы не только доктрина мультикультурализма, но и доктрина «плавильного котла». С интеграцией мигрантов не справляется не только Британия, но и Франция, и США, и многие другие страны. Попытки объединить положительные стороны обоих подходов - еще более сложная задача, в которой требуется не только соблюсти взаимные обязательства, но и найти общие для всех ценности, и обеспечить высокую эффективность государственных и общественных институтов.
И проблема экстремизма, и проблема миграции - очень сложные и многоаспектные проблемы. С ними сейчас сталкивается и Россия. И у нас предлагаются и экономические, и силовые, и пропагандистские решения. И нам надо быть вдвойне осторожными с выбором решений - слабость наших государственных и общественных институтов общеизвестна.
«Ведомости», 7 февраля 2011 года
Кэмерон разъярен критикой своей речи о мультикультурализме
Вчера премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон был вынужден оправдывать свои утверждения, что мультикультурализм может вскармливать исламский экстремизм, сообщает The Independent. Ранее министр юстиции в теневом кабинете, лейборист Садик Хан заявил, что Кэмерон "сочиняет пропаганду для Лиги английской обороны", а мусульманские организации обвинили его в попытке "расколоть общины", напоминает журналист Оливер Райт.
Кэмерон в интервью не отступился от своих воззрений: "Нужно бороться с экстремизмом как таковым. Нужно сказать прихожанам Бирмингемской Центральной мечети и другим, которые называют 11 сентября еврейским заговором, что их позиция неприемлема. Мы не терпим в нашем обществе расизма, проявляемого белыми. Не должны мы терпеть и экстремизма, практикуемого другими". Он добавил, что необходимо пересмотреть принципы финансирования организаций и сотрудничества с ними, а также выдачи въездных виз: "Нужен принципиально новый образ мысли". По словам неназванного источника с Даунинг-стрит, Кэмерон разъярен критикой своей речи.
В тот же самый день Лига английской обороны, настроенная против мусульман, провела крупную демонстрацию в Лутоне. "По слухам, - пишет газета, - лидер Лиги Стивен Леннон сказал о Кэмероне: "Теперь он говорит то же самое, что мы. Он знает, на кого опирается".
Оливер РАЙТ. «Independent», 7 февраля 2011 года
Опубликовано на InoPressa.Ru
Карикатурное представление мультикультурализма в речи Кэмерона не решает проблему
Мультикультурализм – один из наиболее расплывчатых терминов политического лексикона, означающий то, что в него вкладывает говорящий.
Для сторонников мультикультурализма, это - принцип, заключающийся в том, что люди разного вероисповедания и разных культурных традиций должны научиться жить бок о бок друг с другом, не отказываясь от своего индивидуального своеобразия. Для тех, кто его отторгает, мультикультурализм – представление о том, что государство должно выступать спонсором разделения культур, освобождая меньшинства от некоторых обязанностей, связанных с гражданством. При такой точке зрения мультикультурализм видится как оправдание поведения, нетерпимого с точки зрения цивилизованной демократии.
Именно такую интерпретацию этого понятия изложил вчера в своей речи в Мюнхене Дэвид Кэмерон (David Cameron). Он провел параллель между «доктриной государственного мультикультурализма» и изолированностью исламских сообществ, питающей терроризм.
Великобритания, заявил премьер-министр, «поощряет параллельную, не связанную друг с другом жизнь различных культур», что приводит к «ослаблению коллективной идентичности». Такая ситуация способствует дезориентации юных мусульман, делая их восприимчивыми к воздействию экстремистских проповедников. Противоядием, по мнению Кэмерона, могло бы стать более последовательное и прочное внедрение либерально-демократических ценностей – уважение прав человека, религиозной терпимости, равенства полов – и больший акцент на принятии общебританских культурных атрибутов. Он называет это «активным, мускулистым либерализмом».
Столь резко сформулированное вторжение в эту чувствительную область не могло не вызвать возражений. Возможно, это и было одним из намерений выступавшего. Заявление, не вызывающие споров, не становятся новостью дня, а вот провокационный тон гарантирует накал страстей, что вполне подходит наименее терпимым силам общества.
Предсказуемым и печальным следствием слов Кэмерона стала быстрая реакция со стороны крайне правой антимусульманской Лиги английской обороны, которая в субботу провела митинг в Лутоне. Любое выступление, способствующее подъему фашистской пены, следует рассматривать как неудачу.
Но на каком-то уровне г-н Кэмерон прав. Государство не должно закрывать глаза на жестокость и преступления из ложно понятого чувства чуткости к культурным различиям. Это справедливо в отношении женского обрезания, принудительных браков и «убийства чести», которые проповедуют сторонники Джихада.
Полиция, социальные работники и учителя иногда грешат тем, что извиняют отвратительное или опасное поведение, вместо того, чтобы решительно воспротивиться ему. При этом правительству зачастую не удается наладить нормальные партнерские отношения с исламским сообществом. В значительной мере потому, что в действительности никакого «исламского сообщества» не существует – а существует, скорее, пестрая мешанина сообществ, каждое со своими особыми традициями и представлениями. В частности по этой причине МВД Великобритании и местные власти всячески добиваются права управлять средствами, выделяемыми на социальное сплочение. Расходуемые децентрализованно, они могут попасть в руки группировок, лишь усиливающих разделение.
Чтобы быть справедливыми по отношению к г-ну Кэмерону, отметим, что взгляд на проблемы как на непредвиденные последствия мультикультурализма вполне обоснован. Однако заявить, что вся концепция в целом неудачна, было бы все же преувеличением.
В конце своей речи г-н Кэмерон сделал смелый переход от стенаний по поводу социальной сегрегации к осуждению как такового вмешательства в эти вопросы правительства. Интеграция, настаивает он, произойдет, когда люди, принадлежащие разным сообществам, освободившись от государственного гнета, обретут «общую цель». Он не рискнул приплести «энергичный либерализм» к концепции «большого общества», возможно потому, что в своей речи обращался к иностранной аудитории, не знакомой с его любимым проектом гражданского возрождения.
Но не может же премьер-министр серьезно полагать, что основная причина социального разделения – большое правительство; и, тем более, что его программа сокращений решает проблему. Например, он делает заявление о том, что хочет, чтобы большее число иммигрантов учили английский язык. И кто же будет их учить? Все действующие курсы относятся к учреждениям дополнительного образования, бюджет которых уничтожается. По существу, анализ ситуации г-на Кэмерона содержит здоровый импульс. Он хочет установления границ приемлемого поведения – в культурном, социальном, политическом плане, соответствующих уровню современных либеральных представлений о равных правах, которые затем, без опасений, фаворитизма и предвзятости были бы применены к каждому срезу общества. Кто же против?
Но одно только желание ни на йоту не приближает его к достижению этой цели. Как и карикатурное изображение мультикультурализма в виде некоего зловещего большого государственного проекта, нарушающего социальное единство, не приближает премьера к воспитанию коллективной солидарности.
Проблемы, на которые указывает г-н Кэмерон, не новы. Но риторические кульбиты, занявшие первое место в новостях, не могут стать заменой политическим решениям.
"The Guardian", 6 февраля 2011 года
Опубликовано на ИноСМИ.Ru
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)